Моделирование современного урока с учетом психологических особенностей учащихся




 

Рассмотрим методы и формы организации учебного занятия, при которых наиболее полно можно учесть индивидуальные особенности. На сегодняшний день данный метод приобрел популярность, ведь только из наиболее видимых «плюсов» этого типа урока можно назвать возможность развить творческую составляющую личности учащегося, привить навыки актуализации знаний, логического выстраивания информационного ряда, планировать действия по достижению результата.

Напомним этапы осуществления деятельности урока по методу проектов.

1. Определяем тему, задаем учебную мотивацию.

2. Планируем конечную цель проектной деятельности.

3. Ребята осуществляют сбор и уточнение информации.

4. Рабочий «блок» (учащиеся занимаются проектом согласно заданному временному регламенту).

5. Время на презентацию результатов, обсуждение с последующей оценкой и самооценкой.

Наиболее эффективной формой работы на таком занятии является групповая работа.

Рассмотрим систему планирования и выстраивания работы с малыми группами.

Группа – уникальное явление, где возможно раскрытие и развитие многих личностных качеств ее членов. Участники проекта могут не только достигать учебного результата, но и осваивать недоступные и даже иногда поначалу пугающие личностные «горизонты». Например, многие школьники стесняются, испытывая неловкость в процессе публичных выступлений, тяжело выносят сконцентрированное на них внимание и теряют от этого много возможностей в собственной реализации.

Слабый тип темперамента (меланхолик) затрачивает много моральных сил от одной только мысли о необходимости публичного выступления и защиты своей точки зрения. В данном случае групповая работа может решить эту закономерную проблему. Педагогу остается только смоделировать ситуацию, составив группу таким образом, чтобы она вынудила «сложных» в коммуникационном смысле учащихся выступать с демонстрацией результата совместной работы.

Воздействие группы на личность очень велико при условии, что все детально продуманно: как ребята будут убеждать друг друга выполнять тот или иной объем работы, какие аргументы будут выдвигать. Тогда педагогу останется только координировать работу и фиксировать для планирования будущего урока.

При планировании групповой формы работы необходимо помнить, что группа должна состоять, желательно, из разнородных по темпераменту и личностному складу ребят, потому что несколько лидеров холерического темперамента, развивая совместную идею, «затмят» более робких учащихся, будут конкурировать за власть в группе, не давая проявить себя другим. Если вы объедините только флегматиков, людей спокойных и медлительных, динамика работы в группе будет низкой, они будут нуждаться в дополнительном времени, «вязнуть» в деталях. Артистичные и обаятельные сангвиники, «говоруны» и демонстраторы, будут поверхностны, они будут уделять внимание не сколько глубине проработки проблемного вопроса, сколько внешнему эффекту подачи. Поэтому всегда объединяйте ребят не столько по их желанию, сколько по разнородности их личностных особенностей, тогда они будут друг друга дополнять, «продвигать» и контролировать.

В групповой работе важно спланировать и порядок распределения функций. По началу, пока они не привыкнут, раздавайте карточки с обязательным перечнем того, что может делать каждый человек в группе. Эта хорошая привычка «родилась» в мини-тренинговых психологических группах, где были лидеры, их заместители, секретари, контролеры времени, идейные вдохновители, детальные разработчики информации, ораторы и технические исполнители. Эти «рабочие» профессии группы хороши по-своему. Замечательным показателем развития навыков самоорганизации в классе будет выработанный, впоследствии, навык самостоятельного распределения функций.

В зависимости от сложности поставленной вами учебной задачи, моделируйте свой урок. Если учебная задача вполне достижима, не требует очень трудоемкой проработки, спланируйте действия групп так, чтобы застенчивый ребенок обязательно попытался выступить или взял на себя функции лидера. Или наоборот, побудите активного «демонстратора» следить за временем, прогнозировать результат или помогать более слабым ребятам.

Если учебная задача сложна, тема имеет значительное информационное наполнение, тогда облегчите ребятам задачу, чтобы они выполняли привычные для себя функции в группе.

Проблемное обучение включает в себя несколько структурных элементов:

- определение (постановка) проблемы перед классом;

- целеполагание (планирование) действий учащимися;

- планирование ресурсов достижения результата;

- применение технологий учащимися;

- оценка результатов (самооценка).

Проблемное обучение как организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с некой проблемной составляющей учебного материала, нуждается в определенных психологических условиях его применения. Разумеется, поставленная проблема должна быть решена, а значит, она должна быть доступна для понимания и постижения. Проблема должна вызывать интерес, содержать некую интригу для разума решающих. При ее решении учащиеся должны использовать собственные аналитические (творческие) способности и имеющиеся знания. Учитель должен выстраивать прогноз успешности и характер траектории интеллектуального движения каждого учащегося, при этом разработать инструментарий в виде методик или техник достижения результата и выбрать форму коммуникационного взаимодействия. Хорошо не только выстроить эту самую траекторию, но и постараться заранее проработать несколько возможных вариантов движения интеллектуальной мысли ребят. Вы можете наткнуться на одну поражающую и приятную вещь – учащиеся, пользуясь своей нескончаемой фантазией, творческой «жилкой», могут найти такой путь и такое решение проблемы, о котором вы можете даже не догадываться. И тут уместно вспомнить о том, что есть «лево-» и «правополушарные» личности, у которых несколько отличаются способы постижения действительности. «Левополушарные» логики будут искать линейные способы разрешения проблемы и будут предсказуемы, хотя и эффективны. «Правополушарные» «творцы» будут идти к цели «зигзагообразно», удивляя процессом достижения результата, парадоксальными выводами и интересными находками. Это ваш выбор – какие «двойки», «тройки» или иные количественные варианты организовывать, или же устроить турнир между «логиками» и «творцами», так как эти противоречия могут подстегивать учебную и творческую мотивацию. Важно понимать, что интерес вызывает не только полезная информация, но и та, что кажется противоречивой и парадоксальной. Разный тип мышления ребят в группе может послужить дополнительным способом поднять уровень учебной мотивации, заинтересовать и побудить учащихся глубже и шире освоить учебный предмет.

Урок-экскурсия предполагает актуализацию полученных знаний, включает в себя такие структурные компоненты как:

- сообщение учащимся темы, цели и маршрута экскурсии;

- восприятие информации во время экскурсии;

- индивидуальная проработка полученной информации;

- рефлексия и «обратная связь» с учителем.

В деятельности ребенка существуют две стороны – познавательная и мотивационная, которые связаны между собой, поэтому данный тип урока как нельзя кстати подойдет вам, если необходимо простимулировать интенсивность процесса обучения. Урок-экскурсия – это повод поговорить о том, что учебная информация почти всегда прекрасно применима к частной, обычной человеческой жизни, обыденном выполнении обязанностей перед семьей, обществом и самим собой. Это отличный повод поговорить о том, каков сам учитель и что именно интересует его самого. В любом случае, когда мы говорим, мы отображаем собственный мир, и если вам не самому не интересна тема разговора на этом уроке, тогда не стоит переводить ее в плоскость такого неформального стиля общения, в частности, на уроке-экскурсии.

Для повышения эффективности образовательного процесса педагог должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Для этого при подаче учебной информации пользоваться разнообразными приемами достижения результата, создавая визуальный ряд образов для визуалов, тщательно проговаривать и побуждать повторять за вами информацию аудиалов, стимулировать «внутреннюю», чувственную или логическую проработку кинестетиков.

У учащихся, как правило, разные установки и различный жизненный опыт, они по-разному реагируют на стимулы, в виду того, что имеют разную скорость и силу нервных процессов. Преодоление этой проблемы – поиск индивидуальных путей к целому классу различных учащихся. Педагог должен быть не только транслятором нужной и важной учебной информации, а мотиватором, тренером, психологом и диагностом. Разумеется, это не просто, но наградой для вас будут заинтересованные детские лица, высокий образовательный результат, и, как следствие, внутренняя удовлетворенность педагога рабочим процессом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: