Тема: «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП»




Как правильно разработать опросник?

Опросник должен состоять из 15 вопросов,по 5 вопросов в каждой категории.

1. Категория: вопросы для старшего воспитателя.

Для того, чтобы их правильно сформулировать надо знать должностные обязанности старшего воспитателя:

· Осуществлять методическое руководство образовательной деятельностью в рамках образовательной программы дошкольного образования ДОО.

· Осуществлять координацию деятельности воспитателей и других педагогических и медицинских работников.

· Организовывать психолого-медико-педагогическое обследование воспитанников.

· Оказывать методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам (в том числе при подготовке к аттестации).

· Участвовать в разработке организационно-правовой, методической документации, необходимой для деятельности ДОО. Вести методическую и отчетную документацию.

· Участвовать в подготовке и проведении методических мероприятий: педагогических советов, психолого-медико-педагогических консилиумов, семинаров, консультаций, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой дошкольного ДОО.

· Осуществлять контроль качества образовательного процесса, определяемого образовательной программы дошкольного образования ДОО.

· Осуществлять контроль дополнительных образовательных программ, реализуемых в ДОО.

· Осуществлять мониторинг качества образования.

· Участвовать в инновационной деятельности ДОО.

· Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе.

· Принимать меры по обеспечению предметно-развивающей микро- и макросреды.

· Участвовать в текущем и перспективном планировании деятельности ДОО.

· Осуществляет работу по участию педагогического коллектива в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях разного уровня.

· Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.

· Организовывать просветительскую работу для родителей (законных представителей).

 

Тема: «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП»

Примерные вопросы для старшего воспитателя:

1. Используются ли в ДОО парциальные программы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (объект исследования)?

2. Какая методическая литература по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (объект исследования) имеется в имеется в методическом кабинете?

3. Какая методическая литература по использованию дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (предмет исследования) имеется в имеется в методическом кабинете?

4. Каким образом в ДОО осуществляется мониторинг (диагностика) по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (объект исследования)?

5. Какие диагностические методики используются для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (объект исследования)?

6. Какие авторские диагностические методики имеются в методическом кабинете для диагностики уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (объект исследования)?

7. Кто из воспитателей ДОО углубленно работает по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста?

8. Имеется ли в ДОО обобщенный опыт по данной теме?

9. Рассматривалась ли проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в методической работе с воспитателями ДОО? В какой форме (педагогических советов, консультаций, семинаров и т.д.)?

10. Имеются ли в методическом кабинете методические рекомендации (статьи, консультации, доклады, рефераты и т.п.) по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста? В том числе по использованию дидактических игр?

11. Имеются ли в методическом кабинете рекомендации (статьи, консультации, доклады, рефераты и т.п.) по работе с детьми данной категории (ДЦП)? В том числе по ФЭМП и организации дидактических игр?

12. Имеются ли в методическом кабинете конспекты занятий (образовательной деятельности), игр, мероприятий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?

13. Какая методическая литература и рекомендации (консультации, сценарии родительских собраний, индивидуальных бесед и т.п.) по работе с родителями в рамах заявленной проблемы имеется в методическом кабинете?

14. Какая методическая литература имеется в методическом кабинете по созданию РППС для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?

15. Имеется ли в методическом кабинете дидактический и игровой материал для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?

 

2. Категория: вопросы для воспитателя.

 

Для того, чтобы их правильно сформулировать надо знать должностные обязанности воспитателя:

· Осуществляет воспитательно-образовательную деятельность воспитанников, обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и годовым планом ДОО. Разрабатывает программу воспитательной и образовательной работы с группой воспитанников ДОО.

· Осуществляет помощь детям в образовательной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям ФГОС ДО.

· Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

· Осуществляет изучения личности детей, их склонностей, интересов, индивидуальных способностей, содействует росту их познавательной мотивации, становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей и развитию способностей в разных формах организации детской деятельности.

· Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка. Способствует развитию общения детей. Помогает воспитаннику решать возникшие проблемы в общении с детьми в группе, педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими).

· В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность группы, воспитанников детского сада. Соблюдает права и свободы детей.

· Осуществляет надлежащий присмотр за детьми группы в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях и на детских прогулочных площадках ДОО. Обеспечивает охрану жизни, здоровья и безопасность воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса в ДОО.

· Планирует и организует разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельности детей и взрослых, направленную на освоение основной общеобразовательной программы в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы.

· Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.

· Планирует и организует оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы, досуг, выставки работ воспитанников, участие детей в конкурсах разного уровня и другие мероприятия в соответствии с годовым планом детского сада.

· Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников.

· С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

· Использует современные инновационные технологии и методики, осуществляет эффективное их применение в своей воспитательной и образовательной деятельности.

· Принимает участие в процедуре мониторинга: в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника; в конце года – в выявлении уровня достижений каждым воспитанником итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.

· На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с детьми с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу.

· Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОО, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

· Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса. Осуществляет периодическое обновление содержания тематических стендов для родителей, оформление группы и информационных стендов к праздничным датам.

· Воспитатель детского сада ведет в установленном порядке документацию.

 

Воспитателям необходимо задавать вопросы для выявления особенностей группы и отдельных воспитанников.

Примерные вопросы для воспитателя:

1. Каким образом осуществляется мониторинг (диагностика) по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (объект исследования)? Какая диагностическая методика используется?

2. Как можно охарактеризовать уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшей группы (объект исследования) с ДЦП (на примере конкретной группы)?

3. Каким образом сказывается специфика данной категории детей (ДЦП) на результативность работы по формированию элементарных математических представлений (объект исследования)?

4. Каким образом сказывается специфика данной категории детей (ДЦП) при проведении дидактических игр (предмет исследования)?

5. Кого из детей можно отнести к категории одаренных в математическом развитии?

6. Кто из детей требует особого внимания в процессе формированию элементарных математических представлений? Почему?

7. Кто из детей требует особого внимания в процессе формированию элементарных математических представлений? Почему?

8. Какая индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими трудности при формировании элементарных математических представлений? В какой форме? Как часто?

9. Какая индивидуальная работа проводится с одаренными детьми? В какой форме? Как часто?

10. Каким образом вовлекаются родители в процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, с учетом особенностей группы и отдельных детей?

 

3. Категория: вопросы для наблюдения за детьми.

Для того, чтобы их правильно сформулировать, надо заранее продумать за какой деятельностью детей старшего дошкольного возраста с ДЦП необходимо провести наблюдение. В данном примере это дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений. Чтобы в ходе игры выявить особенности детей надо учитывать задачи по ФЭМП в рамках реализуемой программы. В данном случае – программа «От рождения до школы»:

Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет 233 Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру (розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент и т.д.). Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. 234 Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов (я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры); обозначать в речи взаимное расположение предметов (справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина). Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу). Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

А также задачи, реализуемые в дидактической игре:

Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

 

Примерные вопросы для наблюдения за детьми

в процессе дидактической игры:

1. Каким образом дети отреагировали на предложение воспитателя поиграть в дидактическую игру? (Откликнулись с желанием – кто именно; приняли участие по настоянию воспитателя – кто именно; отказались от участия – кто именно).

2. Насколько правильно запомнили дети правила игры и выполняли их в ходе игры? (Правильно запомнили и выполняли – кто именно; недостаточно запомнили и нарушали – кто именно; не смогли запомнить – кто именно).

3. Каким образом дети применяли знания по ФЭМП в ходе игры? (Проявили высокий уровень знаний – кто именно; проявили средний уровень знаний – кто именно; проявили низкий уровень знаний – кто именно).

4. Какова была степень самостоятельности детей в игре? (Проявили высокий уровень самостоятельности – кто именно; проявили средний уровень самостоятельности – кто именно; проявили низкий уровень самостоятельности – кто именно).

5. Каким образом сказывалась специфика данной категории детей (ДЦП) в ходе игры?

6. Кто из детей в ходе игры использовал математические термины?

7. Кто из детей чаще всего допускал ошибки в ходе игры?

8. Кого из детей по результатам игры можно отнести к категории одаренных в математическом развитии?

9. Кто из детей по результатам игры требует особого внимания в процессе формированию элементарных математических представлений? Почему?

10. Кто из детей по результатам игры требует особого внимания при проведении дидактических игр? Почему?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: