История зарубежного театра




Дата проведения занятия (согласно расписанию) 26. 03. 2020
Тема занятия Европейский театр XVII вв.: Театральное искусство Франции
Преподаватель Лётин Вячеслав Александрович
Структура темы (рассматриваемые в рамках темы вопросы) Историко-культурный контекст развития европейского театра конца XVI – XVII вв.
Историко-культурный контекст развития театрального искусства во Франции XVII столетия. Основные события и периоды Французской истории. Чередование периодов реформ с кризисными периодами и периодами застоя. Ключевые фигуры французской истории этого периода: Генриха IV Бурбона; его вдова, регентша Мария Медичи, их сын Людовик XIII. Приемьер-министры Франции кардинал Ришелье и кардинал Мазарини, Людовик XIV. Главные принципы политического курса страны в XVII столетии: формирование абсолютизма, политика меркантилизма, нейтрализация религиозных конфликтов. Практика «кабинетных войн» Франции в борьбе за господство на европейском континенте. Ключевые исторические события Франции XVII в.: Варфоломеевская ночь, Нантский эдикт, покушение на жизнь короля Генриха IV Бурбона, Утрехтский мир, Открытие Академии, Фронда, Вестфальтский мир. Французская мысль в европейском научно-философском контексте. Постепенное сокращение инерции естественно-научного знания ренессансной традиции. Формирование философских систем Спинозы, Бекона, Паскаля, Ньютона, Кеплера, Гассенди, Гоббса и Локка. Определяющая роль для развития менталитета французов XVII века философской системы Р. Декарта. Противопоставление Декартом метода критического эмпиризма абсурдности бытия. «Мыслю – значит существую» как кредо его метода познания действительности. Картезианство - один из важных истоков западноевропейского индивидуализма. Актуальность картезианства для становления эстетики французского классицизма. Основание Королевской академии наук и искусств как важнейшее событие культурной жизни Франции XVII века. Политическая ангажированность «академического» искусства: его апологетика абсолютизма. Реформа французского языка Академией (инициатива Ришелье). Её государственное значение: формирование единой нации в едином государстве. Введение единой системы правил для оптимального понимания и исполнения законов централизованной власти. Значение этой реформы для французской культуры: создание литературного языка (основа - наречие Иль-де-Франс). Десакрализация языка и его превращение в инструмент власти. Актуализация темы лжи: несоответствия мыслей - словам, а слов – поступкам людей. Отражение этого в произведениях искусства, в том числе и драматургии. Формирование потенциала для развития психологических тенденций в художественном творчестве: появление подтекста и его прогрессирующее значение в произведениях искусства. Формирование классицистской эстетики во Франции. Её значение для становления национальной культуры и политический смысл. «Итальянские корни» французского классицизма. Его античные истоки: «Поэтика» Аристотеля и драматргия Сенеки. Его ренессансные предтечи: Дж. Триссино «Софонисба» (1515), Дж. Ручеллали «Розамунда», «Орест», Л. Мартелли «Туллия», Дж. Чинцио «Обрек» (1541)). Авторские предисловия к драмам как элементы формирования классицистской эстетики во Франции. Роль полемики между «древними и новыми» авторами в утверждении классицизма как ведущей поэтической системы. Оформление доктрины классицизма в трактате Н. Буало «Поэтической искусство» ( 1674).Специфика пониманияимрационализма и "подражание природе". Принцип правдоподобия и его реализация в правиле Трёх единств: времени, места, действия. Основной конфликт: противостояние чувства и долга (разума и страсти). Его гражданский пафос. Признание приоритета социального начала над личностным. Иерархичность жанровой системы (высокие жанры: трагедия, эпопея, ода; средние: письма, дневники; низкие: комедия, сатира, басня). Объективизация как основа художественного метода высоких жанров и актуализация – низких. Эволюция французского классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, Мольер. Драматургия П. Корнеля (1606-1684) как этап становления «классицистского канона». Своеобразие поэтики драматургии П. Корнеля. Феномен «героя Корнеля». Его соответствие историко-культурному контексту: утверждение принципов абсолютистской монархии. Трагикомедия «Сид» (1636-1637) - вершинное произведение драматургии П. Корнеля. История создания произведения. Его «актуальность». Суд Академии. Его формальные и реальные причины. Своеобразие жанровой природы «Сида». Конфликт произведения и его разрешение. Особенности образной системы. Формальные и реальные причины «суда» Академии над «Сидом». Значение «Сида» для мировой художественной традиции. Пьеса П. Корнеля как основа традиции восприятия классицистской пьесы. Смысл выражения «прекрасно, как «Сид»». Актуальность этого произведения. Драматургия Ж. Расина (1639-1699) – расцвет классицистской трагедии. Личность Ж. Расина. Особенности его мировоззрения. Их отражение в творчестве. Эволюция творчества Ж. Расина: от декларации гражданского пафоса «Фиваида, или братья-соперники» (1664, театр Пале-Рояль) и «Александр Великий» (1665, театр Мольера, позже – Бургундский отель. Передача пьесы – причина ссоры драматурга с Мольером) к средоточению на внутренних переживаниях персонажа («Андромаха» (1667), «Британик » (1669), «Береники» (1670). Развитите темы гибельности человеческих страстей в произведениях зрелого Расина («Баязет» (1672), «Митридат» (1673)). Обращение драматурга к античному драматургическому опыту. Переработка им сюжетов Аристофана и Еврипида. Комедия «Сутяги» (1668) как переработка «Ос» Аристофана. Актуальность сатиры на судопроизводство современной драматургу Франции. Интерпретация «еврипидовских» сюжетов Ж. Расина: «Ифигения в Авлиде» (1674, Версаль); «Федра» (1677, Бургундский отель). Последние пьесы Ж. Расина: «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1690). «Социальный заказ» его покроительницы мадам де Ментеном для домашнего театра воспитанниц курируемого ею воспитанниц монастыря Сен-Сир. Обращение Расина к образу обуреваемой страстями женщины. Особенности поэтики драматургии Расина. Созвучие античной идеи рока янсенистскому пониманию благодати, как дара Бога. Фатализм произведений Ж. Расина в контексте барочной эпохи и её понимания человека. Своеобразие решения конфликта между долгом и страстью в драматургии Ж. Расина. Камерный, интимный характер конфликтов его произведений. Феномен «героя Расина» и его актуальность в историко-культурном контексте расцвета и начала упадка абсолютизма. Роль монолога в раскрытии душевного состояния героя. Оригинальность интерпретации Расином темы любви: любовькак болезнь, безумие, страдание, ослепление, плен души и её пытка. Организация действия в пьесах Ж. Расина. Трагедия «Федра» (1677) как вершинное произведение Ж. Расина. Предисловие к трагедии и отражение в нём авторской интерпретации произведения. Преломление античного сюжета в пьесе Ж. Расина. Неоднозначность трактовки персонажей трагедии. Пардокс любовной коллизии пьесы: только вдали от своего возлюбленного героиня могла быть счастлива надеждой. Финал трагедии и гибель героини. Изображение Расином умирающей от принятого яда героини. Смысл её финального монолога-признания и раскаяния. Сценическая жизнь расиновской «Федры». Организация провала первых представлений пьесы противниками драматургических новаций Расина. Исполнение роли Федры великими французскими актрисами М. Шанмеле (первая исполнительница), Рашелью и Сарой Бернар. «Российские» Федры- Е. Семёнова (1823), М. Ермолова (1890), А. Коонен (1921). Ж. Расин как театральный деятель. Представление драматурга об «образцовом» исполнении трагедий. Создание им художественной традиции «искусства декламации». Роль жестикуляции в передаче эмоционального состояния персонажей. Согласованность жестикуляции с произносимым текстом. Фронтальность мизансцен. Их иерархичность: главные персонажи в центре анфас, второстепенные на периферии сцены. Особенности сценического костюма. Людовик XIV как законодатель моды на «римский костюм» трагических героев (парчовая кираса, короткая юбка на фижмах, высокие сапоги со шнуровкой, парик и шляпа). Особенности женского сценического костюма. Его «модный» характер. Наиболее выдающиеся актёры школы Расина: Т. Дюпарк, М. Шанмеле. Значение творчества Ж. Расина для развития мировой художественной традиции. Драматургия Ж. Расина – основа (наряду с творчеством П. Корнеля) французского театрального репертуара. Великие французские актёры – исполнители расиновских ролей: А. Лекуврёр (Монима - «Митридат»); М. Дюмениль (Гофолия, Клитемнестра - «Ифигении…»); М. Клерон (Гермиона из «Андромахи»); Ф.-Ж. Тальма ( Орест - «Андромахи»; Нерон - «Британика»), Рашель (Федра); Сара Бернар (Федра, Андромаха). Влияние Расина на развитие классицизма в Европе последующего столетия: Вольтер (Франция); Готшед (Германия), Дж. Драйден (Англия), А. Сумароков и Я. Княжнин (Россия). Влияние драматургии Ж. Расина на психологизацию литературно-художественного процесса Европы. Экзистенциальный потенциал пьес Ж. Расина. Актуальность его драматургии. Значение французской классицистской трагедии для развития мировой художественной культуры. Комедия в контексте театральной системы классицизма. Феномен «театра Мольера». Его мировое значение. Эволюция представлений о комедии и комическом до XVII столетия(античность, средние века, Ренессанс). Место комедии в системе художественных ценностей французского классицизма.Религиозно-философская подоплека представления театра классицизма о комическом герое.Своеобразие конфликта и способов его решения в классицисткой комедии. Дидактический пафос жанра. Особенность образной системы комедии. Своеобразие речи комических персонажей. Круг комедиографов-классицистов: Демаре де Сен-Сорлен (1595—1676) «Мечтатели» (1637), Франсуа Лермит (1601—1655) «Марианна» (1636) и «Пантея» (1637), Жорж де Скюдери (1601—1667), Кальпренед (1610—1663), Бенсерад (1612—1691). П. Скаррон (1610-1660) как комедиограф. Связь его драматургии с традицией комедии масок и оформление в ней принципов классицисткой комедии. Круг произведений Скаррона: «Жодле, или Слуга-господин» (1645), «бахвальство капитана Матамора» (1646), «Дон Иафет Армянский» (1653), «Принц-корсар» (1658). Феномен «театра Мольера» и его место в развитии французского театрального искусства. Условия, повлиявшие на становление личности Ж.-Б. Поклена и творческого метода драматурга и актёра Мольера. Основание в Ж.-Б. Покленом «Блистательного театра» в Париже. Выбор псевдонима «Мольер». Своеобразие труппы «блистательного театра». Её непрофессиональный состав. Мольер как директор и премьер труппы. Мадлена Бежар – единственная профессиональная актриса «Блистательного театра» - примадонна труппы и возлюбленная Мольера. Причины фиаско «Блистательного театра». Эволюция творчества Мольера и основные моменты его поэтики. Период фарсовой драматургии. 13-летнее странствия по провинциям юга Франции: Нант, Тулуза, Гренобль, Авиньон, Монпелье. Литературная переработка Мольером фарсов и сценариев итальянской комедии масок. Первые самостоятельные комедии Мольера: «Шалый, или Всё невпопад»; «Любовная размолвка». Использование в них основных приёмов комедии положений. Возвращение труппы Мольера в Париж (1658). Сникание ей благосклонности короля, получение пенсиона и места для игры (отель «Пти Бурбон» поочерёдно с итальянскими актёрами). Покровительство труппе герцога Орлеанского – брата короля. Репертуар театра Мольера в «Пти Бурбон» - драматургия Ротру, Корнеля, Буаробера, Скаррона. Оформление самостоятельного творческого метода Мольера как комедиографа в трагикомедии «Дон Гарсия Наваррский. Или Ревнивый принц» (1661). Формирование жанра социально-бытовой комедии. Первая успешная комедия Мольера «Смешные жеманницы». Острая сатирическая направленность пьесы против прециозной придворной культуры. Матримониальный сюжет и актуальны для барочной эпохи конфликт как основа драматургии Мольера. Основа комического конфликта – желание человека нарушить законный порядок вещей. Дидактический смысл комедий Мольера. Апологетика чувства меры в его произведениях. Феномен «высокой комедии». Экстраполяция Мольером поэтических принципов, характерных для «высоких жанров» в пространство комедии. Выход Мольера на уровень философских обобщений в своём творчестве. Своеобразное преломление противостояния долга и страсти в комических произведениях драматурга. «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665). Оригинальная интерпретация Мольером образа главного героя произведения. Сочетание в нём веры в здравый смысл и цинизма, открытости и бесстрашия с лицемерием. Апологетика условности разумного в пьесе. Образ слуги Сганареля как антипода главного героя. Убеждённость Сганареля в традиционных нормах морали. Их ироническое звучание от лица «простодушного» героя и их опровержение софистикой Дона Жуана. Продуктивность образа дона Жуана для французской культуры последующего столетия: творчество Вольтера и маркиза де Сада. Негласный запрет на это произведение во времена Мольера и второе рождение комедии в середине XIX века. «Мизантроп» (1666). Высмеивание морализма Мольером в этой комедии. Своеобразие образной системы комедии. Внутренняя противоречивость главного героя: его желание главного следовать принципам высокой морали и неспособность противостоять страсти, выбор им кокетки Селимены и отказ от добродетельной и рассудительной Элианты. Значение финала комедии для раскрытия основной идеи произведения: переживший любовную драму Альцест учится необходимости понимания чувств других людей. Реализация принципов «высокой комедии» в последних пьесах Мольера: «Мещанине во дворянстве» (1670), «Скупом» (1668); «Мнимом больном» (1672). Комедия «Тартюф» (1664) как вершинное произведение Мольера. История создания и первых представлений комедии. Возможные прототипы заглавного героя – аббат Роккет, президент Сергие, король… Обличение лицемерия – основная идея произведения. Особенности композиционного решения произведения. Пародирование элементов «высокого жанра» в структуре и содержании пьесы. Особенность развития сюжета пьесы. Второстепенность любовной интриги. Комическая роль подтекста в этой сцене. Значение финала произведения. Его обусловленность законом жанра. Образная система пьесы. Своеобразие центральной фигуры произведения. Проблема отнесения этого персонажа к какому-либо сценическому амплуа. Символическое значение этого образа. Сценическая история пьесы. Продуктивность образа Тартюфа для мировой художественной культуры. Мольер как театральный деятель. Противопоставление «естественной» манеры игры труппы Мольера «искусству декламации» Бургундского отеля. Пьеса «Версальский экспромт» как изображение репетиционного процесса труппы Мольера. Отражение в ней «режиссёрских» принципов драматурга. Ведущие актёры мольеровского театра и сыгранные ими роли. Сам Мольер (Сганарель, Оргон, Пурсоньяк, Журден). Многогранность его актёрского дарования. Выразительность его пластики и мимики. Владение искусством пантомимы и импровизации. Дюкруази (Фелибер Гассо): Тартюф; Сотанвиль («Жорж Данден…»); Жеронт («Плутни Скапена»); Сбригани («Господин Пурсоньяк»); Лагранж - исполнитель ролей первых любовников: Валер, Дон Жуан; Мадлена Бежар исполнительница ролей героинь в трагедиях и служанок в комедиях, первая исполнительница роли Дорины («Тартюф»). Арманда Бежар – ученица и жена Мольера. Исполнительница ролей молодых героинь: Селимены («Мизантроп»), Люсиль («Мещанин во дворянстве»). Мишель Барон – ученик Мольера. Превратности его жизни и творческая судьба. Значение творчества Мольера для развития мировой театральной традиции. Создание Мольером основ национального французского театра. Влияние его творчества на драматургов последующего столетия. Актуальность и сценическая жизнь его произведений в наше время. Театр Мольера в контексте театральной жизни Франции XVII столетия. 1548 год – открытие Бургундского отеля – непрофессионального театра Братства Страстей господних. Монополия Братства на организацию театральных постановок в Париже. 1599 год – отказ братства от собственных выступлений и сдача помещения (зал для игры в мяч) в аренду труппе Валерана Леконта. Появление первого стационарного профессионального театра в Париже. Бельроз как ведущий артист театра. Симультанный принцип размещения декораций. Их подчинённость перспективе сценического пространства. 1629 год – открытие театра Маре (с 1634 год – постоянное помещение в одноимённом парижском квартале). Кардинал Ришелье – покровитель театра. Классицистский характер репертуара этого театра. Противостояние театра Маре и Бургундского отеля в контексте полемики между «древними» и «новыми» авторами. Выдающиеся актёры театра Маре: Мондори (Гильом де Жильбер, 1594-1691) – директор и актёр; Флоридор (Жозиас де Сулар, 1608-1671) – «наследник» ролей Мондори. Главный исполнитель корнелевского репертуара. Условность декорационного решения спектаклей. Упадок театра Маре к началу 40-ых гг. XVII века. 1641 год – открытие театра Пале - Кардиналь (позже - Пале – Рояль). Первое специальное театральное здание во Франции. Театральное здание «Олимпика» Палладио как основа французского архитектурного проекта Мерсье и кардинала Ришелье. Прогрессивное техническое оснащение театра. Возможность смены декораций для каждого акта представления. Первоначальное формирование классицистского репертуара театра. Противостояние Бургундского отеля (художественный руководитель Ж. Расин) и Пале-Рояля (художественный руководитель театра Мольер) в контексте парижской культурной жизни конца столетия. 1680 год - слияние трупп этих двух театров и образование «Комеди Франсез». Противостояние «бургундцев» и «рояльцев» внутри нового образования. Активная театральная деятельность ученика Мольера - Мишеля Барона и появление актрисы Адриенны Лекуврёр. Проблема востребованности и интерпретации опыта этой эпохи в современном театральном пространстве.
 
Задания для работы по теме I. Прочитать пьесы (Театральная библиотека Сергея Ефимова. Электронный ресурс:https://www.theatre-library.ru/authors/k/calderon). Корнель П. Сид. Гораций. Сутяги. Иллюзии. Расин Ж. Федра. Андромаха. Мольер. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Мещанин во дворянстве. Версальский экспромт.
II. Анализ эпизода пьесы (диалог, монолог). На прмимере драматургии П. Корнеля. Цель работы: анализ проблемы выбора персонажей. 1. Выбрать эпизод. Указать его место в пьесе (картина, действие, стр. в книге). Обозначить его место в развитии сюжета. Мотивировать свой выбор.Дать краткие сведения о событиях, предшествующих ему и последующих за ним. Определить его драматургическое значение. Какую роль он играет в развитии основной идеи пьесы, её композиции (завязка, кульминация, развязка и пр.). 2. Охарактеризовать предлагаемый обстоятельства места действия. Влияет ли пространсмтво, в котором происходит действие на раскрытие основной идеи пьесы. Символическое значение места действия. 3. Указать персонажей – участников. Дать им характеристику. 4. Проанализировать эволюцию эмоциональных состояний персонажей в эпизоде. Как эмоциональное состояние отражается в тексте произведения: синтаксис, характерные слова. Определить эмоциональные состояния персонажей на начало эпизода. Чем они были вызваны. Выявить психологический подтекст в выбранном эпизоде. Раскрыть психологическую мотивацию поступков персонажей в выбранном эпизоде. Определить эмоциональное состояние персонажей в финале эпизода. Сделать вывод о соотношении мысли, слова и поступка женских и мужских персонажей в эпизоде.
III. Анализ героини трагедии Ж.Расина. Цель работы: анализ сложного внутреннего мира расиновского человека на примере одного персонажа. 1. Выбрать одного женского персонажа пьесы. Мотивировать свой выбор.Дать краткий обзор бытования этого образа в мировой культуре до Расина. Выявить круг тем, проблем и мотивов с ним связанных вне драматургии Расина. Определить концепцию образа (зерно роли) в расиновской пьесе. Какие мотивы связаны с ним связаны. 2. Обозначить проблему выбора персонажа. Раскрыть природу внутреннего конфликта героини. Проанализировать эмоциональные состояния героини, их динамику, на протяжении развития сюжета. На примере тпримеров из текста раскрыть особенность передачи душевного состояния персонажа расином через его физические ощущения.Выявить эволюцию основных мотивов связанных с героиней. Определить сопутствующие ему мотивы в пьесе. Раскрыть символическое значение и психологическое значение деталей костюма, обстановки, особенностей внешности. 3. Соотнести измения состояний героини с предлагаемыми обстоятельствами места. Проследить как смена места действия способствует выявлению внутреннего состояния героини. 4. Сделать вывод об игровом потенциале персонажа драматургии Расина. его значении для личного творческого опыта и его актуальности в современном театральном пространстве.
  IV. Анализ комедии Мольера. 1. Выбрать комедию. Мотивировать свой выбор.Определить место комедии втворчестве драматурга. Дать краткий обзор бытования сюжета комедии до Мольера. Определить круг проблем, мотивов и тем, связанных с этим сюжетом в домольеровский период. Трансформация традиционного сюжета в драматургии Мольера. 2. Основная мысль произведения и проблема выбора главного её героя. Учесть осоенность концепции «высоких комедий». Небытовой характер их проблематики. 3. Композиция произведения. Основные этапы развития сюжета комедии: завязка, кульминация, развязка. Их связь с развитием основной идеи пьесы. 4. Система образов пьесы. Их соотношение с системой амплуа театра классицизма. Особенности трактовки амплуа в комедии Мольера. Проблема вины главного героя пьесы. Его взаимодействие с другими персонажами. 5. Средства комического в произведении. 6. Актуальность комедии Мольера в современном театральном пространстве и проблема её интерпретации (режиссерской, актерской и др.).
  V. Творческое задание. Инсценировать эпизод из пьесы классцизма (или современной пьесы) в стилистике театра этой исторической эпохи. При инсценировании учесть 1. Особенности выхода на сцену мужских и женских персонажей из разных кулис. Специфику позиций ног и природу сценического шага. 2. Особенности организации мизансцены. Её фронтальность и иерархичность композиции. Специфику расположения в ней главных действующих лиц. Положение ног «сценический крест» и разворот корпуса в 3|4 как основа выражения достоинства персонажа. 3. Своеобразие театрального жеста в ту эпоху. Его пластическое выражение и смысловое наполнение. Соотнесение жеста и речи в процессе исполнения. 4. Особенности сценической звучания речи в комедиях и трагедиях. Специфика в зависимости от жанра. Природа классицистского речитатива. Его соотнесение с александрийским стихом трагедий. Примечание: Экспериментов с гримом и костюмом выполнение данной работы не предусматривает.
Источники информации для работы по теме 1. Абашева С. Театральный жест в русской сценической практике конца XVIII – первой трети XIX веков // европейский университет в Санкт-Петербурге. Электронный ресурс: https://eusp.org/news/teatralnyj-zhest-v-russkoj-stsenicheskoj-praktike-kontsa-xviii-pervoj-treti-xix-vekov. 2. Барт Р. Из книги «О Расине».Перевод С. Л. Козлова // Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. /Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—616 с. С. 141 – 174. Электронный ресурс: https://www.bim-bad.ru/docs/bart_izbrannoje.pdf 3. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983 4. Бояджиев Г.Н. Мольер. М., 1967+ 5. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957 6. Жирмунская А.П. Жан Расин. Трагедии. Новосибирск: «Наука», 1977. 7. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: 8. Жирмунская Н.А., Плавскин З.И., Разумовская М.В. и другие. М.: Высш. шк., 1987. 248 с. История зарубежной литературы XVII века. Под редакцией З.И. Плавскина. Учебник для филологических специальностей вузов. Электронный ресурс:: https://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm 9. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001. 10. История западноевропейского театра. Том 1. Электронный ресурс: https://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml. 11. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005. 12. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. М. – 1987. 13. Кадышев В. Расин. М., 1990 14. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980 15. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980 16. Луков Вл. А. Мольер Жан Батист. Электронная энциклопедия «Французская литература от истоков до начала Новейшего периода» (2009). Электронный ресурс: https://www.litdefrance.ru/199/195/ 17. Мифы народов мира - Энциклопедия в 2-х томах. Электронный ресурс: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Mifologia/ 18. Михайлов Л. Театр Корнеля //Корнель П. Театр: в 2 т. М., 1983 19. Мокульский С. Мольер. М., 1936. 20. Никифорова Л.В, Васильева А.Л. Иконография достоинства и хореографические позы в русском портрете XVIII века // Новое литературное обозрение. 2018. № 151. С. 81-102. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35129057 21. Статьи о французской и немецкой литературах. – СпбГУ, 2001. 22. Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по специальностям высшего профессионального образования «Актерское искусство», «Режиссура театра», «Технология художественного оформления спектакля»; по направлению подготовки бакалавров «Театральное искусство». Учебное пособие. Ярославль, 2009. Электронный ресурс: https://samzan.ru/149885.
Сроки представления выполненных заданий 14.11.20
Электронная почта преподавателя Liotin@yandex.ru
Приложения 1. Материалы для работы по теме
2. Рекомендации по выполнению заданий.Дополнительные материалы по теме см. на сайте «Киберленика» (https://cyberleninka.ru/).
3. Материалы для самоконтроля (тест)*
4. Презентации*
5. Видеолекция*
6. Видеоматериалы для анализа*
* предоставляются при необходимости

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: