Современный театр - это, прежде всего, живая связь времен. Одной из тенденций современного театра является осовременивание классики. Так, например, Хлестаков в конце спектакля вдруг может свободно прочитать рэп. Все актеры могут быть одеты режиссером в современные костюмы и разговаривать по мобильным телефонам. Относиться к этому можно по-разному. Ведь, с одной стороны, современное искусство должно постоянно идти в ногу со временем, чтобы выживать в нынешних условиях массовой культуры – должны же продаваться билеты в театр, чтобы он мог продолжать свое существование. А с другой стороны, так называемое «переодевание» всей театральной классики может легко утратить ее историческое своеобразие, из-за чего может исчезнуть это неповторимое ощущение прошлого, что также необходимо нашему зрителю.
Ярким представителем современного театра является театр Ленком. Этот театр сегодня знают все – от москвичей и приезжих до завзятых театралов. Такой театр невозможно обойти стороной, ведь это театр звезд и суперзвезд. Постановки здесь делают выдающиеся режиссеры и драматурги. Не устает поражать его творческая молодость, новаторство, смелые эксперименты, долголетие и постоянство его зрительского успеха. В Ленкоме работали лучшие из лучших, такие актеры, как Евгений Леонов, Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер. Почти все спектакли Ленкома проходят с невероятным успехом у зрителя. Сейчас на его сцене играют такие актеры как Дмитрий Певцов и Александр Збруев. Одними из известнейших постановок, на которые вы можете пойти и сегодня, являются «Юнона и Авось» и «Безумный день, или женитьба Фигаро».
В последние десятилетия современная отечественная режиссура проводит множество экспериментов, главной задачей которых видится поиск новых форм воздействия на зрителя. Рассмотрим некоторые из них.
|
Прием использования вневиртуального и виртуального опыта зрителя. Сознательное использование в спектакле определенной знаковой системы, понятной зрительской аудитории, значительно упрощает процесс завладения ее вниманием. Эта совокупность знаков относится к сфере повседневного, вневиртуального опыта восприятия, т.е. находится вне опыта данного спектакля.
Часто режиссеры прибегают к приему создания определенного опыта непосредственно «внутри»театрального представления. Обычно это может кодироваться в эффекте периодически повторяющейся причинно-следственной связи: лейтмотив-действие, мизансценический ход-действие и т.д. Возможно, первый прием имеет целью использовать эффект узнавания, то второй рассчитан на феномен вчувствования.
Действительный результат применения разбираемых приемов может быть различным, но нам необходимо отметить тот факт, что театральные технологии стремятся к расширению личного опыта зрителя и к упрочению его контактов со сценической реальностью спектакля.
«Расширение» границ создания зрителя. Каналы коммуникации и многоуровневый язык спектакля. Одним из эффектов, которые создает для зрителя театральное зрелище, несомненно является эффект «расширения» сознания. Для примера приведем градацию зрительного восприятия - сознания в процессе просмотра спектакля: 1) зритель осознает себя как личность;2) зритель осознает себя как зрителя в спектакле; 3) зритель осознает, что на сцене происходит спектакльс участием актеров; 4) зритель осознает виртуальный мир спектакля в единой художественной целостности;5) зритель переносит предлагаемые обстоятельства персонажа на себя и сопереживает ему. Перечисленные уровни навязывают зрителю определенную мозговую активность по обработке и классификации предложенной «порции» информации. Однако этим информационная нагрузка (=атака) не ограничивается.
|
Современная режиссура говорит о правомерности применения нескольких видов решения спектакля. А это не что иное, как наличие внутри него отдельных каналов информации, расширяющих восприятие и увеличивающих нагрузку на сознание публики. Перечислим основные «языки» режиссуры театрального действия: 6) язык мизансцен;7) язык освещения(интенсивность, динамика, цвет); 8) язык сценографии(архитектура и цвет); 9) язык изменения материала декораций и реквизита (например: бумага-дерево-камень-ткань-полиэтилен и т.д.); 10) язык предметного мира спектакля (реквизит, нагруженный смыслом пьесы); 11)язык вербального общенияперсонажей; 12) язык невербального общения;13) язык музыки и шумов;14) язык темпо-ритмических изменений спектакля; 15) язык атмосфер и т.д.
Важно отметить, что все каналы информации могут как взаимо дополнять друг друга, так и находиться в определенном противоречии. Подобные «диссонансы» служат созданию новых форм передачи информации, новых возможностей восприятия.
Разбираемая тактика увеличения режиссером информационной нагрузки спектакля имеет строго определенные цели. Одна из них видится следующей. Сознание зрителя доходит до порога восприятия и наступает эффект торможения, что приводит к отключению некоторых каналов, которые в данный момент наименее важны. Поскольку зритель остается «включенным» в процесс восприятия драматического действия, то именно эти каналы и продолжают свое существование. Остальные (часто это бывают 1-4 каналы в нашем перечислении) на время отключаются. Таким образом, человек на период представления освобождается от груза обыденного сознания и ментально существует по законам виртуального мира. Смена направления ментальной деятельности позитивно сказывается на работе интеллектуальной и эмоциональной сфер человеческой психики. Все это позволяет произведениям театрального искусства приписывать рекреационную функцию.
|
К созданию подобного эффекта стремятся организаторы развлекательных шоу, где громкая музыка, обилие динамично меняющихся световых узоров, психомоторика танцевальных движений и т.д. могут привести к желаемому результату. Однако если произведение искусства не способно произвести достойную замену обыденному сознанию, то результатом такого «культурного отдыха» для зрителя может стать чувство усталости и душевного опустошения. Ожидаемое благотворное психотерапевтическое воздействие может превратиться в явление нежелательного вмешательства в механизмы психической жизни людей. Режиссер обязан предвидеть все последствия, которые может вызвать результат его творческой деятельности.
Прием дистанцирования как поиск новой природы театрального искусства. Прием дистанцирования для режиссерской практики не нов. Основная особенность его применения заключается в искусственном введении определенного рода дистанции в какой-либо вид сценических коммуникативных связей. Например, помещение дистанции в 1-й вид связей помогло осуществить свои постановки Е.Б. Вахтангову и Б. Брехту. Манипулируя дистанцированием различных видов сценических связей, добиваясь определенной степени и динамики этого процесса, современная режиссура пытается выйти на новые горизонты театрального творчества. Например, М.А. Захаров последними постановками демонстрирует приверженность к дистанцированию 3-го вида сценических коммуникаций. Актеры «Ленкома» активно живут в условиях предполагаемых обстоятельств спектакля, вне режима существования зрителя, а это значительное усиление приема «четвертой стены», о котором говорил Станиславский.
Различные эксперименты с явлением дистанцирования проводит Р. Виктюк. В его постановках сокращена дистанция 3-го вида, но увеличена в 1-м. Кроме этого, Виктюк активно применяет исследуемый прием в процессе самого спектакля. Например, в «Саломее» по О. Уайльду он добился ошеломляющего эффекта дистанцированием в «ткани»спектакля одного и того же информационно-эмоционального блока с постепенной сменой носителя информации (музыка-танец, речь-движение, динамика мизансцен, динамика звука и света и т.д.). Этот режиссер свою мысль проводит через определенные промежутки времени и в различных каналах восприятия зрителя, заставляя тем самым приемом дистанцирования увеличивать эффект сценического действия.
В подавляющем большинстве направлений работы социально-культурного менеджмента настоящего времени наметилась тенденция использования различных форм театрального искусства. Это, в первую очередь, проявляется в развитии собственно театральных (театр «документальный», «женский», «массовый», «исполнительский», «окружающей среды», «невидимый», «тотальный», «театр-лаборатория» и т.д.), а так же паратеатральных видов сценического и внесценического действия (акции открытия и закрытия фестивалей, закладка «камней» на «Площади звезд», «хеппенинги», «перфоменсы» и т.д.). Во-вторых, современное, и, в частности, сценическое искусство тяготеет к приданию театральной формы своим произведениям. Примером здесь могут служить музыкальные спектакли народных и академических хоровых коллективов, хореографические композиции разных жанров и эстетических направлений с существующим в архитектонике представления единым сюжетным ходом, эстрадные шоу, где основной структурной единицей становятся театрализованные тематические конкурсные программы. В-третьих, значительная часть рекламной компании ведется с использованием методов театральной практики. Данная акция представляет собой тщательно продуманный ход менеджера, направленный на повышение спроса, по своему содержанию близок театральному действию, поскольку включает его основные элементы. Наиболее часто используемый сегодня прием-презентация, по сути. есть театрализация представления какого-либо продукта культуры и искусства. Все это в достаточной мере подтверждает наши утверждения и выводит театральное искусство на новый качественный уровень, представленный и как универсальный метод воздействия на людей, и как базовое средство СКД.
Менеджеры-организаторы социокультурной сферы обязаны знать теоретические предпосылки развития досуговой деятельности, проявлять профессиональную компетентность в практической реализации различных творческих замыслов. Без достаточного овладения технологической основой театрального дела эта задача трудно выполнима. Умелое использование законов сцены поможет менеджеру правильно выстроить свою деятельность, производить корректирование уже работающих досуговых программ, более эффективно осуществлять выполнение оригинальных творческих проектов. Все это, в конечном итоге, может выступить в качестве базового механизма стимулирования народного творчества, способного оказать влияние на развитие отечественной культуры, искусства, досуга.
Театральные фестивали