Составление схем анализаторов




Министерство образования и науки России

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

 

Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

________________ Л.А. Алёшина

«____»_________________2013 г.

 

 

Критериальная база

Рейтинговой системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

 

 

По дисциплине

 

«ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»

направление 030300 «Психология»

 

 

Курс:  
Семестр:  
Разработчик: Доцент Новикова Е.И.  

 

Волгоград 2013

 

Контроль за качеством обучения и ходом процесса освоения дисциплины «Физиология сенсорных систем» осуществляется на основе рейтинговой системы учебных достижений студентов. Рейтинговая система предполагает 100-балльную оценку успеваемости студента по учебной дисциплине в течение семестра, 60 из которых отводится на текущий контроль, а 40 – на промежуточную аттестацию по дисциплине (зачёт). В ходе текущего контроля оценивается: работа студента на лекциях и лабораторных занятиях, выполнение СРС и результаты рубежного контроля.

Для получения допуска к зачету студент должен набрать в семестре не менее 30 баллов. В случае, когда сумма баллов текущего семестра составила меньшее количество баллов, студент к зачету не допускается. Обязательным условием допуска студента к зачёту является выполнение всех практических заданий и видов самостоятельной работы, а также успешное прохождение рубежных контрольных срезов. Сроки ликвидации текущих задолженностей согласовываются с преподавателем.

По результатам текущего рейтингового контроля возможна простановка семестрового рейтинга по дисциплине без сдачи зачета. Для этого студенту необходимо набрать не менее 50 баллов в текущем семестре.

 

Критериальная база рейтинговой оценки учебных достижений студентов:

 

Виды учебной работы студента Макс. оценка в баллах за каждый вид учебной работы Макс. кол-во баллов в семестре
На лекциях до 5 баллов Посещение лекции 9 лекций – 5 баллов; 7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3 лекций – 2 балла; 1 лекция – 1 балл;  
На практических занятиях до 20 баллов Участие в дискуссии    
Исследование функционального состояния сенсорных систем    
Решение ситуационных задач 2 задачи – 1 балл  
В периоды рубежных срезов до 10 баллов Бланковое тестирование в период 1 рубежного среза    
Бланковое тестирование в период 2 рубежного среза    
СРС до 25 баллов Реферат (с презентацией)    
Индивидуальные задания    
Составление схем анализаторов    
Промежуточная аттестация до 40 баллов Зачёт    
Итого   100 баллов

Студент, набравший менее 60 баллов, получает отметку «незачтено».

Студент, набравший 61 – 100 баллов, получает отметку «зачтено».

 

 

Методические указания студенту по организации самостоятельной работы студентов

При изучении дисциплины особое место отводится самостоятельной работе студентов, которая организуется в направлениях расширения и углубления знаний по разделам дисциплины, предполагает подготовку к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, составление нейронных схем анализаторов, написание реферата, подготовку к прохождению тестирования в периоды рубежных срезов по дисциплине.

План-график отчётности по СРС

  Неделя семестра (контрольные точки предоставления результатов СРС)
Виды СРС                                    
Подготовка к практическим занятиям   *   *   *   *   *   *   *   *   *
Реферат (с презентацией)                       *            
Индивидуальные задания         *                 *        
Составление нейронных схем анализаторов                 *   *   *   *   *  

 

Подготовка к практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется ознакомиться с тематикой и содержанием предстоящего занятия, изучить теоретический материал, излагаемый в лекционном курсе, ознакомиться с рекомендуемой учебной литературой, выполнить задания, которые были сформулированы преподавателем на лекциях, а также заданы на предыдущем практическом занятии.

 

Реферат

Реферат должен включать: план, введение, основную часть, заключение или выводы, список использованной литературы. Во введении автор обосновывает причину обращения к данной теме реферата, ее актуальность для теории и практики изучаемой дисциплины; в нем могут быть указаны научное значение темы, имеющиеся пробелы в теоретическом осмыслении, практическом обеспечении. Как правило, основная часть реферата может состоять из нескольких вопросов (желательно не более 2-3), а при необходимости каждый из вопросов подразделяется на разделы, параграфы, пункты, и т.д. Основной раздел - самый крупный в реферате. В этой части реферата предусматривается краткое изложение истории вопроса, темы, описывается современное состояние проблемы, в том числе имеющиеся точки зрения, спорные суждения и т.д. Последняя часть плана реферата - это заключение, то есть краткое формулирование выводов, предложений, к которым пришел автор реферата в результате своей работы. Эти выводы и предложения должны логически вытекать из материалов основной части реферата, быть краткими, но емкими по смыслу и содержанию. В заключении уже не приводятся какие-либо примеры, факты, цифры. Заключение в реферате обычно не превышает одной страницы. Затем указывается список использованной литературы. Оформление письменной работы. На титульном листе реферата указывается полное официальное название учебного заведения, в котором выполнена работа, а также наименование кафедры. Правее и ниже названия темы указывается Ф.И.О. студента, его курс и группа, а следующей строкой - Ф.И.О. руководителя работы и его ученая степень, звание, должность. Внизу титульного листа указывается город и год оформления реферата.

Литературные источники оформляются следующим образом: для книг указывается фамилия автора, его инициалы, точное и полное название книги, номер тома, издательство и год издания, количество страниц; для журналов - фамилия, инициалы автора статьи, название статьи, а после знака // название журнала, его номер, год издания, страницы; для сборников - фамилия, инициалы автора статьи, название статьи, а после знака // полное название сборника, год издания, страницы. Если автор реферата использует в своей работе таблицы, схемы, графические материалы, то они могут помещаться как в необходимых местах текста реферата, так и оформляться в качестве приложения. Заимствованные схемы, таблицы, графики и т.д. должны иметь сноски с указанием источника. Готовая - законченная отпечатанная, проверенная работа брошюруется.

Напечатанный текст должен иметь поля следующих размеров: верхние и нижние –20 мм; правые – 15 мм; левые – 30 мм. Объем реферата должен быть не менее 7 и не более 15 страниц, написанных в формате Microsoft Word или ODF (шрифт «Times New Roman», размер – 14pt).

Прием реферата преподавателем может осуществляться в различной форме, при этом:

Ø подготовка реферата без защиты с выставлением оценки оценивается до 2 баллов;

Ø собеседование по реферату с автором без его озвучивания – до 4 баллов;

Ø защита реферата на конференции в учебной группе – до 6 баллов

Ø защита реферата на конференции в учебной группе с презентацией – до 9 баллов

Темы рефератов:

1. Методы исследования сенсорных систем.

2. Практические и клинические аспекты физиологии зрения.

3. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.

4. Закономерности развития слухового анализатора в онтогенезе. Патофизиология нарушения слуха.

5. Функциональная характеристика вестибулярного анализатора в онтогенезе. Нарушения вестибулярного анализатора.

6. Нейрофизиология и патофизиология боли.

7. Возрастные особенности кожного анализатора.

8. Голод и жажда, их значение, природа и механизмы.

9. Возрастные особенности обонятельной и вкусовой рецепции.

10. Интероцептивный анализатор, его роль и морфофункциональная организация.

 

Индивидуальные задания предполагают самостоятельное составление по каждому разделу дисциплины ситуационных задач, проблемных вопросов, стихов, кроссвордов, ребусов и других видов заданий.

 

Составление схем анализаторов

При освоении раздела «Частная физиология сенсорных систем» самостоятельно составить нейронные схемы каждого анализатора (зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового). При этом необходимо указать их периферический отдел; отметить уровни переключения нейронов при передаче возбуждения по проводниковому отделу; а также – центральный отдел с обязательным указанием цитоархитектонических полей по Бродману.

Список литературы

а) основная литература

1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник / А.С. Батуев. СПб.: Питер, 2009. 316 с. Рекомендовано УМО.

2. Новикова Е.И. Лабораторный практикум по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем / Е.И. Новикова. Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2007. 134с.

3. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. М.: Академия, 2007. 333с. Рекомендовано УМО.

 

б) дополнительная литература

1. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учеб. пособие / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачёв. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 687 с. Рекомендовано УМО.

2. Смит К. Биология сенсорных систем / К. Смит. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 583 с.

3. Физиология человека: учебник / под ред. Г.И. Косицкого. М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2009, 544 с.

4. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник / В.В. Шульговский М.: Академия, 2003. 464 с. Рекомендовано УМО.

 

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Википедия – свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org

2. Энциклопедия по физиологии сенсорных систем. – URL: https://meduniver.com/Medical/Physiology/279.html

3. Конспекты лекционного материала по физиологии сенсорных систем. – URL: https://kineziolog.bodhy.ru/content/fiziologiya-sensornykh-sistem

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: