Министерство образования и науки России
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
________________ Л.А. Алёшина
«____»_________________2013 г.
Критериальная база
Рейтинговой системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов
По дисциплине
«ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»
направление 030300 «Психология»
Курс: | |
Семестр: | |
Разработчик: | Доцент Новикова Е.И. |
Волгоград 2013
Контроль за качеством обучения и ходом процесса освоения дисциплины «Физиология сенсорных систем» осуществляется на основе рейтинговой системы учебных достижений студентов. Рейтинговая система предполагает 100-балльную оценку успеваемости студента по учебной дисциплине в течение семестра, 60 из которых отводится на текущий контроль, а 40 – на промежуточную аттестацию по дисциплине (зачёт). В ходе текущего контроля оценивается: работа студента на лекциях и лабораторных занятиях, выполнение СРС и результаты рубежного контроля.
Для получения допуска к зачету студент должен набрать в семестре не менее 30 баллов. В случае, когда сумма баллов текущего семестра составила меньшее количество баллов, студент к зачету не допускается. Обязательным условием допуска студента к зачёту является выполнение всех практических заданий и видов самостоятельной работы, а также успешное прохождение рубежных контрольных срезов. Сроки ликвидации текущих задолженностей согласовываются с преподавателем.
По результатам текущего рейтингового контроля возможна простановка семестрового рейтинга по дисциплине без сдачи зачета. Для этого студенту необходимо набрать не менее 50 баллов в текущем семестре.
Критериальная база рейтинговой оценки учебных достижений студентов:
Виды учебной работы студента | Макс. оценка в баллах за каждый вид учебной работы | Макс. кол-во баллов в семестре | |
На лекциях до 5 баллов | Посещение лекции | 9 лекций – 5 баллов; 7 лекций – 4 балла; 5 лекций – 3 балла; 3 лекций – 2 балла; 1 лекция – 1 балл; | |
На практических занятиях до 20 баллов | Участие в дискуссии | ||
Исследование функционального состояния сенсорных систем | |||
Решение ситуационных задач | 2 задачи – 1 балл | ||
В периоды рубежных срезов до 10 баллов | Бланковое тестирование в период 1 рубежного среза | ||
Бланковое тестирование в период 2 рубежного среза | |||
СРС до 25 баллов | Реферат (с презентацией) | ||
Индивидуальные задания | |||
Составление схем анализаторов | |||
Промежуточная аттестация до 40 баллов | Зачёт | ||
Итого | 100 баллов |
Студент, набравший менее 60 баллов, получает отметку «незачтено».
Студент, набравший 61 – 100 баллов, получает отметку «зачтено».
Методические указания студенту по организации самостоятельной работы студентов
При изучении дисциплины особое место отводится самостоятельной работе студентов, которая организуется в направлениях расширения и углубления знаний по разделам дисциплины, предполагает подготовку к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, составление нейронных схем анализаторов, написание реферата, подготовку к прохождению тестирования в периоды рубежных срезов по дисциплине.
План-график отчётности по СРС
Неделя семестра (контрольные точки предоставления результатов СРС) | ||||||||||||||||||
Виды СРС | ||||||||||||||||||
Подготовка к практическим занятиям | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||
Реферат (с презентацией) | * | |||||||||||||||||
Индивидуальные задания | * | * | ||||||||||||||||
Составление нейронных схем анализаторов | * | * | * | * | * |
Подготовка к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется ознакомиться с тематикой и содержанием предстоящего занятия, изучить теоретический материал, излагаемый в лекционном курсе, ознакомиться с рекомендуемой учебной литературой, выполнить задания, которые были сформулированы преподавателем на лекциях, а также заданы на предыдущем практическом занятии.
Реферат
Реферат должен включать: план, введение, основную часть, заключение или выводы, список использованной литературы. Во введении автор обосновывает причину обращения к данной теме реферата, ее актуальность для теории и практики изучаемой дисциплины; в нем могут быть указаны научное значение темы, имеющиеся пробелы в теоретическом осмыслении, практическом обеспечении. Как правило, основная часть реферата может состоять из нескольких вопросов (желательно не более 2-3), а при необходимости каждый из вопросов подразделяется на разделы, параграфы, пункты, и т.д. Основной раздел - самый крупный в реферате. В этой части реферата предусматривается краткое изложение истории вопроса, темы, описывается современное состояние проблемы, в том числе имеющиеся точки зрения, спорные суждения и т.д. Последняя часть плана реферата - это заключение, то есть краткое формулирование выводов, предложений, к которым пришел автор реферата в результате своей работы. Эти выводы и предложения должны логически вытекать из материалов основной части реферата, быть краткими, но емкими по смыслу и содержанию. В заключении уже не приводятся какие-либо примеры, факты, цифры. Заключение в реферате обычно не превышает одной страницы. Затем указывается список использованной литературы. Оформление письменной работы. На титульном листе реферата указывается полное официальное название учебного заведения, в котором выполнена работа, а также наименование кафедры. Правее и ниже названия темы указывается Ф.И.О. студента, его курс и группа, а следующей строкой - Ф.И.О. руководителя работы и его ученая степень, звание, должность. Внизу титульного листа указывается город и год оформления реферата.
Литературные источники оформляются следующим образом: для книг указывается фамилия автора, его инициалы, точное и полное название книги, номер тома, издательство и год издания, количество страниц; для журналов - фамилия, инициалы автора статьи, название статьи, а после знака // название журнала, его номер, год издания, страницы; для сборников - фамилия, инициалы автора статьи, название статьи, а после знака // полное название сборника, год издания, страницы. Если автор реферата использует в своей работе таблицы, схемы, графические материалы, то они могут помещаться как в необходимых местах текста реферата, так и оформляться в качестве приложения. Заимствованные схемы, таблицы, графики и т.д. должны иметь сноски с указанием источника. Готовая - законченная отпечатанная, проверенная работа брошюруется.
Напечатанный текст должен иметь поля следующих размеров: верхние и нижние –20 мм; правые – 15 мм; левые – 30 мм. Объем реферата должен быть не менее 7 и не более 15 страниц, написанных в формате Microsoft Word или ODF (шрифт «Times New Roman», размер – 14pt).
Прием реферата преподавателем может осуществляться в различной форме, при этом:
Ø подготовка реферата без защиты с выставлением оценки оценивается до 2 баллов;
Ø собеседование по реферату с автором без его озвучивания – до 4 баллов;
Ø защита реферата на конференции в учебной группе – до 6 баллов
Ø защита реферата на конференции в учебной группе с презентацией – до 9 баллов
Темы рефератов:
1. Методы исследования сенсорных систем.
2. Практические и клинические аспекты физиологии зрения.
3. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.
4. Закономерности развития слухового анализатора в онтогенезе. Патофизиология нарушения слуха.
5. Функциональная характеристика вестибулярного анализатора в онтогенезе. Нарушения вестибулярного анализатора.
6. Нейрофизиология и патофизиология боли.
7. Возрастные особенности кожного анализатора.
8. Голод и жажда, их значение, природа и механизмы.
9. Возрастные особенности обонятельной и вкусовой рецепции.
10. Интероцептивный анализатор, его роль и морфофункциональная организация.
Индивидуальные задания предполагают самостоятельное составление по каждому разделу дисциплины ситуационных задач, проблемных вопросов, стихов, кроссвордов, ребусов и других видов заданий.
Составление схем анализаторов
При освоении раздела «Частная физиология сенсорных систем» самостоятельно составить нейронные схемы каждого анализатора (зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового). При этом необходимо указать их периферический отдел; отметить уровни переключения нейронов при передаче возбуждения по проводниковому отделу; а также – центральный отдел с обязательным указанием цитоархитектонических полей по Бродману.
Список литературы
а) основная литература
1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник / А.С. Батуев. СПб.: Питер, 2009. 316 с. Рекомендовано УМО.
2. Новикова Е.И. Лабораторный практикум по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем / Е.И. Новикова. Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2007. 134с.
3. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. М.: Академия, 2007. 333с. Рекомендовано УМО.
б) дополнительная литература
1. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учеб. пособие / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачёв. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 687 с. Рекомендовано УМО.
2. Смит К. Биология сенсорных систем / К. Смит. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 583 с.
3. Физиология человека: учебник / под ред. Г.И. Косицкого. М.: ООО «Издательский дом Альянс», 2009, 544 с.
4. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник / В.В. Шульговский М.: Академия, 2003. 464 с. Рекомендовано УМО.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Википедия – свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org
2. Энциклопедия по физиологии сенсорных систем. – URL: https://meduniver.com/Medical/Physiology/279.html
3. Конспекты лекционного материала по физиологии сенсорных систем. – URL: https://kineziolog.bodhy.ru/content/fiziologiya-sensornykh-sistem