М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».




Класс

Тема: « Музыкальная живопись и живописная музыка »

Цель: показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.

Задачи урока: показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

дать понять, что музыка и живопись дополняют друг друга и усиливают человеческие ощущения и впечатления; развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений; развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Оборудование: портрет М.П.Мусоргского, таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности, компьютер, раздаточный материал, фортепиано, проектор, экран.

Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке», вступление к опере «Хованщина», песенный материал «Крылатые качели».

Художественный материал: репродукции картин В.Д.Поленова «Московский дворик», К.Моне «Впечатление».

 

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

Вход детей в класс.

Музыкальное приветствие

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют.

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу

II.Основная часть.

 

БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?

2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем »?

3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?

4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка » и «музыкальная живопись »?

Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Изучение новой темы.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

· Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)

· Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)

· Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

· Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

· Согласны ли мы с вами с этим утверждением?

· Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

«Рассвет на Москве реке » - знаменитое вступление к опере «Хованщина » великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев.

Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

 

Всмотритесь в картины известных художников

(репродукции В.Д.Поленова К.Моне «Впечатление»)

«Московский дворик».

· Какими словами можно передать настроение этих полотен?

· Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?

· Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?

· Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?

· Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?

· Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: