Слушание фрагмента «Космический пейзаж»




Ход урока

1.Организационный момент. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие. «Здравствуйте дорогие дети».

Мотивация учебной деятельности. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу.

Учитель. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

Аудио материал к теме урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Целеполагание:

Вам должна подсказать музыка, под которую мы вошли в класс и эпиграф урока:

«В песчинке целый Мир найти,

И Небеса - в цветке лесном.

В ладони Космос уместить,

И Век - в мгновении одном».

Уильям Блейк

Ученики: О космосе.

Учитель: Называется тема урока

Ученики: «Космический пейзаж»

Проблемный вопрос урока:

- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

Актуализация знаний.

Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.

Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

(ответы детей)

Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит,какие?

Ученики: Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…

Учитель: Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:

-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?

(ответы детей)

Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент? (видео)

Ученики: «Гостья из будущего»

Учитель:: В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?

Ученики: 1961г, космонавт - Юрий Гагарин.

Учитель: Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.

Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.

Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов человека в космическое пространство.

Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?

Ученики: Астрономия.

Учитель: Что мы называем Вселенной?

Ученики: Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.

Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

4.Первичное усвоение новых знаний. Ознакомление с творчеством американского композитора Ч.Айвза.

Учитель:

- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.

Американский композитор Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Один из них – это чистый фон струнных, составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз:«Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.

- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?

- В заключительном варианте композитор назвал своё сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему

Слушание фрагмента «Космический пейзаж»

Анализ прослушанной музыки (ответы детей)

Два образа:

первый - образ неизвестной планеты(струнные инструменты)

второй - образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты)

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

«Космический пейзаж» Ч. Айвза
Музыкальный образ Инструментальное воплощение
ПЕРВЫЙ – ГЕРОЙ величественный и гордый, образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной реальностью. Струнные инструменты
ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.   Деревянные духовые инструменты (4 флейты) Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос»

 

- Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?

- Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?

- Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)

В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».

-Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)
Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.

Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.

- Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)

Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна…»

Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).

(портрет).

Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).

Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)

Синтезатор АНС был назван в честь РУССКОГО КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКРЯБИНА.

Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.

В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.

Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».

 

Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».

В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:

- Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?

-Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?

- Какие звуковые эффекты использует композитор?

- Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?

- Какую техническую задачу решает композитор?

003 СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева

Заполнение таблицы

«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева
Музыкальный образ Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной
Зрительные ассоциации Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира
Звуковые эффекты Гулы, шумы, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха
Выразительные средства ТЕМБРЫголосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки
Задача композитора Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов

 

ВЫВОД: Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.

6.Вокально-хоровая работа:

Упражнения по восстановлению дыхания.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Распевание.

Разучивание песни:

004 «Мы дети Галактики» с лова Н.Добронравова, муз.А.Пахмутовой.

 

Как безмерно оно,

Притяженье земли,

Притяженье полей

И печальных ракит,

Всех дорог, по которым

Мы в детстве прошли,

И дорог, по которым

Пройти предстоит.

 

Там горы высокие,

Там степи бескрайние,

Там ветры летят,

По просёлкам пыля.

Мы дети Галактики,

Но самое главное -

Мы дети твои,

Дорогая Земля.

 

Притяженье полей,

Притяженье садов

И закатов, и сосен

В пушистом снегу,

Небольших деревень,

Небольших городов

И ночного костра

На пустом берегу.

Там горы высокие,

Там степи бескрайние,

Там ветры летят,

По просёлкам пыля.

Мы дети Галактики,

Но самое главное -

Мы дети твои,

Дорогая Земля.

 

Не изменится этот

Порядок вещей

И настигнет меня,

И припомнится мне

Притяженье земли,

Притяженье друзей,

Притяженье любимой

В далёком окне.

 

Там горы высокие,

Там степи бескрайние,

Там ветры летят,

По просёлкам пыля.

Мы дети Галактики,

Но самое главное -

Мы дети твои,

Дорогая Земля.

 

7. Первичное закрепление урока:

Творческая работа:

Сочинение синквейна

Космос….

Красив и далёк

Необьятен,велик,интересен

О,Космос ты мечта людей!

Бесконечность…

ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразна космическая музыка,ответили на проблемный вопрос урока.

Учитель: Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.

Произведения каких композиторов мы слушали?

Ученики: (Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)

Учитель:Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)

В чём сходство и отличие этих произведений?

Ученики: (СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа;

ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)

Учитель:

Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения?

Ученики: (Синтезатор АНС)

Учитель:В честь какого русского композитора был назван этот инструмент?

Ученики: (Александр Николаевич Скрябин)

Рефлексия

Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.

7.1.Что вы нового узнали на этом уроке?

7.2.Какое открытие сделали для себя?

7.3.Что было интересно на уроке?

 

 

8. Д/З Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения писателей, художников о космосе.

 

До свидания, до новых встреч с музыкой!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: