Схема построения профконсультационного мероприятия




В качестве примерной схемы профконсультирования можно избрать следующую. Состоящую из совокупности последовательно реализуемых этапов.

В рамках подготовительного этапа основной задачей консультанта является составление общего представления о проблеме клиента. Он анализирует имеющиеся данные, готовится к консультации: подбирает справочно – информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. Задача консультанта – помочь клиенту сформировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента.

С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

- Клиент: в чём заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту;

- Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащённость;

- Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента;

- Вероятные проблемы: дефицит информации о конкретных профессиях, возможность их получения; неадекватность оценки своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнение в своих способностях при выраженной профессиональной направленности.

Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например “Дифференциально-диагностический опросник”(ДДО), “Карту интересов” и др.

В качестве основной задачи второго этапа выступает выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение, либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий её проведения.

При этом он может удлинить время беседы, перенести её на другое время, а в промежутках между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

На третьем этапе консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-корректирующая, формирующая).

Этот этап предполагает равную степень активности.

Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

В рамках четвёртого этапа консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определённой ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но преимущественно используются активизирующие средства.

Например, для достижения информационной цели – активизирующие вопросы типа: “Что вы об этом думаете?”, “Подскажите, как это называется?”.

Важно показать клиенту, что он и сам немало знает.

На пятом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли её цели, какие выводы он сделал.

Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чём – то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком -–то этапе он совершил ошибку.

При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом; примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).

Протоколировать беседу с клиентом желательно не в её процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками.

Конечно, эта схема носит общий характер, и должна ”настраиваться” согласно ситуации.

Методы исследования

В своей профессиональной деятельности профконсультанту приходится сталкиваться с огромнейшим числом диагностических методик.

На сегоднешний день они представлены во всём своём многообразии. Причём, с каждым прожитым годом их число возрастает многократно.

Задача специалиста – выбрать из всего многообразия предлагаемых диагностических методик именно те валидные методики, которые позволили бы сформировать ясное представление о наличном уровне психологического развития клиента. Сделать это, как неоднократно убеждала практика, бывает очень сложно.

Многие специалисты, подпадая под воздействия кажущейся лёгкости целесообразного отбора методик для проведения диагностических мероприятий, делают огромнейшую ошибку, выбирают методики, зачастую даже не обладающие валидностью, которые не представляют объективного знания о наличном состоянии изучаемых свойств и качеств клиента.

Последствия же такого выбора, как вы и сами догадываетесь, оставляют желать лучшего. И к тому же, могут крайне отрицательно сказаться на результативности всего процесса профконсультирования.

Осознавая значимость поставленного вопроса, было решено сформировать рекомендации относительно ряда методик, применяемых при проведении профконсультационных мероприятий.

Начнём, пожалуй, с методик диагностики типологических особенностей личности. Одной из первых методик этого раздела выступает опросник Айзенка по определению темперамента.

Надо сказать что эта методика достаточно прочно зарекомендовала себя в арсенале средств не одного поколения профориентаторов.

Значима она хотя бы уже потому, что является авторской, валидной, проверенной временем методикой. К тому же, предоставляет возможности графического отображения результатов диагностики. Что значительно облегчает взаимопонимание с клиентом.

Не возникнет особых затруднений и при обработке результатов. Все рекомендации по обработке результатов изложены в логически последовательной форме, доступным даже простому обывателю языком.

Следующей методикой этого раздела, которую хотелось бы тоже отметить как достаточно перспективную, обладающую научной основой, является тест “Формула темперамента” А.Белова.

Тест интересен тем, что с его помощью можно определить не только доминирующий вид темперамента, но и соотношение у конкретного человека черт всех четырёх видов темперамента (формула темперамента).

Альтернативой ему может выступить ещё одна методика: опросник для изучения темперамента Я.Стреляу.

Достоинством этой методики является многообразие формулировок предлагаемых респонденту вопросов.

Эта особенность предотвращает построение предположений относительно замысла каждого вопроса методики. Что в конечном итоге содействует объективизации диагностических данных.

Эта же особенность методики накладывает определённую ответственность на профориентатора. Он должен предусмотреть негативные образования возникающие в процессе проведения опроса, попытаться уменьшить их влияние на конечный результат всей диагностической деятельности.

Вторым разделом, который занимает сферу наших интересов, является диагностика межличностных отношений.

В числе методик этого раздела наиболее популярной, по уровню применяемости, является методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).

Она содержит всего 40 вопросов. При этом позволяет отдельно определить как уровень коммуникативных, так и уровень организаторских склонностей.

Не менее интересна и методика межличностных отношений Т.Лири.

Созданная в 1954 году Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком она предназначена для исследования представлений субъекта о идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых группах.

С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждой из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они образуются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Обратимся и к методике диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко.

При помощи её применения можно выяснить значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Методика довольно-таки “незамысловатая” как в отношении формулировки вопросов, так и в обработке результатов. Что, полагаем, является её положительной характеристикой как с позиции специалиста – профконсультанта, так и с позиции клиента.

Не менее интересна и другая методика этого автора: методика диагностики коммуникативной установки. Она позволяет выяснить признаки негативной установки. Что в значительной степени может содействовать выработке позиции профконсультанта относительно профессиональных предпочтений клиента.

Заключительным разделом, который нас интересует, является диагностика интеллекта.

В этом разделе примечателен аналитический тест интеллекта Мейли.

Он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, и может быть применён для обследования лиц старше 11 лет.

Материал теста включает шесть групп заданий и субтестов, каждый из которых базируется на достаточно известных в экспериментальной психологии методиках. По графическому изображению результатов в отдельных субтестах строится профиль интеллекта.

Надо сказать, что данный тест довольно-таки сложен в обработке результатов, и требует предельного внимания реализующего его специалиста.

Привлекает внимание и тест возрастающей трудности (методика Равена). Методика предназначена для изучения логичности мышления.

Эта методика является одной из наиболее прогностических методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно.

Подводя итог всему изложенному выше материалу хотелось бы сказать, что все приведённые в этом разделе характеристики, описывающие особенности ряда диагностических методик, носят направленный рекомендательный характер и служат цели оптимизации диагностического процесса при проведении индивидуальной профконсультации.

В этом разделе работы мы не затронули многих валидных, имеющих научную основу методик, но с некоторыми из них вы можете ознакомиться самостоятельно, обратившись к приложению 1.

 

 

Заключение

Выбор профессии – одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком, вступающим в “мир взрослых людей”.

Её решение связано с огромным многообразием различного рода факторов:

интересами, склонностями, способностями учащегося;

позицией родителей и всего ближайшего окружения подроска и юноши;

популярностью профессии для молодого человека;

социальной значимостью данной профессии в жизни общества;

экономическими перспективами трудовой деятельности.

“Разумный учёт” всех этих факторов позволяет избежать многих проблем, связанных с “ошибочным выбором” профессии.

Но в то же время, каждый ли молодой человек способен самостоятельно осуществить этот “разумный учёт”?

Полагаем, далеко не каждый.

Причиной тому могут быть:

отсутствие “ярких” и устойчивых интересов;

подростковый и ранний юношеский конформизм;

дефицит информации относительно ряда профессии;

несформированность волевых компонентов личности.

Все эти причины крайне затрудняют профессиональное самоопределение учащегося, благоприятствуют неосознанному самоопределению взрослеющего человека.

А как положительный итог, могут послужить стимулом обращения к услугам профконсультанта.

Обладая необходимым багажом знаний и умений, профконсультант призван всемерно содействовать решению насущных проблем профессионального самоопределения учащихся.

Выбирая в качестве формы профконсультационного процесса индивидуальное профконсультирование, он стремится максимально скоординировать все усилия на решении профориентационных затруднений какого – либо определённого клиента. Что в конечном итоге приводит к результату. И в большинстве случаев, к позитивному результату.

Под которым необходимо понимать – разрешение профориентационных затруднений клиента. Определение его профессиональных предпочтений, и профессиональной направленности.

Полагаем, в этом и состоит значение индивидуальной профконсультации в выборе профессии учащимся.

 

 

Список литературы

1. Алексеева В.Г. На пороге самостоятельной жизни. – М.: Просвещение, 1989.-

142 c.

2. Арапов Е.А. Выбери себе профессию. – Свердловск: Полиграфист, 1995.-

122 c.

3. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 78 с.

4. Газарян С.С. Стратегия выбора. – М.: Модек, 1999. – 207 с.

5. Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. – М.: Мол. гвардия, 1989. – 175 с.

6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.:

Педагогика, 1999. – 160 с.

7. Голубева Э.Б. Выбор профессии. – М.: Знание, 1986. – 61 с.

8. Дмитрин Г.К. Дерзайте, вы талантливы!.-М.: Мол. гвардия, 1986. – 142 с.

9. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.:

Педагогика, 1993. – 128 с.

10. Коганов А.Б. Выбираю профессию. – Минск: Нар. асвета, 1996. – 176 с.

11. Калугин Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.:

Айрис – пресс, 1998. – 191 с.

12. Карцев И.Д. Ищу свою профессию. – М.: Сфера, 2000. – 178 с.

13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

14. Козырев Е.А. Профессиональная ориентация молодёжи. – М.: Сфера,

1999. – 271 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:

Владос, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное

психологическое исследование с элементами математической статистики. –

632 с.

16. Орлов А.Б. Склонность и профессия. – Знание, 1989. – 96 с.

17. Основы психологии: Практикум / Ред. сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 2-е, доп.

и переработ. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2001. – 704 с.

18. Павлютенков Е. М. Профессиональная ориентация учащихся. – Киев: Рад.

шк., 1983. – 153 с.

19. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. – Минск: Нар. асвета, 1986. –

53 с.

20. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. – М.: Знание, 1989. –

94 с.

21. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача.-

М.: Институт практической психологии, 1998. – 688 с.

22. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для учащихся

старших классов. – М.: Просвещение, 1991. – 141 с.

23. Сейтешев А.П. Пути профессионального становления молодёжи. – М.:

Рольф, 1999. – 336 с.

24. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов – на – Дону: Феникс,

2000. – 544 с.

25. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. – Ростов – на – Дону:

Феникс, 2000. – 448 с.

26. Сыэрд Ю. Индивидуальность подроска и выбор профессии. – Таллин:

Валгус, 1998. – 55 с.

27. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.:

Просвещение, 1983. – 112 с.

28. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и

управление. – М.: Педагогика, 1987. – 157 с.

29. Шавир П.А. Профессиональная ориентация школьников. – М.:

Просвещение, 1988. – 269 с.

30. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней

юности. – М.: Педагогика, 1986. – 96 с.

 

 

Приложение 1

1. Вопросник деловых и коммуникативных предпочтении в направленности личности. (21, С. 514).

2. Определение направленности личности (ориентационная анкета). (21,С. 503).

3. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (А.Г. Шмелёва и В.С. Бабиной). (21, С. 537).

4. Карта интересов. (21, С. 542).

5. Методика “Дифференциально – диагностический опросник” (ДДО) (Е.А.Климова). (21, С. 548).

6. Методика “Кос – 1”. (21, C. 584).

7. Методика личностного дифференциала (адаптированная сотрудниками психоневрологического института имени Бехтерева). (21, С. 576).

8. Методика “Q – сортировка” (В. Стефансона). (21, С. 649).

9. Тест Руковишникова по изучению межличностных отношений. (21, С. 630).

Тест

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: