Цель: выявление референтной группы школьника в классе.
Ход выполнения. Учитель должен составить план индивидуальной беседы со школьником, основное содержание которой заключается в следующем. Учитель указывает школьнику, что он может познакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали одноклассники. Учитель спрашивает, с чьей бы оценкой (единственной) испытуемый хотел познакомиться. После того как ученик назвал одного из одноклассников, учитель предлагает ему сделать еще один выбор соученика. И наконец, уже совершенно окончательный, третий выбор. Эти три одноклассника и составляют ядро референтной группы для данного школьника.
Выявление с помощью указанных методов референтной группы дает учителю возможность определить не только отношение каждого ученика к своим сверстникам, но и его ценностные ориентации: установить те качества его личности, в оценке которых он нуждается в большей степени. Наконец, референтометрия позволяет в некоторой степени прогнозировать поведение ученика в определенных ситуациях. Предположим, например, что референтную группу для ребенка составляют учащиеся из его же класса. Следовательно, в коллективе существует группа ребят, мнение которых очень много значит для этого школьника. Опираясь на их поддержку, учитель сможет влиять на его поведение, что особенно важно в подростковом возрасте, когда мнение сверстников имеет для подростка большую ценность.
Итак, описанная выше система социометрических и референтометричесхих методов является достаточно надежным средством изучения межличностных отношений в коллективе. С помощью этих методов можно определить положение каждого ученика в классе, степень его удовлетворенности своим положением и отношением сверстников. Неменьший интерес для педагога представляют и некоторые общие характеристики структуры личных отношений в ученическом коллективе. Как известно, в любом классе, помимо них, существует и организационная структура: распределение между отдельными учащимися общественных поручений, выделение звездочек, звеньев и т. п. Указанные две структуры могут не совпадать. Это приводит к появлению внутри класса группировок, т. е. объединений ребят, которых связывают между собой не закрепленные уставом или какими-либо документами отношения, а предпочтения, основанные на привязанности, эмоциональном тяготении. Наличие таких группировок можно легко обнаружить по социограмме: это будут небольшие группы учащихся, которых объединяют друг с другом взаимные выборы. Ясно, что как количество группировок в коллективе, так и их характер являются, в некотором смысле, показателями уровня его развития. Если, например, деление на звенья (организационная структура класса) не совпадает с выделенными группировками (структурой межличностных отношений), то это свидетельствует о недостаточном эмоциональном контакте между членами внутри звеньев. И наоборот, чем выше уровень развития коллектива, тем ближе друг к другу формальная и неформальная структуры. Для хорошо организованного коллектива характерны следующие особенности:
· доминирование группировок с развитыми интересами; большое число устойчивых взаимных связей между учениками;
· высокая степень эмоционального благополучия; отсутствие «отвергаемых»;
· активисты являются объектами выборов многих учеников класса;
· положение многих учеников близко той официальной роли, которую они исполняют в организационной структуре коллектива.
Кроме этого, структура межличностных отношений в развитом коллективе должна быть устойчивой, а сами отношения хорошо осознаваемыми. Устойчивость структуры межличностных отношений (положения учащихся в этой структуре) может быть проверена путем проведения нескольких социометрических срезов и последующего вычисления коэффициента
где Kn — устойчивость структуры, Р — число учеников, участвовавших во всех срезах, P1 — число школьников, сохранивших свое положение. Что же касается степени осознания учащимися межличностных отношений, складывающихся в классе, то установить ее можно, например, с помощью аутосоциометрической методики, предложенной Я. Л. Коломинским.