Методика Референтометрия




Цель: выявление референтной группы школьника в классе.

Ход выполнения. Учитель должен составить план ин­дивидуальной беседы со школьником, основное содержа­ние которой заключается в следующем. Учитель указы­вает школьнику, что он может познакомиться с некото­рыми оценками, которые ему дали одноклассники. Учитель спрашивает, с чьей бы оценкой (единственной) испытуемый хотел познакомиться. После того как ученик назвал одного из одноклассников, учитель предлагает ему сделать еще один выбор соученика. И наконец, уже совершенно окончательный, третий выбор. Эти три одно­классника и составляют ядро референтной группы для данного школьника.

Выявление с помощью указанных методов референт­ной группы дает учителю возможность определить не только отношение каждого ученика к своим сверстникам, но и его ценностные ориентации: установить те ка­чества его личности, в оценке которых он нуждается в большей степени. Наконец, референтометрия позволяет в некоторой степени прогнозировать поведение ученика в определенных ситуациях. Предположим, например, что референтную группу для ребенка составляют учащиеся из его же класса. Следовательно, в коллективе сущест­вует группа ребят, мнение которых очень много значит для этого школьника. Опираясь на их поддержку, учи­тель сможет влиять на его поведение, что особенно важ­но в подростковом возрасте, когда мнение сверстников имеет для подростка большую ценность.

Итак, описанная выше система социометрических и референтометричесхих методов является достаточно на­дежным средством изучения межличностных отношений в коллективе. С помощью этих методов можно опреде­лить положение каждого ученика в классе, степень его удовлетворенности своим положением и отношением сверстников. Неменьший интерес для педагога представляют и не­которые общие характеристики структуры личных отно­шений в ученическом коллективе. Как известно, в лю­бом классе, помимо них, существует и организационная структура: распределение между отдельными учащими­ся общественных поручений, выделение звездочек, звень­ев и т. п. Указанные две структуры могут не совпадать. Это приводит к появлению внутри класса группировок, т. е. объединений ребят, которых связывают между со­бой не закрепленные уставом или какими-либо докумен­тами отношения, а предпочтения, основанные на привя­занности, эмоциональном тяготении. Наличие таких группировок можно легко обнаружить по социограмме: это будут небольшие группы учащихся, которых объеди­няют друг с другом взаимные выборы. Ясно, что как ко­личество группировок в коллективе, так и их характер являются, в некотором смысле, показателями уровня его развития. Если, например, деление на звенья (организа­ционная структура класса) не совпадает с выделенными группировками (структурой межличностных отноше­ний) , то это свидетельствует о недостаточном эмоцио­нальном контакте между членами внутри звеньев. И наоборот, чем выше уровень развития коллектива, тем ближе друг к другу формальная и неформальная струк­туры. Для хорошо организованного коллектива характер­ны следующие особенности:

· доминирование группировок с развитыми интере­сами; большое число устойчивых взаимных связей меж­ду учениками;

· высокая степень эмоционального благополучия; от­сутствие «отвергаемых»;

· активисты являются объектами выборов многих уче­ников класса;

· положение многих учеников близко той официальной роли, которую они исполняют в организационной струк­туре коллектива.

Кроме этого, структура межличностных отношений в развитом коллективе должна быть устойчивой, а сами отношения хорошо осознаваемыми. Устойчивость струк­туры межличностных отношений (положения учащихся в этой структуре) может быть проверена путем проведе­ния нескольких социометрических срезов и последующе­го вычисления коэффициента

где Kn — устой­чивость структуры, Р — число учеников, участвовавших во всех срезах, P1 — число школьников, сохранивших свое положение. Что же касается степени осознания уча­щимися межличностных отношений, складывающихся в классе, то установить ее можно, например, с помощью аутосоциометрической методики, предложенной Я. Л. Коломинским.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!