Общие положения
1.1 Кодекс этики факультета журналистики ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» (далее – Кодекс; университет, ЧелГУ) разработан в целях обеспечения благоприятных условий для эффективного взаимодействия участников образовательных отношений факультета журналистики; участников образования в сфере журналистского образования на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2020 года, Устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.12.2018 г. № 1251 (далее – Устав ЧелГУ), Кодекса корпоративной этики Челябинского государственного университета, утвержденного приказом ректора № 235-1 от 11.07.2011, Коллективного договора на 2020–2022 годы, рассмотренного и утвержденного конференцией работников и обучающихся ФГБОУ ВО «ЧелГУ» 24.10.2019 г., в том числе Приложения 11 к этому договору («Правила внутреннего трудового распорядка»), Правил внутреннего распорядка обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», утвержденных приказом ректора от 08.07.2020 № 341-1.
1.2 Система положений, приведенных в Кодексе, направлена на упорядочение и уточнение морально-этических норм организации профессионального образования, закрепленных в документах, указанных в п. 1.1. Кодекса, с целью обеспечения выполнения миссии университета, соответствующей его функциям и целям деятельности согласно Уставу ЧелГУ (п. 2.1, 2.2) и применительно к специфике профессионального журналистского образования.
|
Этика педагогического работника (профессорско-преподавательский состав, научно-педагогические работники)
2.1 Педагогические работники в своем поведении в университете и за его пределами исходят из принципа принадлежности к университету и несут ответственность за поддержку репутации университета в своей научной деятельности:
2.1.1 соблюдение принципов академической добросовестности в области авторства исследований (недопущение случаев любых форм плагиата; недопущение неполного указания авторства исследований, проводимых совместно с другими исследователями);
2.1.2 указание аффилиации (принадлежности к ЧелГУ) во всех случаях публикации научных исследований, проводимых на базе университета, или их апробации в устных выступлениях; указание двойной аффилиации в случае проведения исследований на платформах других организаций;
2.1.3 своевременное выявление хищнических форм имитации академической активности (платные формы публикации не признанными в научном сообществе издательствами, получение дипломов и сертификатов за научные работы или доклады, не поддержанные рецензированием, любые способы искусственного увеличения наукометрических показателей), недопущение участия в таких формах (в том числе студентов, ведущих научную работу под руководством педагогических работников).
2.2 Выполнение всех форм образовательной нагрузки ведется на основе принципов неукоснительного следования расписанию, пунктуальности, постоянного совершенствования форм и методов обучения, внимательного отношения к запросам обучающихся и возможным критическим замечаниям по поводу организации и содержания дисциплин, устранения выявленных недостатков.
|
2.3 Педагогические работники независимо от должностного положения в отношениях друг с другом и обучающимися следуют принципам взаимоуважения и вежливости.
2.4 Педагогические работники активно участвуют в управлении факультетом на основах принципов конструктивной критики:
2.4.1 пользуются правом получения отчета руководства о расходовании бюджетных средств подразделений факультета;
2.4.2 требуют от руководства максимально возможной прозрачности и коллегиальности в принятии управленческих решений;
2.4.3 своевременно информируют руководство о возникающих в ходе осуществления образовательного процесса проблемах;
2.4.4 последовательно обращаются к руководству кафедры, факультета, университета для решения значимых проблем;
2.4.5 избегают публичного информирования общественности о возникающих проблемах до получения ответа от руководства и обсуждения этих проблем на собраниях коллектива (в том числе заседаниях кафедры, ученого совета факультета, университетских комиссий, ученого совета университета) и прибегают к формам привлечения внимания общественности только в случае игнорирования руководством своих обращений, минимизируя при этом репутационные риски университета.
2.5 В своем поведении в открытом информационном пространстве педагогические работники руководствуются принципами ответственного поведения специалистов, участвующих в подготовке будущих профессионалов публичной коммуникации и показывающих им пример безупречной публичной коммуникации, основанной на принципах соблюдения норм этики, уважения оппонентов, поддержания высокого статуса университетского работника, открытого выражения гражданской позиции, принципиальности, ответственности.
|
2.6 Недопустимо выносить проблемы организации образовательного процесса на факультете и другие производственные вопросы, касающиеся преподавания и функционирования факультета, на обсуждение в среде обучающихся, а также вовлекать обучающихся в любые формы конфликтов. Такое вовлечение может быть квалифицировано как форма психического насилия над личностью обучающегося.
2.7 Недопустимы любые формы психического давления на личность обучающихся (организация моббинга и призывы к нему, любые формы унижения обучающегося, включая обсуждение его личных качеств или проблем с другими обучающимися в его отсутствие) как в межперсональном, так и в публичном общении, использование таких инструментов давления, как риски академической неуспеваемости или получения сниженных оценок по основаниям, не связанным с объективным состоянием знаний обучающегося; иные формы давления на обучающихся.
2.8 Вопросы и проблемы профессиональной деятельности разрешаются путем прямого диалога; в случае конфликтной ситуации – в ходе личной беседы без участия третьих лиц.
2.9 Закрытая беседа в социальных сетях создается с целью координации действий сотрудников и своевременного доведения до всех значимой информации. Конфликтные ситуации могут быть вынесены в беседу только в случае исчерпания иных мер решения конфликта внутрикорпоративными методами. Не допускается размещение в беседе личных сообщений конкретным сотрудникам. Обсуждение общих проблем, выносимое в беседу, ведется с безусловным соблюдением принципов уважения мнения оппонентов, вежливости и тактичности. Сообщения в беседе размещаются, как правило, только в рабочее время.
Этика обучающегося
3.1 Обучающиеся факультета журналистики неукоснительно следуют принципам академической добросовестности, что предполагает:
3.1.1 безусловное соблюдение принципа авторства любых работ (отсутствие плагиата как приписывания себе чужих слов, исследований, работ; соблюдение принципов цитирования источников; недопустимость списывания во время выполнения заданий и попыток выдать интеллектуальный труд других за свои достижения);
3.1.2 ответственное отношение к посещению занятий и выполнению домашних заданий.
3.2 Обучающиеся в отношениях друг с другом и педагогическими работниками следуют принципам взаимоуважения и вежливости:
3.2.1 обращение к преподавателям, упоминание преподавателей (в том числе в переписке и социальных сетях) только по имени-отчеству;
3.2.2 уважение права преподавателя на отдых (в том числе во время перемен и промежутках между парами, а также по окончании рабочего времени и в нерабочие дни), что выражается в решении своих личных вопросов преимущественно письменными обращениями по контактам, предоставленным самим преподавателем для таких случаев либо во время консультаций или по специальной договоренности с преподавателем о личной встрече в рабочее время;
3.2.3 разрешение любых конфликтов в порядке, предусмотренном структурой факультета и положениями о кафедрах и факультете, а также другими локальными нормативными актами:
3.2.3.1 последовательное обращение для разрешения конфликта к куратору курса (или руководителю магистерской программы), заведующему кафедрой, декану;
3.2.3.2 обращение к руководству университета в случае бездействия руководителей кафедры и факультета;
3.2.3.3 формирование общественного мнения вокруг проблемы с помощью публичного информирования только в случае бездействия ответственных лиц университета и исчерпания всех внутрикорпоративных способов урегулирования конфликта, включая личный прием у ректора, а также с учетом минимизации репутационных рисков университета;
3.2.3.4 недопущение ненормативной лексики, сквернословия в адрес администрации университета, преподавателей и других обучающихся как в устной, так и в письменной формах.
3.3 В своем поведении в открытом информационном пространстве обучающиеся руководствуются принципами ответственного поведения как профессионалов публичной коммуникации, основанной на принципах соблюдения норм этики, уважения оппонентов, открытого выражения гражданской позиции, принципиальности, ответственности.