ИЗ ЛЕКСИКОНА ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА




ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ№ 2

Время: 4 часа

 

По дисциплине: Основы речевой культуры дефектологов

Тема работы: Акцентологические и орфоэпические нормы

Цель работы: овладеть основами орфоэпических и акцентологических норм в практическом аспекте.

Количество часов: 4

 

Содержание работы (Задание, Задачи):

1. Понятие «языковая норма»

2. Нормативный компонент культуры речи

3. Акцентологические нормы

4. Орфоэпические нормы

Задания по теме «Акцентологические нормы»

 

 

Задание 1. Поставьте ударение в следующих словах. В случае затруднения обратитесь акцентологическому словарю русского языка.

Арахис, аэропорты, арбуз;

балованный, баловать, балуясь, банты, брала, бралась, броня на жилплощадь, бутыль;

верба, верна, вероисповедание, ветряная оспа, взяла, взялась, включен, включенный, включим, включит, включишь, влилась, ворвалась, восприняла, воссоздана, вручит, втридорога;

гнала, гналась, генезис;

деньгами, диспансер, добела, добрала, доверху, дождалась, дозвонится, дозвонятся, должностей, доска, донельзя, донизу, досуг, досуха;

жалюзи, ждала;

завидно, загнутый, закупорив, занял, заняла, занята, заперта, звала, звоним, засветло, запломбировать (зуб), звонит, зонты;

клала, каталог, красивее, крапива, красивейший, кухонный, кедровый кровоточащий, колледж, коклюш;

маркетинг, мусоропровод;

наврала, надорвалась, нажита, назвалась, налила, намерение, насорит, начал, начала, новостей, новорожденный;

обеспечение, обзвонит, облегчит, обогнала, ободрить, одновременно, окружит, оптовый, отозвалась, отключенный, оцененный;

партер, перезвонит, перелила, плода, поняла, прибыл, вы правы, принудить, прирученный, пиццерия, плато, приданое, повестей, повторенный;

рвала, равно как, ракушка;

свекла, сверлит, сироты, сливовый, согнутый, создала, сорит, сосредоточение, столяр;

таможня, торты, тотчас, танцовщица;

убрала, убыстрить, углубить, украинский, укрепит;

флюорография, феномен;

ходатайствовать, хозяева;

цемент, цепочка;

шарфы, шелковица, шофер;

щавель, щемит;

эксперт.

 

Задание 2. Произнесите словосочетания, соблюдая нормы литературного языка.

Ходатайствовать за учёных, броня на места в партере, эксперт поняла, обеспечение тортами, звонит столяр, у танцовщицы коклюш, начала откупоривать бутыли, ходатайствовать о хозяевах, нет щавеля и свеклы, сливовый крем, урок начался, я вечером занята, курсовая работа принята, лгала преподавателю, один из студентов премирован, бронировать номер в гостинице, дверь заперта, задание поняла, проблема будет снята.

Задание 3. Произнесите в соответствии с литературными нормами русского языка следующие слова.

Афера, деградация, дебил, дегенерация, дуршлаг, истекший период, истекший кровью, компьютер, компостировать, компрометировать, мороженое, насморк, пертурбация, никчемный, опека, Одесса, проект, пирожное, свитер, тезис, темп, теннис, термин, термос, тоннель, шинель, юриспруденция, кофе эспрессо.

 

Задание 4. Определите правильное произношение данных слов.

Булочная, будничный, ежесуточно, огуречный, игрушечный, молочный, селедочница, нарочно, горничная, сливочный, непорядочный, прачечная, спичечный, Ильинична, подсвечник, конечно, войлочный, скучно, девичник, пустячный, гречневый, яичница, молочница, скворечник, беспорядочный, перечница.

 

Задание 5. Покажите, какую роль играет ударение в приведенных парах слов.

1. Р у ки–рук и. 2. Род и лся–родилс я 3. Язык о вая–языков а я. 4. П о лки –полк и. 5. Каз а ки–казак и. 6. Д о говор–догов о р. 7.Вор о та–ворот а. 8. Пр о пасть –проп а сть. 9. Стр у ны–струн ы. 10. П а рить–пар и ть. 11. Мо ю –м о ю. 12. Кружк и –кр у жки. 13. Хлоп о к–хлоп о к.

ИЗ ЛЕКСИКОНА ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Здание 6. Составьте 23 предложения с данными словосочетаниями.

Анамнез новорожденного, нарушение развития плода, облегчить задание детям с задержкой развития, обеспечение медикаментами, эксперт в области специальной диагностики, намерение помочь сиротам, убыстрить процесс реабилитации, включенный в деятельность ребёнок с ограниченными возможностями здоровья,оформить опеку, углубить знания в области специальной педагогики, избрала профессию дефектолога, кафедра дефектологии славна своими выпускниками.

 

Задание 7. Прочтите данные предложения из лексикона педагога-дефектолога и запишите себя на диктофон, проанализируйте свою речь.

В Керчи открылся новый приют для детей-сирот.

Следует убыстрить процесс обучения детей с задержкой психического развития.

У детей-дебилов плохо развита способность к сосредоточению. Они хорошо запоминают только много раз повторенный материал. Таких детей нельзя баловать.

Принудить детей к учению можно, но это не эффективно.

Лепка и ритмика – это не просто досуг, но и обязательные предметы в специальной (коррекционной) школе.

Девочка ворвалась в кабинет и не восприняла замечания педагога-дефектолога.

Повреждение плода на ранних этапах внутриутробного развития приводит к врождённым аномалиям.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как вы понимаете высказывание знаменитого французского философа Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни»?

2. Что такое акцентологические дублеты? Приведите примеры.

 

Творческое задания

1. Прокомментируйте слова знаменитого английского писателя Б. Шоу: «Есть пятьдесят способов сказать “да” и пятьсот способов сказать “нет” и только один способ это написать».

 

Литература

 

При выполнении заданий пользуйтесь следующими словарями:

1. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: около 43 000 слов / сост. А. Ю. Юрьева. – М.: Центрполиграф, 2009. – 525 с.

2. Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка: около 10 000 слов, все трудные случаи, все типы ударений, способы запоминания / И. Л. Резниченко. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2008. – 623 с.

3. Фёдорова, Т. П. Орфоэпический словарь русского языка: 20 000 слов / Т. Л. Фёёдорова, О. А. Щеглова. – М.: ЛадКом, 2008. – 575 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: