Тема: Проблема культурной самоидентичности.
1. Проблема идентичности в психоаналитической традиции (З.Фрейд, Ж. Лакан, Э. Г. Эриксон. Э. Фромм).
2. Национально-этническое сознание: народ, этнос, нация.
3. Этническая и национальная культура.
4. Региональная культура.
Литература:
1. Культурология: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Солонин [и др.]; под ред. Ю. Н. Солонина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Разделы 5.1.-5.3, 13.1-13.4).
2. Культурология: Учебник для вузов / Р.Г. Апресян, Е.А. Ботвинник и др.; Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., Издательство Оникс, 2007. (Разделы 15.1-15.3).
3. Э. Геллнер. Нации и национализм. Пер. c англ./ Ред. и послес. И.И. Крупника. М.: Прогресс. 1991. 320 с.
4. Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата / В. А. Козьмин [и др.]; под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 438 с. ((Разделы 3.1.,4.1-4.2, 6.1-6.2).
https://ezproxy.ssmu.ru:2094/book/7DCEB2FD-7FE3-4CA7-82C3-812CFE8C0D72/etnologiya-etnografiya
Творческое задание: Исторические особенности русской культуры
Литература:
1. Культурология: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Солонин [и др.]; под ред. Ю. Н. Солонина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Разделы 15.1-15.6).
2. Кармин А. С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательство 'Лань', 2003. – 928 с. (Разделы 7.2.-7.4).
3. Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата / В. А. Козьмин [и др.]; под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 438 с. (Глава 9).
https://ezproxy.ssmu.ru:2094/book/7DCEB2FD-7FE3-4CA7-82C3-812CFE8C0D72/etnologiya-etnografiya
Этнос, нация, этничность, национальность
В англоязычных и в русскоязычных странах существуют значительные расхождения в употреблении терминов «этнос» и «нация». Так, в англо-американской традиции имеет широкое хождение термин «этничность» («Ethnicity»), используемый для описания этно-культурной идентичности человека и он четко противопоставляется термину «национальность» («Nationality»). Национальность означает страну происхождения, указывает на гражданство. Это юридический термин. В то время, как под этничностью иногда подразумевается набор культурных черт (общие традиционные, языковые, ритуальные, поведенческие и религиозные особенности), отличающих группу, к которой он принадлежит, от других этнических групп, а иногда даже расовое происхождение человека. Если слово «Nationality» наполнено позитивным содержанием, конструктивно и ассоциируется с патриотическими чувствами, то «Ethnicity» часто несет в себе негативные смыслы, вызывая скорее мысли о межэтнических конфликтах или расизме, нежели о патриотизме. В самом звучании этого слова уже слышатся оттенки враждебности и агрессии («не такие как мы»). Таким образом, национальность и этничность не одно и то же, так как можно встретить людей, которые имеют разные культурные черты, но проживают в одной и той же стране и объединены одним гражданством. В англоязычном мире «нация» («Nation») –политическая общность, в отличие от «этноса» («Ethnic groop»), который является культурной общностью и включает людей, имеющих единые биологическое происхождение и историческое наследие.
|
В отечественной этнологии соотношение понятий «этнос» и «нация» всегда было иным. Большинство российских исследователей придерживается представления о «нации» как об этнической общности, имеющей более сложную организацию, чем племя или собственно этнос («народ»), а не как только политическом объединении. В данном случае акцентируется именно биосоциокультурный характер нации, а не только политический аспект её существования. Приведем одно типичное для российско-советской этнологической традиции высказывание:
|
«Очевидно, что национально-политические общности не могут быть отождествлены с общностями этническими, в том числе и с нациями, хотя в политической жизни многих зарубежных стран постоянно пользуются термином «нация» именно для обозначения таких исторических общностей нового типа. Слово «нация» в этом случае приобретает политический смысл и по существу совпадает со словом «государство» [1].
Те же мультиэтнические системы, которые британские и американские исследователи называют нациями, в отечественной традиции именуются суперэтносами или метаэтносами. Такое различие двух этих подходов к описанию этнических процессов объясняется различием исторических судеб стран Запада и России. В отличие от Запада с его миром национальных государств, на территории России в разные времена существовало объединение множества этносов, связанных не только территориально и политически, но, главным образом, культурно (т.е. идейно, ментально и даже лингвистически).
Структура этнической (национальной) идентичности
Этническая идентичность каждого человека имеет сложную и многослойную структуру. Каждый из нас относится не к одному какому-то этносу, а сразу к нескольким этническим общностям, поскольку внутри себя ни один этнос не однороден по составу и распадается на более дробные общности, не теряя при этом целостности. В этнологии принято выделять четыре основных уровня этнической иерархии:
|
1. Этнос (народ) – группа людей, имеющая ряд общих признаков: язык, территория, культура, самосознание и происхождение. Если какой-либо из перечисленных признаков отсутствует, то мы не можем говорить об этой общности как о полноценном этносе.
2. Субэтнос - группа людей, этнические признаки которой либо частично отсутствуют, либо не выявлены в достаточной степени. Представители субэтноса противопоставляют себя другим субэтническим группам внутри этноса, однако это не разрушает его единство. Л.Н. Гумилев объясняет сложность строения этноса следующим образом:
«… Вспомним, что даже молекула вещества состоит из атомов, а атом - из протонов, электронов, нейтронов и т.п. частиц, что не снимает утверждения о целостности на том или ином уровне: молекулярном или атомном или даже субатомном. Все дело в характере структурных связей. Поясним это на примере. Карел из Тверской губернии в своей деревне называет себя карелом, а приехав учиться в Москву - русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имеет значение, а в городе не имеет, так как различия в быте и культуре столь ничтожны, что скрадываются. Но если это не карел, а татарин, то он будет называть себя татарином, ибо былое религиозное различие углубило этнографическое несходство с русскими. Чтобы искренне объявить себя русским, татарин должен попасть в Западную Европу или Китай, а в Новой Гвинее он будет восприниматься как европеец не из племени англичан или голландцев, т.е. тех, кого там знают. Этот пример очень важен для этнической диагностики и тем самым для демографической статистики и этнографических карт. Ведь при составлении последних обязательно нужно условиться о порядке и степени приближения, иначе будет невозможно отличить субэтносы, существующие как элементы структуры этноса, от действующих этносов» [2].
(Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. С. 32)
Существуют разные способы формирования субэтноса. По существу, любая группа людей, имеющих общие интересы, судьбу, образ жизни может превратиться в субэтнос, если не распадется в течение нескольких поколений. Таковы, например, расовые группы афро-французов или афро-голландцев, которые являются частью этих европейских народов, но отличаются цветом кожи. Это могут быть люди, принадлежащие к одной профессии – шахтеры Донбасса, например. Субэтнос может образоваться в результате деградации этноса. Так, Л.Н. Гумилев полагал, что казаки, не имеющие полного набора этнических признаков, ведут свое происхождение от древнего хазарского этноса. Субэтнические общности часто зарождаются на основе определенного вероисповедания. Как это произошло с нагайбаками-кряшенами, то есть с татарами, принявшими православие. Иначе говоря, к появлению субэтносов могут привести самые разные обстоятельства и причины. Гипотетические варианты сочетания таких обстоятельств и причин столь многообразны, что перечислить их в рамках данного пособия не представляется возможным
3. Суперэтнос (матаэтнос) – объединение множества или нескольких этносов, которое имеет все этнические признаки за исключением общего происхождения. Метаэтническое сообщество, как правило, имеет титульный этнос, который занимает привилегированное положение и сообщает всему сообществу язык и наименование. Для именования подобных крупных общностей часто используется слово «цивилизация», которое, однако, не вполне пригодно для описания этнических процессов, в силу немалой размытости его содержания. (Об этом см. занятие 6-7). Внутри таких гигантских образований возможны конфликты между его членами, но они направлены на борьбу за верховенство, а не на полное истребление народа. К суперэтносам можно отнести Арабский мир, с оговорками – Европейский союз, Индию. Классическим примером суперэтноса является Российская Федерация. В истории мы также можем обнаружить суперэтнические объединения – Тюркский каганат, Римская империя, Византийская империя, Золотая орда и т. д. Исключениями не являются Российская империя и Советский Союз как исторические предшественники современного российского суперэтноса.
4. «Микроэтнос» – термин актуальный, в первую очередь, для россйской этнологии, поскольку на территории нашей страны проживает большое количество так называемых «малых народов». Это понятие применяется к коренным народам, либо малочисленным по составу, либо находящимся на грани исчезновения, сохраняющим полный набор этнических признаков. Таковыми могут считаться монегаски во Франции, Селькупы, Коряки и др. в России, Дурмен в Узбекистане, Большой Жуз в Казахстане и т.д.
Отметим также, что понятия «субэтнос» и «микроэтнос» нельзя путать с понятием «диаспора». Последнее означает достаточно монолитную и устойчивую этническую группу, проживающую за пределами страны своего происхождения. Такой статус имеют украинцы или белорусы в России, русские в Казахстане или Узбекистане, китайцы или пакистанцы в Соединенных Штатах Америки и т. д.