Изучение конструкции червячного редуктора.
Цель работы: ознакомиться с конструкцией червячного редуктора и назначением его деталей; определить основные параметры червячной пары путем замера и расчета; изучить способы регулировки червячной пары.
Оборудование:
- Червячный редуктор
- Измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль, угломер универсальный)
Теоретическое обоснование.
Червячная или зубчатая винтовая передачи (см. рисунок 1) относятся к передачам зацепления с перекрещивающимися осями валов. Движение в червячных передачах осуществляется по принципу винтовой пары. Ведущим звеном обычно является червяк, а в ускоряющих передачах – колесо.
Рисунок 1. Червячная передача:
а – схема; б – осевое сечение архимедова червяка;
в – осевое сечение червяка с вогнутыми боковыми поверхностями.
Существенное отличие червячной передачи от зубчатой заключается в том, что окружные скорости червяка и колеса не совпадают ни по величине, ни по направлению. Червячные передачи имеют следующие особенности:
· передаточное число не может быть выражено отношением диаметров ;
· начальные окружности не перекрываются, а скользят.
Рисунок 2. Кинематическая схема червячного редуктора.
Скорость скольжения передачи весьма значительна. Большое скольжение в червячных передачах вызывает повышенный износ и склонность к заеданию. Кроме того, долговечность, несущая способность и к.п.д. червячных передач зависит от величины и равномерности контактной площадки зацепления, которая наряду с деформацией червяка и точностью изготовления зубьев колеса и витков червяка зависит от правильного взаимного расположения элементов зацепления, обеспечиваемого при монтаже.
|
Выполнение работы:
1. Произвести внешний осмотр редуктора, изучить конструкцию корпуса и назначение деталей.
2. Замерить 2-3 раза расстояние между осями валов и округлить его до ближайшего стандартного по ГОСТ, если оно лежит в пределах последнего. Величину межосевого расстояния занести в таблицу 1. Межосевые расстояния должны соответствовать значениям:
· 1-ый ряд: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400 мм;
· 2-ой ряд: 45, 56, 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 500 мм.
Значения ряда 1 следует предпочитать значениям ряда 2.
3. Ознакомиться с внутренним устройством редуктора. Обратить внимание на способ смазки зацепления и подшипников и на способ регулировки подшипников и правильности зацепления пары.
4. Ознакомиться с конструкцией колеса и червяка. Путем замера и расчета определить их размеры и параметры, полученные данные занести в таблицу 1. Значение осевого модуля необходимо также округлить до ближайшего по ГОСТ. Модули цилиндрических червячных передач в мм, определяемые в осевом сечении червяка, приведены ниже:
· 1-ый ряд: 0,1; 0,125; 0,16; 0,20; 0,25; 0,315; 0,40; 0,50; 0,63; 0,80; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3; 8,0; 10,0; 12,5; 16,0; 20,0; 25,0;
· 2-ой ряд: 0,12; 0,15; 0,30; 0,60; 1,5; 3,0; 3,5; 6,0; 7,0; 12,0;
· 3-ий ряд: 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 4,5; 9,0; 11,0; 14,0; 18,0; 22,0.
1-ый ряд следует предпочитать 2-му. Модули 3-го ряда применяются в технически обоснованных случаях для нормализованных редукторов общего применения.
Таблица 1 – Результаты измерений и вычислений параметров зубчатых колес.
Наименование величины и размерность | Обозначение | Способ определения | Результат измерений и вычислений |
Межосевое расстояние, мм | измерить | ||
Число заходов червяка, шт. | z 1 | сосчитать | |
Число зубьев колеса, шт. | z 2 | сосчитать | |
Передаточное число | |||
Диаметр вершин зубьев, мм | da 1 da 2 | измерить измерить | |
Наибольший диаметр червячного колеса, мм | , здесь К = 2,0. | ||
Осевой шаг червяка, мм | измерить | ||
Осевой модуль, мм | m | ||
Диаметр делительной окружности червяка, мм | d 1 | ||
Диаметр делительной окружности колеса, мм | d 2 | ||
Диаметр впадин зубьев, мм | df 1 df 2 | ||
Радиус выемки, мм | rk | , здесь = 1,0. | |
Длина нарезанной части червяка, мм | b 1 | измерить | |
Ширина венца колеса, мм | b 2 | измерить | |
Условный угол обхвата |
|
5. По результатам вычислений вычертить кинематическую схему редуктора в масштабе (см. рисунок 2).
Вывод: ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Подпись студента __________ Подпись преподавателя____________
«____»____________ 20___г. «____»____________ 20___г.