Чтение наизусть стихотворения «Няне» учеником (Кадыков Максим).




Урок литературы в 5 классе

Учитель А.О.Махмуд-Ходжаева

Тема урока: А.С.Пушкин. Пролог поэмы «Руслан и Людмила»

Цели урока:

· дать общие сведения о личности А.С.Пушкина;

· показать влияние народного творчества на будущего поэта;

· показать значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы;

· развивать речь и воображение обуч-ся.

 

Оборудование: диапроектор с мультимедийной презентацией, аудио запись фонохрестоматии.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя: (Слайд 1)

- Имя Александра Сергеевича Пушкина (Слайд 2) знают все и везде, во всех уголках земного шара. Произведения Пушкина сопровождают нас всю жизнь: мы читаем его сказки в раннем детстве, в школе учим стихи и отрывки из прозы, становясь старше, мы читаем и перечитываем пушкинские «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».

(Слайд 3) Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского поэта, чьи произведения оказали огромное влияние на многие поколения русских людей. О Пушкине и его произведениях поэтесса Нина Храброва написала строки, которые я и взяла эпиграфом к нашему уроку:

 

С восторгом помню я

и память не нарушу

О днях моей ребячьей

простоты,

Когда в открытую и

жаждущую душу

Твоих мне сказок

сыпались цветы.

III. Беседа по эпиграфу:

 

- С чем Нина Храброва сравнивает сказки А.С.Пушкина? (С цветами.)

- Как поэтесса относится к своему детству? (С восторгом вспоминает, бережно и с нежностью, боясь что-то забыть.)

- Как вы понимаете слова «в открытую и жаждущую душу»? (Ребёнок очень любопытен, он готов воспринимать любую информацию, впитывает и положительное и отрицательное.)

 

IV. Знакомство с творчеством Пушкина:

1. Беседа с обуч-ся по творчеству А.С.Пушкина: (Слайд 4)

 

- Что вам известно об Александре Сергеевиче?

- Какие произведения поэта вы читали?

- Назовите сказки Пушкина, которые вы изучали?

- Какая сказка вам запомнилась более всего и чем?

 

2. Слово учителя о лицейских годах поэта:

- Я вижу, что вам уже достаточно хорошо известно творчество поэта. А с сегодняшнего урока мы будем знакомиться с новыми для вас произведениями А.С.Пушкина или уже знакомыми, но с более глубоким анализом. Но в начале… (под музыку) (Слайд 5)

Шёл январь 1815 года. В Царском селе под Петербургом в лицее проходил публичный экзамен по словесности. Кроме самих лицеистов в просторном конференц – зале лицея присутствовали вельможи и учёные, а также родственники лицеистов, приглашённые на торжество.

Один за другим воспитанники лицея подходили к столу, покрытому красной тканью с золотой бахромой. За столом сидели самые почётные гости, среди которых был великий поэт Гавриил Романович Державин. Глядя на него, можно было подумать, что старик дремлет.

Но в какой-то момент в зале наступила тишина. Державин оживился, глаза его заблестели, а взор устремился на смуглого голубоглазого юношу, невысокого роста, с курчавыми русыми волосами. Стоя в двух шагах от Державина, он читал свои стихи «Воспоминания в Царском селе»:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках.

Это был грандиозный успех, который стал началом пути великого русского поэта.

Но до лицея была жизнь в родительском доме в Москве.

 

3. Сообщение ученика (Хоменко Татьяна) (Слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11)

Чтение наизусть стихотворения «Няне» учеником (Кадыков Максим).

V. Анализ «Пролога»:

1. Слово учителя:

 

- Пушкину было только двадцать лет, когда он написал первую поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и продолжал работать над нею уже в Петербурге. (Слайд 12) Поэма имела успех необыкновенный. Василий Андреевич Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Так высоко оценил Жуковский поэму, с которой мы начнём сегодня знакомиться.

2. Прослушивание «Пролога» по фонохрестоматии к учебнику «Литература. 5 класс» (Слайд 13)

3. Беседа:

- Что такое пролог?

- С кем из сказочных героев мы встретились в Лукоморье?

- О каких сказочных чудесах рассказывает Пушкин? (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк — в златогривого коня и в царевну, лента — в реку, гребень — в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка — в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой — это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)

 

- Назовите добрых героев и носителей злых сил.

- Вспомните, в каких сказках вы встречались с героями Лукоморья?

 

4. Словарная работа: (Слайд 14)

Лукоморье Чредой

Неведомые (дорожки) (неизвестные) Мимоходом (между делом)

Невиданные (звери) (необычных) Пленяет

… и дол видений полны… Темница

Прихлынут Над златом чахнут

Брег песчаный … и мёд я пил

Витязь Поведать

 

5. Части Пролога:

 

- Пролог разделён на две части. Первая составляет всего 6 строк. Что изобразил поэт в этой части? (Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира.) (Слайд 15)

- Кто главные герои первой части? (Кот и дуб.)

- Какими бы вы представили их на своей картине? (Кот учёный, дуб огромный.)

- Почему кот и дуб? (Кот – герой народных поверий, дуб – центр творчества, вековой фольклор народа.)

- Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»? (В устаревшей форме чувствуется торжественность слова златая, аромат старины, исходящий от этого звучания.)

- Обратите внимание на звукопись в строке: «...Все ходит по цепи кругом...» (звук [о]), на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит». (Напевность, плавность.) (Слайд 16)

 

- Вторая часть более объёмна, герои сказочного мира описаны конкретно. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете:

(Работа с карточками: соедините стрелками)

· «там леший бродит» - косматый сгорбленный старик, покрытый корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог;

· «следы невиданных зверей» - огромные, отчетливо отпечатанные в земле следы, похожие на отпечатки копыт и птичьи следы одновременно;

· «лес и дол видений полны» - в вечернем сумраке по долине и по лесной чаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и животных;

· «и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных» - через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Иногда она бурлит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют берег от водяных чудовищ;

· «королевич мимоходом пленяет грозного царя» - королевич такой сильный, что он может мимоходом, т. е. легко, без напряжения, взять в плен грозного царя;

· «царь Кащей над златом чахнет» - царь Кащей тощий, нос у него крючком, он сидит на коленях над сундуком с золотыми монетами в темном подземелье. Горит свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от жадности. (Слайд 17)

 

- Вслушайтесь в шум волн [хл] «о заре прихлынут волны». Поднимающаяся над берегом округло загибающаяся полная волна; в следующей строке убегающая назад, потерявшая силы волна, шуршит по песку [сч]: «песчаный и пустой».

 

- «...И тридцать витязей прекрасных...» Обратите внимание на звук [р], придающий строкам твердость, мужество, силу, стойкость.

 

- «...Там ступа с Бабою-ягой // Идет, бредет сама собой...» Преобладание глухих и звонких взрывных согласных создаёт впечатление спотыкающихся, но размеренных шагов.

 

- «царь Кащей над златом чахнет»? [ца], [кащ], [а], [зла], [чах] – болезнь, кашель, чих.

 

- С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? («Дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь», «златом» и др. Автор окутывает слушателя стариной, сказочностью, волшебством.)

 

- Какие строчки пролога будут самыми торжественными, показывающие победу добра над злом? («Там русский дух… Там Русью пахнет!»

 

- Докажите, что это сказка. (Зачин, концовка, постоянные эпитеты, число магическое, повторы.)

 

- Если бы вы рисовали картину к Прологу, изобразили бы вы автора на ней? (Чтение концовки. Акцент сделать на паузу «У моря видел дуб зелёный; | Под ним сидел, | и кот учёный свои мне сказки говорил»

 

- Нравится ли Пушкину то, о чём он рассказывает? (Слайд 18)

 

VI. Итог урока:

 

- Начало Пролога воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Радионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот учёный». По тону и содержанию Пролог примыкает уже к пушкинским сказкам…

Эта «сказка» - «Пролог» совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в неё новую, живую струю и сблизила дворянскую литературу с языком и чувствами народа. И недаром Пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

 

(Слайд 19) VII. Д/з. выучить Пролог наизусть, иллюстрацию к Прологу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: