Урок литературы в 5 классе
Учитель А.О.Махмуд-Ходжаева
Тема урока: А.С.Пушкин. Пролог поэмы «Руслан и Людмила»
Цели урока:
· дать общие сведения о личности А.С.Пушкина;
· показать влияние народного творчества на будущего поэта;
· показать значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы;
· развивать речь и воображение обуч-ся.
Оборудование: диапроектор с мультимедийной презентацией, аудио запись фонохрестоматии.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя: (Слайд 1)
- Имя Александра Сергеевича Пушкина (Слайд 2) знают все и везде, во всех уголках земного шара. Произведения Пушкина сопровождают нас всю жизнь: мы читаем его сказки в раннем детстве, в школе учим стихи и отрывки из прозы, становясь старше, мы читаем и перечитываем пушкинские «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина».
(Слайд 3) Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского поэта, чьи произведения оказали огромное влияние на многие поколения русских людей. О Пушкине и его произведениях поэтесса Нина Храброва написала строки, которые я и взяла эпиграфом к нашему уроку:
С восторгом помню я
и память не нарушу
О днях моей ребячьей
простоты,
Когда в открытую и
жаждущую душу
Твоих мне сказок
сыпались цветы.
III. Беседа по эпиграфу:
- С чем Нина Храброва сравнивает сказки А.С.Пушкина? (С цветами.)
- Как поэтесса относится к своему детству? (С восторгом вспоминает, бережно и с нежностью, боясь что-то забыть.)
- Как вы понимаете слова «в открытую и жаждущую душу»? (Ребёнок очень любопытен, он готов воспринимать любую информацию, впитывает и положительное и отрицательное.)
IV. Знакомство с творчеством Пушкина:
|
1. Беседа с обуч-ся по творчеству А.С.Пушкина: (Слайд 4)
- Что вам известно об Александре Сергеевиче?
- Какие произведения поэта вы читали?
- Назовите сказки Пушкина, которые вы изучали?
- Какая сказка вам запомнилась более всего и чем?
2. Слово учителя о лицейских годах поэта:
- Я вижу, что вам уже достаточно хорошо известно творчество поэта. А с сегодняшнего урока мы будем знакомиться с новыми для вас произведениями А.С.Пушкина или уже знакомыми, но с более глубоким анализом. Но в начале… (под музыку) (Слайд 5)
Шёл январь 1815 года. В Царском селе под Петербургом в лицее проходил публичный экзамен по словесности. Кроме самих лицеистов в просторном конференц – зале лицея присутствовали вельможи и учёные, а также родственники лицеистов, приглашённые на торжество.
Один за другим воспитанники лицея подходили к столу, покрытому красной тканью с золотой бахромой. За столом сидели самые почётные гости, среди которых был великий поэт Гавриил Романович Державин. Глядя на него, можно было подумать, что старик дремлет.
Но в какой-то момент в зале наступила тишина. Державин оживился, глаза его заблестели, а взор устремился на смуглого голубоглазого юношу, невысокого роста, с курчавыми русыми волосами. Стоя в двух шагах от Державина, он читал свои стихи «Воспоминания в Царском селе»:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
|
Плывёт в сребристых облаках.
Это был грандиозный успех, который стал началом пути великого русского поэта.
Но до лицея была жизнь в родительском доме в Москве.
3. Сообщение ученика (Хоменко Татьяна) (Слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11)
Чтение наизусть стихотворения «Няне» учеником (Кадыков Максим).
V. Анализ «Пролога»:
1. Слово учителя:
- Пушкину было только двадцать лет, когда он написал первую поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и продолжал работать над нею уже в Петербурге. (Слайд 12) Поэма имела успех необыкновенный. Василий Андреевич Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Так высоко оценил Жуковский поэму, с которой мы начнём сегодня знакомиться.
2. Прослушивание «Пролога» по фонохрестоматии к учебнику «Литература. 5 класс» (Слайд 13)
3. Беседа:
- Что такое пролог?
- С кем из сказочных героев мы встретились в Лукоморье?
- О каких сказочных чудесах рассказывает Пушкин? (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк — в златогривого коня и в царевну, лента — в реку, гребень — в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка — в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой — это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)
|
- Назовите добрых героев и носителей злых сил.
- Вспомните, в каких сказках вы встречались с героями Лукоморья?
4. Словарная работа: (Слайд 14)
Лукоморье Чредой
Неведомые (дорожки) (неизвестные) Мимоходом (между делом)
Невиданные (звери) (необычных) Пленяет
… и дол видений полны… Темница
Прихлынут Над златом чахнут
Брег песчаный … и мёд я пил
Витязь Поведать
5. Части Пролога:
- Пролог разделён на две части. Первая составляет всего 6 строк. Что изобразил поэт в этой части? (Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира.) (Слайд 15)
- Кто главные герои первой части? (Кот и дуб.)
- Какими бы вы представили их на своей картине? (Кот учёный, дуб огромный.)
- Почему кот и дуб? (Кот – герой народных поверий, дуб – центр творчества, вековой фольклор народа.)
- Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»? (В устаревшей форме чувствуется торжественность слова златая, аромат старины, исходящий от этого звучания.)
- Обратите внимание на звукопись в строке: «...Все ходит по цепи кругом...» (звук [о]), на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит». (Напевность, плавность.) (Слайд 16)
- Вторая часть более объёмна, герои сказочного мира описаны конкретно. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете:
(Работа с карточками: соедините стрелками)
· «там леший бродит» - косматый сгорбленный старик, покрытый корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог;
· «следы невиданных зверей» - огромные, отчетливо отпечатанные в земле следы, похожие на отпечатки копыт и птичьи следы одновременно;
· «лес и дол видений полны» - в вечернем сумраке по долине и по лесной чаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и животных;
· «и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных» - через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Иногда она бурлит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют берег от водяных чудовищ;
· «королевич мимоходом пленяет грозного царя» - королевич такой сильный, что он может мимоходом, т. е. легко, без напряжения, взять в плен грозного царя;
· «царь Кащей над златом чахнет» - царь Кащей тощий, нос у него крючком, он сидит на коленях над сундуком с золотыми монетами в темном подземелье. Горит свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от жадности. (Слайд 17)
- Вслушайтесь в шум волн [хл] «о заре прихлынут волны». Поднимающаяся над берегом округло загибающаяся полная волна; в следующей строке убегающая назад, потерявшая силы волна, шуршит по песку [сч]: «песчаный и пустой».
- «...И тридцать витязей прекрасных...» Обратите внимание на звук [р], придающий строкам твердость, мужество, силу, стойкость.
- «...Там ступа с Бабою-ягой // Идет, бредет сама собой...» Преобладание глухих и звонких взрывных согласных создаёт впечатление спотыкающихся, но размеренных шагов.
- «царь Кащей над златом чахнет»? [ца], [кащ], [а], [зла], [чах] – болезнь, кашель, чих.
- С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? («Дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь», «златом» и др. Автор окутывает слушателя стариной, сказочностью, волшебством.)
- Какие строчки пролога будут самыми торжественными, показывающие победу добра над злом? («Там русский дух… Там Русью пахнет!»
- Докажите, что это сказка. (Зачин, концовка, постоянные эпитеты, число магическое, повторы.)
- Если бы вы рисовали картину к Прологу, изобразили бы вы автора на ней? (Чтение концовки. Акцент сделать на паузу «У моря видел дуб зелёный; | Под ним сидел, | и кот учёный свои мне сказки говорил»
- Нравится ли Пушкину то, о чём он рассказывает? (Слайд 18)
VI. Итог урока:
- Начало Пролога воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Радионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот учёный». По тону и содержанию Пролог примыкает уже к пушкинским сказкам…
Эта «сказка» - «Пролог» совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в неё новую, живую струю и сблизила дворянскую литературу с языком и чувствами народа. И недаром Пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.
(Слайд 19) VII. Д/з. выучить Пролог наизусть, иллюстрацию к Прологу.