Разработка концепции проекта. Формирование идеи проекта




Разработка концепции проекта включает:

• Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование).

• Выявление потребности в изменениях (проекте).

• Определение проекта:

- цели, задачи, результаты,

- основные требования, ограничительные условия, критерии,

- уровень риска,

- окружение проекта, потенциальные участники,

- требуемые время, ресурсы, средства и др.

• Определение и сравнительная оценка альтернатив.

• Представление предложений, их апробация и экспертиза.

 

Идея проекта свою квинтэссенцию выражает через формирование цели проекта.

Цель проекта - это доказуемый результат и заданные условия реализации общей задачи проекта.

Из определения следует, что необходимо различать "цели-результаты" (доказуемый результат) и "цели-образ действий" (условия реализации). Вместе эти компоненты составляют цели проекта, которые возникают на основе потребностей, необходимости, желаний, идей и т.п.

Из анализа приведенных определений можно получить несколько полезных выводов относительно цели проекта. Определение (нахождение) цели проекта по своему значению и содержанию можно сравнить с постановкой задачи.

При нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя ограничиться формулировкой только абстрактно желаемого результата проекта, а необходимо найти ответы на вопросы:

- Как в точности должен выглядеть результат проекта (характеристики результата проекта)?

- Какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения)?

Нахождение цели проекта равнозначно определению проекта и составляет важный этап в разработке концепции проекта. После нахождения цели проекта приступают к поиску и оценке альтернативных способов достижения цели проекта.

 

5. ТЭ обоснование. Бизнес-план проекта

Первая фаза развития проекта (прединвестиционная) непосредственно предшествующая основному объему инвестиций, во многих случаях не может быть определена достаточно точно. На этом этапе проект разрабатывается, готовится его технико-экономическое обоснование, проводятся маркетинговые исследования, осуществляется выбор поставщиков сырья и оборудования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и участниками проекта.

Также здесь может осуществляться юридическое оформление проекта (регистрация предприятия, оформление контрактов и т.п.) и проводиться эмиссия акций и других ценных бумаг.

Как правило, в конце прединвестиционной фазы должен быть получен развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. Все вышеперечисленные действия, разумеется, требуют не только времени, но и затрат. В случае положительного результата и перехода непосредственно к осуществлению проекта понесенные затраты капитализируются и входят в состав так называемых "предпроизводственных затрат" с последующим отнесением на себестоимость продукции через механизм амортизационных отчислений.

Итак, заказчик, приступая к строительству, нуждается в проекте и кредите. Заказчик обращается в проектную организацию. И проектная мастерская разрабатывает ему и проект, и ТЭО (технико-экономическое обоснование). Оно включает характеристику участка строительства (расположение автомобильных дорог и железнодорожных путей, наличие электропередач, газопровода, водопровода и других сетей), согласование проекта с определенными районными службами (санэпидемстанцией, пожарными и др.). В самом конце этого чисто проектного документа приводится показатель эффективности капитальных вложений. В отличие от бизнес-плана анализа рынка в ТЭО нет.

Сосотавление бизнес-плана предполагает выполнение следующих требований:

описание инвестиционного проекта с указанием размера собственного капитала;

оценка экономической ситуации в стране применительно к данной проблеме: какую пользу принесет кредит его получателю и какая польза от этого будет для страны;

техническое обоснование: планы, схемы последовательности потока продукции;

расчет доходов и расходов по годам инвестиционного процесса, расчет денежного потока и анализ критических пунктов расчета;

описание всех партнеров, включая доказательства их опыта и надежности в сотрудничестве;

описание порядка финансирования и степени надежности в обеспечении финансированием;

юридическое обеспечение всех договоров, включая договор на аренду;

фиайбилити-стади, включая оценки рыночного риска и риска изменения цен.

Рентабельность является основным результирующим показателем, который свидетельствует об эффективности предлагаемого проекта. Для оценки рентабельности пользуются как дисконтными, так и простыми методами. При применении дисконтных методов создается возможность с помощью экономико-математических моделей учитывать изменение процентной ставки и фактора времени. Процентная ставка при простом методе определяется следующим образом: прибыль обыкновенного года (после амортизационных отчислений, выплаты налогов и процентов за кредит) делится на всю инвестиционную сумму. Достоинство этого метода — простота расче­та, недостаток — не учитывается такой важный фактор, как время.

Расчеты целесообразно дополнить анализом ликвидности, для чего составляется таблица, в которой рассматривают доходы по годам и сопоставляют их с кредитными платежами. Смысл данного сопоставления состоит в том, чтобы увидеть в какие годы доходов может оказаться недостаточно.

Для использования этих методов должна быть точная рас­шифровка объема инвестиций, указано первое предварительное разделение инвестиций на собственный капитал и кредит и правдоподобная оценка будущего дохода.

Самое сложное при разработке бизнес-плана — это процесс анализа рынка и цен товаров, на основе которого и исчисляются ожидаемые доходы. Оценка рынка базируется на четырех основных позициях маркетинга: продукт и качество продукта, реклама, сбыт, цена. Качество продукта уже определяет сектор рынка. Реклама обеспечивает позицию продукта на рынке. Сбыт (вопросы продажи) определяет доступ к рынку. Цена, поскольку она включает стоимость сырья и другие составляющие издержек производства, в соревновании с продуктами других производств определяет сегмент сектора рынка для данного производителя.

При оценке рынка изучаются его количественные и качественные показатели. К количественным показателям относится рост рынка и величина рынка. Среди качественных показателей следует отметить такие показатели, как границы политики цен, структура потребления, сервисные услуги, цикл рынка и др.

Достоверность и точность расчетов является единственной гарантией если не исключения риска, то сведения его к минимуму. При этом рассматривается несколько групп риска: экономический, технический, законодательный, политический, валютный и др.

Экономический риск включает такие вопросы, как невыполнение проекта, повышение цен нарушение условий выполнения контракта, изменение рыночной ситуации, валютный риск.

Законодательный риск предусматривает анализ следующих вопросов: защищены ли иностранные инвестиции межгосударственными договорами и национальными законами; учреждение иностранных обществ и правовые нормы, регулирующие деятельность этих обществ; приобретение земельной собственности, инвестиционные льготы, вывоз полученной прибыли, условия налогообложения, трудовое право и др.

Политический риск связан с сокращением или запретом на вывоз средств, с военными действиями, забастовками, революциями и др.

Валютный риск — это риск изменения процентных ставок, соотношения между валютами. Например, растущие процентные ставки могут привести к неспособности платить проценты в определенный срок.

Примером технического риска является случай, когда новое оборудование не подходит заводу и надо коренным образом менять процесс производства. Полностью риск исключить невозможно, но необходимо свести его к минимуму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: