Поэты, погибшие на войне.




Урок литературы в 6 классе на тему

«Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине»

Цель: формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

Задачи:

· дать представление о Великой Отечественной войне в стихотворениях тех лет,

· развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка);

· воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Виды деятельности учащихся: выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей, анализ стихотворений, чтение докладов, творческая работа (домашнее задание).

План урока:

1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

2. Стихи в годы войны.

3.Поэты, погибшие на войне.

4. Поэты о своих близких во время войны.

5. Александр Твардовский.

6. Константин Симонов.

7. Женщины и дети на войне.

8. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока:

Память, память, ты порой тревожно

Бьешь по нервам, бешено скользя,

Позабыть такое невозможно,

Потому что забывать нельзя!...

 

1. Вступительное слово: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая продолжалась более четырех лет. Это страшное событие оставило неизгладимый след в памяти людей, в памяти страны, в истории нашей Родины. Невозможно забыть эти огромные потери, эти разрушенные города, это горе, которое пережили практически все люди. Но даже в такие тяжелые времена люди не отчаивались, а продолжали радоваться тем немногочисленным мгновениям между боями: сочиняли стихи, пели песни, танцевали, чтобы хоть немного отдалиться от этих ужасных моментов войны. В своих стихах солдаты отражали все свои переживания: свой быт, тоску по родным, горечь об утрате товарищей, трудности боевой жизни. Итак, сегодня мы поговорим о поэзии военных лет. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Я бы хотела, чтобы вы никогда не забывали уроков той войны; не забывали, сколько жизней было положено на то, чтобы мы с вами могли сегодня радоваться новому дню. Подвиг этих людей бессмертен!

- Как вы думаете, что такое подвиг, и почему он бессмертен? (Ответы учащихся).

И вот сегодня мы поговорим о подвиге людей, которые боролись за нашу жизнь и свободу. Мы пройдемся по страницам военной истории, только сделаем мы это с помощью поэзии.

2. Стихи в годы войны. В годы ВОВ поэзия переживала особый подъем. Именно в стихах выразилась сила патриотического воодушевления. Именно стихи способны были быстро реагировать на постоянно меняющиеся события военных дней. Стихи кричали с плакатов, их можно было увидеть на спичечных коробках, они мелькали на броне танка, бросались дождем листовок из самолетного люка, занимали радиоэфир и газеты. И все это для того, чтобы воодушевить людей, поддержать их, поднять на борьбу. Роль поэзии была огромна! Во многом потому, что сами поэты были участниками войны. Они сражались на фронтах, выступали в качестве военных корреспондентов, совершали подвиги и погибали. Вот почему стихи имели такую власть над теми, кто их читал.

Уже на третий день войны было написано стихотворение «Священная война». Оно мгновенно было переложено на музыку и стало своеобразным гимном ВОВ. Первыми слушателями этой песни были солдаты, отправляющиеся на фронт с Белорусского вокзала. Именно эта песня поднимала войска на борьбу, давала силы тем, кто работал в тылу (прослушивание песни).

https://www.youtube.com/watch?v=JQPmwzMopJw

 

Поэты, погибшие на войне.

Многие на войне были ранены, многие потеряли своих родных и товарищей, лишь немногим повезло пройти эту войну без потерь. Но много было и тех, кто не вернулся.

Мы сегодня можем вспомнить поэтов, погибших на полях Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать подвиг Муссы Джалиля, замученного в фашистских застенках. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Борис Котов, Герой Советского Союза, погиб при форсировании Днепра. Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий, под Смоленском – Борис Богатков, Николай Майоров, под Сталинградом – Михаил Кульчицкий. Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Дмитрий Вакаров… В честь них эта минута молчания…

 

(минута молчания)

 

(Зачитываем стихотворение “Мне противно жить…”).

 

Мне противно жить, не раздеваясь,
На гнилой соломе спать.
И, замерзшим нищим подавая,
Надоевший голод забывать.

Коченея, прятаться от ветра,
Вспоминать погибших имена,
Из дому не получать ответа,
Барахло на черный хлеб менять.

Дважды в день считать себя умершим,
Путать планы, числа и пути,
Ликовать, что жил на свете меньше
Двадцати. (1941)

(Всеволод Багрицкий)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: