Организация управления городским хозяйством в России




Городское хозяйство является первоосновой жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности организации управления системами жизнеобеспечения города зависит уровень развития услуг городского хозяйства, определяющих качество жизни населения.

Цель организации управления городским хозяйством заключается в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: содержания жилищного фонда, обеспечения надежности и устойчивости функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских комму­нальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и ремонта зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, обеспе­чения безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения города.

Городское хозяйство имеет богатую историю своего развития и становления. Появление обусловливалось потребностью населения в более комфортном проживании в больших и малых городах. Вместе с развитием сферы городского хозяйства менялась система управле­ния ими.

Исторически руководство местным городским хозяйством, благоустройством (устройством на благо населения) коммунальным (общим) делом в России входило в компетенцию орга­нов внутренних дел государства. Уже тогда стали появляться первые нормативные документы, затрагивающие организационный и эконо­мический аспект городского хозяйства. Первым государственным до­кументом по этому вопросу, определившим обязанности государства по отношению к жизнеобеспечению населения, был «Наказ о градском благочинии» царя Алексея Михайловича, датированный 1649 г. В этом документе был определен надзор за исполнением функций городского хозяйства, благоустройства, общего дела, зеленого хозяйства, который был возложен на российскую полицию. Эти функции в дальнейшем были уточнены и расширены рядом наказов Петра I, а Екатериной II был введен Устав благочиния, или Полицейский устав. Однако именно Алексея Михайловича по праву можно считать отцом образования от­расли жилищно-коммунального хозяйства в России. Именно он емко изложил основные положения организации управления, хотя и простым тогда, хозяйством города периода XVII в. «Наказ» является образцом документа, организующим управление городским хозяйством, в нем определены территории, на которых в Москве должно было осущест­вляться круглосуточное наблюдение за порядком, состоянием пожарной безопасности и правонарушениями (всего три сферы).

В 1802 г. создается единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения, — Министерство внутренних дел Рос­сии. Все вопросы, касающиеся организации и управления городским хозяйством, были переданы департаменту Министерства внутренних дел и его исполнительным органам на местах. В принципе, МВД было едва ли не единственным хозяйственным органом России.

В канун 1917 г. города России управлялись разными способами: городское общественное самоуправление — в 50 наиболее развитых городах и управление МВД — в небольших городах со слаборазвитой промышленностью и предпринимательством.

После ликвидации полиции в 1917 г. в соответствии с поста­новлением II съезда Советов 9 ноября 1917 г. в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. В декабре 1917 г. выходит декрет «Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению», объединяющий деятельность всех городских и зем­ских учреждений.

Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 г. комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в Отдел местного хозяйства народного комиссариата (НК). Относительно автономным в хозяйственном отношении территориальным общностям населения, независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, села), было присвоено единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как коммунальное хозяйство, отделы местных Советов, руководящие ими, были названы коммунотделами. Эти термины очень быстро вошли в жизнь и используются до сих пор.

В январе 1920 г. по постановлению 1-го съезда заведующих коммунальными отделами Отдел местного хозяйства НКВД был ре­организован в коммунальный отдел, а в 1931 г. было создано Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР. Поми­мо этого в 1920 г. издаются декреты, направленные на восстановление жилищного фонда после войны, устанавливается порядок управления жилыми домами и городским хозяйством в целом. В ведение местных городских советов были переданы доходы от налогов и плата за ком­мунальные услуги, что способствовало формированию и поддержанию предприятий, осуществляющих эксплуатацию городского хозяйства. За 1923—1927 гг. городское хозяйство было восстановлено до уровня 1913 г.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. было образовано Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) при СНК РСФСР. Жилищно-коммунальное хозяйство России быстро раз­вивалось: в 52 городах созданы водопроводы, в 12 — канализационная сеть, в 15 пущены трамваи, в двух — мусоросжигательные заводы.

В 1931 г. был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством России (НККХ РСФСР), и в 1931 г. по­становлением СНК РСФСР была создана Академия коммунального хозяйства как головная научная организация. Городское (коммуналь­ное) хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы страны.

В 1936 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Наркомат ЖКХ, а в 1969 г. — в Министерство ЖКХ РСФСР, просуще­ствовавшее до июня 1990 г. Таким образом, структура управления ЖКХ России строилась на принципах двойного подчинения: министерству и местным органам власти. Дееспособность системы вертикального подчинения предприятий Министерства ЖКХ РСФСР была основана на праве вышестоящего органа распределять материально-технические и финансовые ресурсы и согласовывать назначение первых руководите­лей отраслевых предприятий и объединений. Элементы этой системы сохранились до наших дней.

В настоящее время важнейшей первоочередной проблемой по­вышения эффективности функционирования городского хозяйства является совершенствование организации управления. Актуальность этой проблемы заключается в том, что городское хозяйство является одной из самых социально значимых и сложных территориально-от­раслевых систем, находящихся в постоянном изменении вследствие роста городского населения и необходимости увеличения объемов предоставляемых услуг, и повышении их качества. Это требование обеспечивается за счет создания новых или увеличения масштаба деятельности существующих предприятий.

В результате появляются новые проблемы, задачи, вопросы, решение которых не предусматривалось существующей системой управления, поэтому возникла необ­ходимость создания новых органов управления или внесения корректив в существующие.

Одной из особенностей современной системы управления городского хозяйства является ее соответствие административно-территориальному делению Российской Федерации. Это связано с не­обходимостью управления предприятиями отрасли с максимальным учетом специфических особенностей каждого субъекта и отдельного населенного пункта. В настоящее время во всех областях созданы комитеты ЖКХ. На уровне федерального центра управление осуще­ствляется с помощью Департамента строительства и ЖКХ и Управле­ния реформой ЖКХ.

Таким образом, каждая отрасль городского хозяйства является, с одной стороны, сферой деятельности городских (муниципальных) властей и подсистемой в общей системе управления муниципального образования, а с другой — подсистемой в соответствующей отраслевой системе более высокого (регионального или федерального) уровня.

Следует также учитывать наличие в большинстве отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектов деятельности. Муниципальная власть должна обеспечить координацию работы субъектов всех форм собственности, используя как властные, административные, так и экономические механизмы. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы городского хозяйства должны учитываться:

— место данной подсистемы городского хозяйства в общей системе муниципального образования и ее взаимосвязь с другими под­системами;

— место данной подсистемы в отраслевой системе управления;

— взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами разных форм собственности;

— законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Выработка наиболее эффективной схемы организации управления деятельностью отдельных подсистем городского хозяйства с учетом перечисленных факторов должна осуществляться в условиях разграничения полномочий, ответственности и тесного взаимодействия с органами государственной власти, а также с населением и различными местными сообществами. Организация эффективного предоставления услуг городского хозяйства со стороны муниципальных и иных служб должна сочетаться с развитием форм самоуправления граждан по месту жительства. Различные формы самоорганизации населения призваны стать рычагами влияния на городские службы и учреждения.

Размещение на территории городского образования различных хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций, объектов социальной сферы, органов власти и управления требует эффектив­ной организации планировки и застройки территории, оснащения ее инженерными сооружениями и коммуникациями, необходимыми для жизнедеятельности населения, что обеспечивается развитием всех отраслей городского хозяйства и в первую очередь — жилищно-ком­мунального.

Особенностью организации управления городским хозяйством также является наличие значительного числа мелких и экономически слабых предприятий иорганизаций. Появление их обусловлено тем, что в общем количестве городов страны основная доля приходится на малые и средние города, в то же время необходимо производить все виды услуг городского хозяйства в каждом из этих городов. Эта тенденция будет постоянно усиливаться в связи с развитием коммунального хозяйства в сельской местности, поэтому для координации деятельности этого хозяйства необходимо создавать новые органы управления в районных, городских и сельских администрациях. В малых и средних городах для производства услуг городского хозяйства предприятия часто входят в состав объединений, комбинатов коммунальных предприятий или других организационных форм.

Возрастающая роль территориального аспекта в планировании и управлении городским хозяйством ставит новые задачи перед раз­витием теории и методологии управления регионами и городами стра­ны, предусматривает перенос всей полноты власти по организации городского хозяйства на муниципальный уровень. Это в свою очередь предполагает необходимость исследования вопросов развития городов, взаимодействия и взаимовлияния их основных подсистем, их взаимо­отношений с внешней макросистемой народнохозяйственного уровня управления. Результаты исследования этих вопросов являются кон­цептуальной основой для развития направлений совершенствования системы управления городского хозяйства и жилищно-коммунального как его составляющей части.

Принципы распределения обязанностей существенным образом влияют на структуру системы управления городом. Весьма важной задачей в этой структуре является создание целесообразного состава системы функциональных органов управления, которые обеспечивают деятельность главы администрации по управлению городом. К настоя­щему времени в основном сложилась структура управления городом, приведенная на рис. 1.1.

Важнейшим условием формирования новых форм организации управления городским хозяйством, обеспечивающих защиту интересов потребителей и гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является развитие договорных отношений. Такие от­ношения должны создаваться на основе разделения функций, полно­мочий и ответственности собственника имущества в городе, управления этим имуществом, предприятий, предоставляющих услуги или выполня­ющих работы, т.е. при создании полноценных договорных отношений между участниками. При этом муниципальные органы власти в каче­стве собственника имущества выступают заказчиком услуг городского хозяйства на основе формирования муниципального заказа и контроля его исполнения.

Таким образом, базой формирования новой системы управления городским хозяйством является муниципальный заказ — установленное задание на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

 

 

 

Рис.1.1 – Организационная структура управления городом

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: