Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук школьников Крымского района
В 2015-2016 учебном году
Секция: юниор
«Овощи или фрукты?
Учимся отличать эти продукты!»
Автор: ЯКУНИН Михаил Алексеевич уч-ся 1 класса МБОУ СОШ № 59, муниципального образования Крымский район. | |
Научный руководитель: РОМАНЕНКО Нина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 59, муниципального образования Крымский район. |
Год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..……..…..3
I. Теоретическая часть
1. Роль овощей и фруктов в жизни человека………………………………………..4
2. Отличительные признаки овощей и фруктов ……………..……………………..5
II. Практическая часть
3. Умеем ли мы отличать овощи и фрукты?…………………………………………6
4. Применение полученных знаний для определения овощей и фруктов ……….7
Заключение ……………………………………………………………………………...….7
Список литературы……………………………………………………………………....….8
Приложения
Приложение I. Анкетирование по вопросу умения отличать овощи и фрукты …………
Приложение II. Фотографии выступления перед учащимися класса ……………………
Приложение III. Буклет по теме «Отличай овощи и фрукты! Знай – это полезные продукты!»……………………………………………………………………………………
(Секция: ЮНИОР)
ЯКУНИН Михаил Алексеевич,
Краснодарский край, х.Школьный,
МБОУ СОШ № 59, 1 класс
«Овощи или фрукты? Учимся отличать эти продукты!»
Научный руководитель:
РОМАНЕНКО Нина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 59
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Введение
Все мы каждый день используем для приготовления блюд овощи, кушаем фрукты, но очень редко задумываемся, чем отличаются фрукты от овощей. Нам кажется, что мы знаем о фруктах и овощах практически все, и мы с легкостью можем отличить фрукт от овоща. Но на самом деле, это не так! В действительности различия фруктов и овощей не так очевидны, как кажутся…
Актуальность: очень часто в жизни люди используют слова «овощи» и «фрукты», но не все понимают и даже не задумываются над тем, правильно ли они называют эти продукты.
Гипотеза: знания об отличительных признаках овощей и фруктов не только сделает речь людей грамотной, но и поможет более точно соблюдать рекомендации медиков по употреблению в пищу тех или иных продуктов, а это поможет быстрому излечению от некоторых болезней, укреплению здоровья.
Объект исследования: растения, которые относятся к группам овощи и фрукты.
Цель работы: научиться отличать овощи и фрукты, распространять полученные знания и умения среди сверстников и взрослых.
Задачи исследования:
- исследовать, насколько актуальна проблема умения отличать овощи и фрукты среди людей;
- познакомиться с литературными источниками, информацией из Интернет-ресурсов по данному вопросу;
- научиться различать части растений;
- уметь исследовать растения на наличие плодов и семян;
- научиться применять полученные научные знания для определения овощей и фруктов;
- учиться бережно изучать природу;
- подготовить буклет об овощах и фруктах, о полезных свойствах этих продуктов;
Методы исследования:
1. Анкетирование людей разного возраста по вопросу умения отличать овощи и фрукты.
2. Наблюдение за растениями, определение их названий.
4. Сравнительный анализ растений по определению наличия в них частей.
5. Изучение полезных свойств овощей и фруктов при помощи научной литературы.
Планируемый результат.
- отличать овощи и фрукты.
- узнать для себя новое, интересное и полезное;
- выступить перед учащимися начальной школы, класса по данной теме;
- подготовить буклет по теме «Отличай овощи и фрукты! Знай – это полезные продукты!» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ II)
- поместить информацию на школьном сайте.
I. Теоретическая часть
Не так давно на уроке обучения грамоте в учебнике «Азбука» мы читали стихотворение Ю. Тувима «Овощи». В нем говорилось о таких продуктах питания как картошка, капуста, морковь, свёкла, петрушка и горох. А по телевизору на канале «Смешарики» рассказывали о том, что такие продукты как горох, помидор, огурец и тыква относятся не к овощам а фруктам… Как же правильно? Оказывается не так-то просто отличить овощи и фрукты, не зная правил отличия. Чтобы решить эту проблему и не допускать ошибок в определении овощей и фруктов, пришлось изучить ряд вопросов, обратится к источникам литературы, к Интернету. Оказывается, что еще в древнерусском языке плоды любого съедобного растения назывались овощами или овоштами, а слова «фрукт» появилось позже в 1705 году, это 310 лет назад. Начиная с этого времени и начинается разделение плодов на овощи и фрукты.
1. Роль овощей и фруктов в жизни человека.
Овощи и фрукты необходимы для нормальной жизнедеятельности организма человека. Чем богаче питание человека овощами и фруктами, тем больше шансов на крепкое здоровье и на успешное лечение многих заболеваний. Фрукты и овощи схожи в том, что снабжают нас витаминами и минералами, что дает нам здоровье. И фрукты, и овощи должны входить в наш рацион питания. Фрукты повышают иммунитет, устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов (радиации, яркого солнца, ультрафиолетовых излучений, инфекций), замедляют процессы старения, обогащают наш организм витамином С и необходимой клетчаткой.
Питательную ценность содержат и овощи. Они помогают выводить шлаки из организма, содержат некоторые витамины и протеины. Люди, в рацион которых не входят фрукты, страдают от нехватки витаминов и протеинов. По сравнению с фруктами, в овощах содержится меньше сахара, и больше клетчатки.
Когда диетологи (врачи, которые помогают больному человеку правильно составить рацион питания) говорят о необходимости соблюдать баланс (равновесие) между фруктами и овощами, необходимо убедиться, что есть что, точно понимать определение – что такое овощи и что такое фрукты.
Отличительные признаки овощей и фруктов.
Из книги «Большая детская энциклопедия» узнали, что «для ботаника термин «овощ» не существует. В Интернете на сайте: Энциклопедия полезных знаний © ktoikak.com мы узнали, что «Фруктом» обычно называют любой плод, состоящий из мякоти и семян и образовавшийся из завязи цветка. Овощи являются съедобной частью растения. Они могут состоять из листьев (салат), стеблей (сельдерей), корней (морковь), луковиц (лук) и даже цветов (брокколи). А если просто, то с точки зрения ботаники, фрукт – то, что с семечками (косточками), а овощ — без. Фрукты представляют собой плоды растения, в то время как овощи – его какую-либо часть; Фрукты обязательно содержат семена, которые в последующем способны прорасти и дать жизнь новому растению, а овощи – это часть растения, не способная к воспроизводству себе подобных; Фрукты произрастают на растениях, имеющих как твердый, так и мягкий стебель, что касается овощей, то они являются частью растений, относящихся только к травянистым. Фрукты делят на три основные класса:
- мясистые фрукты с семенами, такие, как апельсины, дыни, ягоды и яблоки;
- косточковые фрукты, такие, как вишня, слива, персики; —
- сухие фрукты, такие, как орехи, злаки, бобы и горох.
Удивляет, что ботаники считают бобы и горох фруктами (из-за того что они содержат семена), а огурцы и кабачки также называются фруктами. Это зависит от того, насколько серьезно мы хотим относиться к этой области знаний. К тому же в разных частях мира — разные традиции: одна и та же съедобная часть растения считается фруктом в одном месте и овощем — в другом. Так же, как и у животных, в растительном мире существуют семейства. Например, капуста, репа, редис, спаржевая капуста и цветная капуста — все они принадлежат к одному семейству овощей. Салат, цикорий и артишок принадлежат к другому семейству овощей. Семейство тыквенных включает огурцы, дыни и тыквы. Семейство бобовых включает горох, все виды бобов, арахис и соевые бобы. Спаржа состоит в родстве с обыкновенным луком, луком-пореем, чесноком, луком-резанцем. А вот интересное семейство пасленовых. Оно включает картофель, баклажаны и перцы.
В беседе с учителем биологии нашей школы Шмятовой Светланой Валерьевной узнали, что слово «фрукты» латинское, в переводе на русский язык означает «плод». Классификация растительных продуктов на фрукты и овощи не столько ботаническая, сколько бытовая и хозяйственная. Русские ботаники вместо слова «фрукт» используют термин «плод», а плод - это орган растения, содержащий семена. В связи с тем, что помидор, огурец, перец, тыква – это плоды с семенами, то в действительности эти растения следует отнести к фруктам.
II. Практическая часть