Динамика научного знания




Философские основания науки

Основные черты современной науки:

1) представление о сложности объектов окружающего мира;

2) нелинейность;

3) неопределенность, её фундаментальная роль;

4) принципиальная статистичность и вероятность происходящих в мире процессов.

Философские основания науки:

1) Онтологические основания (варианты рассмотрения сущего в мироздании);

2) Логико-эпистемологические основания;

3) Аксиологические основания.

Онтологические основания делятся на принципы и исходные категории. Они вырабатываются на основе логических процедур и поэтому являются результатом осмысления, а не чувствования.

Общефилософские принципы в рамках онтологического основания – принципы детерминизма, системности и структурности, эволюции, единства мира.

Принцип структурности и системности: структурность и системность – атрибуты мироздания. Структурность означает, что все в мире имеет структуру. Структура – определенная форма взаимосвязи некоторых элементов – простейших образований, способных реализовать эти взаимосвязи. Элементы, в свою очередь, тоже имеют структуру, но с другими типами взаимосвязи. Неограниченная структурированность и ограниченная структурированность. Фундаментальная дихотомия – материальное и идеальное. Системность означает, что разнокачественные элементы объединяются в одну систему при помощи связей координации и субординации.

Принцип детерминизма: принципиальная связь всего и вся. Порядок и связь идей те же, что и порядок связи веще. Этот принцип лежит в основе научного познания. Связь зависит от качества элементов, составляющих объект. Существует два типа взаимосвязи в научном познании – причинно-следственная связь и генетическая взаимосвязь.

Лапласовский детерминизм: событие является причиной события . Однозначность связи.

Стохастический детерминизм: неоднозначность причинно-следственных связей.

Модальная логика. Алитическая модальность. Физическая и логическая (не тождественны). Необходимость (квадрат, ), возможность (ромб, ), случайность (перевернутый треугольник, ). Единство бытия и мышления.

Случайность – «точка пересечения необходимостей».

И.Пригожин о случайности «случайность подталкивает то, что осталось от системы на новый путь развития, а после выбора пути в силу вступает детерминизм до следующей точки бифуркации».

Генетическая связь – проявление эволюционности.

Принцип эволюционности: все в мире эволюционирует.

Эволюционируют не только явления, но и системы законов, их описывающих.

Принцип единства мира: стремление к единству (единство законов). Субстанциональное единство мира (одно основание для всего мирового многообразия – физический вакуум), номологическое единство мира (единая система законов), эволюционное единство мира (многообразие форм бытия, возникших в процессе эволюции).


 

Динамика научного знания

Источники научного знания разнородны (гетерогенны). Гетерогенность обусловлена структурой субъекта и разнообразием объектов.

Количество форм научного знания резко ограничено. Это эмпирические факты, эмпирические закономерности, принципы (постулаты, аксиомы), гипотезы, теории, концепции. Комбинация этих форм дает многообразие научного знания.

Структура научного знания:

· эмпирическое знание;

· теоретическое знание;

· практика.

Особенности эмпирического познания:

1) Непосредственное взаимодействие субъекта и объекта (с использованием органов чувств).

2) Результат осуществления познания на эмпирическом уровне детерминирован самим процессом познания.

3) За счет выбора технических средств проведения эксперимента производится выбор интересующих характеристик объекта (системность присутствует даже при наблюдениях).

4) Отсутствует различение сущностного и внешнего проявления явления, причины и следствия явления («после этого – не значит по причине этого»), формы и содержания и т.п.

5) Регулярность, повторяемость.

Особенности эмпирического знания требуют перехода к теоретическому познанию, поскольку эмпирического знания недостаточно. Сложность перехода к теоретическому познанию связана с необходимостью теоретического абстрагирования и идеализации.

Та характеристика объекта, уничтожение которой приводит к уничтожению объекта, является первичной. Остальные характеристики являются вторичной.

Теоретическое познание является ориентированным на сущность и работает с идеальными объектами, которые нельзя отождествлять с замещаемыми ими явлениями.

Особенности теоретического знания:

1) Число характеристик объекта ограничено.

2) Изучаемые характеристики носят сущностный характер.

Структура эмпирического знания:

1) Опытные данные;

2) Эмпирические факты – обработанные опытные данные;

3) Эмпирические зависимости;

4) Эмпирические закономерности;

5) Эмпирическая (феноменологическая) теория.

Факт – высказывание общего вида («Все есть »).

Нет чисто эмпирического и чисто теоретического познания.

Любой факт теоретически нагружен. Так как факт – высказывание, для его фиксирования используется специальный язык. Язык – составная часть теории.

Проблема интерпретации фактов. Чем дальше факт от повседневного опыта, тем острее стоит проблема его интерпретации.

Структура теоретического знания:

1) Принцип;

2) Теоретический закон;

3) Гипотеза;

4) Теория.

Абстрагирование идеализация формализация (глубокая формализация дает возможность использовать метод аксиоматизации)

Гипотетико-дедуктивный метод, мысленный эксперимент, математическое моделирование.

С помощью данных методов создается теоретическое знание, например, формулируются теории.

Научная проблема – выражение в определенном языке научно-исследовательской задачи.

Отправная точка, направление поиска, современное состояние данной научной дисциплины.

Научный принцип (постулат) – исходное положение, на котором основывается исследование.

Теоретические принципы и принципы научного мышления.

Законы науки – объективные, сущностные, регулярные, повторяющиеся связи явлений действительности.

Закономерности – сочетания некоторого количества законов в данной форме бытия.

Теория включает в себя совокупность идеальных объектов, совокупность разнотипных высказываний (аксиом, либо постулатов и законов). Развитие теории – вывод следствий из высказываний теории и экспериментальное обнаружение новых фактов, относящихся к данной теории. Любая научная теория имеет предел (ограничения) своему развитию. В научной теории имеется стереотипы – образцы решения некоторых задач.

Эмпирическое познание дает описание. Теоретическое познание дает объяснение. Объяснение – логическая процедура.

Эксплонандум (то, что объясняет) и эксплонанс (то, что объясняется)

Теория может рассматриваться как конечная система, в силу того, что у неё есть границы применимости.


 

Философия техники

Основная задача: изучение феномена техники и его сущности.

Техника как феномен (техника как внешнее, доступное познанию через органы чувств) проявляется в виде машин и орудий, технических сооружений и технической средой.

Любое техническое есть искусственное. Это предметы, созданные с определённой целью.

Важной феменологической (внешний) характеристикой техники являются знания, используемые при создании и использовании (с учётом культурного контекста) техники. Поэтому техника предполагает наличие субъекта – носителя знаний, создавшего её.

В зависимость от культурного контекста формируется разнообразие поведенческих стратегий.

Онтологическая задача философии техники – осмысление сущности техники: поиск ответов на фундаментальные вопросы:

1) В чем состоит природа техники?

2) Как техника соотносится с другими сферами культуры (наука, искусство, обыденная жизнь, религия и т.д.)?

3) Когда возникла техника и каковы этапы её эволюции?

4) Угрожает ли техника цивилизации? (выделение этого вопроса связанно с войнами в XX веке)

5) Оказывает ли техника влияние на человека и на природу?

6) Каковы перспективы развития техники?

Философия техники формируется в рамках неклассической философии.

В философии техники сплетается множество дискурсов и не факт, что философский является основным.

Поиск алгоритмов и стратегий эволюции техники.

Методологическая задача философии техники – ответ на вопрос: каким образом техника и технический процесс связан с кризисом цивилизации.

Ясперс: «Человек зависит от техники»

Мемфорд: «Техника завела цивилизацию в кризис, из которого не выведет технический прогресс».

Техносфера – интегрированный результат предметно-трудовой деятельности человека.

Техносфера превращается в общепланетарное явление (тенденции глобализации техники). Техника и технологии становятся компонентом природно-социального образования «обитаемая планета».

Спорадический характер развития техносферы.

Задача управляемости техносферы. Идея гомеостазиса заключается в том, что в определённых рамках находится огромная совокупность взаимодействий данной системы, имеющие стабильный характер.

Факторы, формирующие техносферу:

· природные вещества;

· природные формы энергии;

· трудовая деятельность человека;

· знания, в первую очередь – научные.

Техносфера представляет собой очень большую систему.

Характеристики научно-технического знания:

1) Каждая область научно-технической дисциплины является целостной и конкретной. Сумма знаний в конкретной области должна быть достаточная для реализации в виде технического решения;

2) Специфическое соотношение теоретической и эмпирической составляющих – паритет теоретического и эмпирического;

3) Интегративное содержание объектных областей.

Предмет задает методологию.

Методологическая специфика технических наук:

1) Эксперимент и теория находится в определённом сочетании, есть и теоретическое и эмпирическое (эксперементальное);

2) Направленность на массовую деятельность, как следствие - огромное значение имеют регламенты, стандарты, расчетные методики, справочники;

3) Непосредственная связь с производственной деятельностью человека.

Периодизация развития технических наук:

1) Донаучный этап – технические знания существуют как эмпирическое описание и эмпирическое обобщение, как результат предметной деятельности человека;

2) Зарождение технических наук (сер. XV в – 1870-е) – постепенное привлечение научных знаний в производство;

3) «Классический» (1870-е – сер. XX века) – наличие четко определённых предметов, методологий, область применения технических наук, устойчивая взаимосвязь технических наук и естественных наук.

4) «Неклассическое технознание» (сер. XX века – наше время).

Методологические особенности неклассического технознания:

1) Основные результаты изучения техники не интегрированы в философию техники;

2) Проблема редукции (сведения) техники к не-технике;

Техника – все то, что придает человеческому желанию материальную форму.

3) Можно ли считать сущностной чертой техники психологическую (один человек) и культурную (много людей) компоненту?

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: