В чем особенности учения о человеке Г. Маркузе




Был ли И. Кант агностиком. Если он им был, то в чем выражается агностицизм И. Канта

 

В начале философского пути И. Кант преимущественно интересовался естественнонаучной проблематикой и в целом придерживался материалистических позиций. Кант пытается показать процесс возникновения и развития солнечной системы. Он ставит много опытов, много времени и сил тратит на поиски ответов на возникшие вопросы. Однако он обнаруживает своё бессилие в объяснении возникновения жизни. Он столкнулся с неразрешимыми проблемами и несоответствиями, изучая устройство вселенной. Такое положение вещей натолкнуло его на мысль, что человеческое восприятие мира через органы чувств могут не отражать настоящей реальности. Таким образом человек не может познать истину. Органы нашего тела могут давать субъективную информацию. Человеческий разум ограничен, а мир непознаваем, так как его познание основано на восприятии, ощущениях. Восприятие также основывается на прошлом опыте. Он также у всех разный и выводы могут быть разными. Вещи и явления, по его мнению, существуют только в нашем рассудке. Они вообще могут быть всего лишь внешним проявлением чего-то другого. Человек понимает предмет или явление только как объект чувственной интуицией.

Однако можно отметить, что он не отрицает действительность, но заключает ее в скобки, как непознаваемую. Действительность - это лишь то, что мы о ней знаем.

Также И. Кант столкнулся с метаморфозами в рассуждениях о боге, душе и космосе. Он обнаружил одинаково обоснованные и в то же время противоположные теории. Например, что мир бесконечен и что он конечен. Это привело его к мысли, что такие вопросы недоступны научному познанию. И. Кант скептически стал относиться к любой информации. Агностика же и отличают скептические взгляды на мир. Таким образом, можно сказать, что И. Кант начал относиться к агностикам.

Может быть, к тому времени огромное количество версий относительно устройства мира и его явлений не были достаточно логически обоснованы. Недостаточно была развита наука. Эти факторы и посеяли скептицизм в головах некоторых философов того времени.

Лично я считаю, что у такого философского течения также есть свои противоречия. Если мир непознаваем, как утверждал И. Кант, то из этого выходит, что о нем нельзя делать никаких утверждений. Мы даже не можем мыслить о действительности, что она не поддается осмыслению. Получается своеобразный замкнутый круг.

 

В чем особенности учения о человеке Г. Маркузе

 

Учение Герберта Маркузе содержит критику общества потребления и обсуждение вероятности выхода из такого общественного устройства.

Невозможно отрицать, что развитие техники, которое постоянно увеличивает потребности человека и создаёт средства для их удовлетворения - важная и необходимая задача, выполнение которой свидетельствует о прогрессивном развитии общества. Но следует иметь в виду, что решение таких задач - не цель общественного прогресса, а условие и средство. Но в обществе, современном Маркузе, потребление превратилось в самоцель - сам процесс покупки стал «принудительным», навязанным рекламой и модой и практически потерял связь с пользой или удовольствием от приобретённой вещи (что остаётся, кажется, справедливым и в настоящее время). Купить самую модную безделушку, самую последнюю модель - вот предел мечтаний каждого; перед этим отступает всё, даже живая радость от самой покупки.

Получается человек превращается в раба перед собственными же потребностями, ведь его потребности на самом деле не рождены его сознанием, они выбраны человеку за него самого.

Современное общество, по Г. Маркузе, формирует индивидуальные влечения, потребности и устремления в предварительно заданном, нужном ему направлении. Общество называется свободным (имеется в виду либеральное общество), в то время как на самом деле в обществе царит завуалированный неототалитаризм - общество массового потребления создало свои ценности, повлияло на культуру и контролирует каждого индивида.

Маркузе, как мне кажется, вскользь, но очень точно формулирует истинные потребности, как очевидно необходимые (еда, одежда, дом) и те, которые соответствуют культурному уровню индивида.

Маркузе утверждает, что для спасения ситуации человек должен совершить «Великий отказ» изменить направление своих потребностей от эксплуатации природы в сторону гармонии с ней, обратив свои желания и чувства к высокой духовности. Этим он сделает свою жизнь счастливее и свободнее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: