Глава 1. Конституционные положения учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях




Содержание

 

Введение

Глава 1. Конституционные положения учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях

1.1 Правовые основы Конституции

1.2 Закон о банках и банковской деятельности

1.3 Указания. Положения. Дополнения

Глава 2. Основы учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях

2.1 Основные положения и определения

2.2 Особенности операций

2.3 Практика отечественных и зарубежных банков

Заключение

Список литературы


Введение

Коммерческие банки играют важную роль в экономике любого государства. Они хранят сбережения граждан, обеспечивают средства оплаты товаров и услуг, финансируют развитие предпринимательства и торговли, поэтому повышение эффективности и стабильности банковской системы представляет значительный интерес для государства и самых широких слоев общества. Становление и развитие российской банковской системы вызвало необходимость организации четкого контроля за деятельностью коммерческих банков. Финансовый контроль банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется государственными органами, независимым аудитом и службами внутреннего контроля коммерческих банков.

Актуальность темы определяется тем, что становление и развитие банковской системы в России вызвало необходимость организации в этой сфере четкого и действенного финансового изучения учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях, представляющего собой один из важнейших элементов рыночной экономики.

Увеличение ресурсной базы является одной из целей банковской экономической политики, при этом используются не только традиционные вкладные операции, но и такой инструмент как выпуск ценных бумаг банков (векселей, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов). Данные официальной статистики свидетельствуют, что объем выпущенных коммерческими банками ценных бумаг на протяжении последних пяти лет имеет устойчивую тенденцию к росту, которая сохраняется в настоящее время. Операции, связанные с привлечением денежных средств (пассивные операции) посредством размещения ценных бумаг, стали занимать значительное место среди проводимых коммерческими банками операций.

Целью исследования является изучение международного и российского опыта, теоретических и практических подходов в области учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях.

Для достижения указанной цели поставлены и решаются следующие практические задачи:

исследование особенностей учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях;

анализ действующей системы нормативного регулирования рынка ценных бумаг, способы их классификации и виды операций с ними;

систематизация особенностей организации активных операций коммерческих банков с ценными бумагами.

Предметом исследования являются теория и практика организации и проведения учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях.

Объектом исследования является деятельность коммерческих банков Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых и экономистов в области учета и банковского дела: Р.Адамса, А.А. Аренса, Г.Н. Белоглазовой, Е.М. Гутцайта, Ю.А Данилевского, Е.Ф. Жукова, И.Д. Мамоновой, М.В. Мельник, В.В. Нитецкого, В.Д. Новодворского, Р.Г. Ольховой, О.М. Островского, В.И. Подольского, Н.А. Ремизова, А.Н. Романова, А.А. Савина, В.В. Скобары, Л.В. Сотниковой, Л.Р. Смирновой, Н.Э. Соколинской, В.П. Суйца, А.А. Терехова, Н.В. Фадейкиной, А.Д. Шеремета, З.Г. Ширинской и др.

При написании работы были использованы законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Правительства РФ, Минфина России и Банка России, регламентирующие банковскую деятельность, бухгалтерский учет.


Глава 1. Конституционные положения учета активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях

 

1.1 Правовые основы Конституции

 

Термин "конституция" (от латинского "сonstitutio" - устанавливаю, учреждаю) в действующем основном законе в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций данного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которые вкладывались в этот термин создателями Конституции и должны учитываться в процессе практического применения основного закона и его норм.

Во-первых, Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренном самой Конституцией порядке. Следовательно, любая попытка пересмотра или новации Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, долженствующая влечь установленные законом правовые последствия.

Во-вторых, Конституция есть закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.

В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Согласно Конституции Российской Федерации народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью. Конституция, однако, содержит одновременно гарантии от гипертрофии этого единства путем признания идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства.

В-четвертых, Конституция Российской Федерации выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты.

В-пятых, Конституция есть закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.

В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, обладающего верховенством на всей территории государства, высшей юридической силой и гарантирующего политическое единство народа и единство экономического и правового пространства государства.

Единство экономического пространства предполагает в совокупности: единство рынка, свободу экономической деятельности, использование единой денежной единицы (рубля). Единство рынка состоит в свободном перемещении по территории страны товаров и услуг, финансовых средств (капитала), рабочей силы, в соблюдении прав граждан и юридических лиц на свободную реализацию или потребление товаров, работ и услуг, на совершение операций с финансовыми средствами. Создание и поддержание единства экономического пространства во всех его проявлениях гарантируется конституционными обязанностями государства, его органов и их должностных лиц, установлением правовых основ единого рынка. Так, Указ Президента от 12 декабря 1991 г. N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" (действует в редакции на 21 декабря 2002 г.)[1] признает недействительными нормативные акты органов власти и управления и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке России.

Единство экономического пространства обеспечивается единством законодательного регулирования экономики. Законодательство в сфере экономики должно предусматривать общеобязательные правила функционирования рынка, признание их на всей территории России, защиту и охрану всех форм и субъектов экономической деятельности, единое финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Правовое обеспечение единства экономического пространства в России в значительной мере осуществляется новым Гражданским кодексом Российской Федерации.

Свобода экономической деятельности гарантируется, но она не может быть абсолютной. Поэтому предусматривается ряд ограничений свободы всех субъектов экономической деятельности. Эти ограничения вытекают прежде всего из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из конституционных обязанностей государства их соблюдать и защищать.

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Свобода экономической деятельности не должна противоречить политике государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на охрану труда и здоровья людей, гарантий их социальной защиты. Недопустима такая экономическая деятельность, которая наносит вред окружающей среде, допускает хищническое использование природных ресурсов, нарушает права и законные интересы других лиц. Ограничение экономической свободы и даже прав собственности возможно в случаях принудительного отчуждения имущества, в условиях чрезвычайного положения исходя из определенных обязанностей и обязательств субъекта хозяйствования и т.п.

Права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экономической деятельности, могут быть ограничены федеральным законодательством только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Среди экономических основ конституционного строя России определяющее значение имеет собственность.

Конституция провозглашает признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Тем самым устанавливается равенство всех форм собственности, а их перечень не является исчерпывающим. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые определены законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности и никто не может быть лишен его иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Не ограничиваются ни количество, ни стоимость находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества за исключением случаев, установленных законом.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее субъектам Российской Федерации на праве собственности. К государственной собственности относятся также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют казну муниципального образования.

На базе частной собственности и муниципальной собственности могут возникать и другие формы собственности. Так, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Содержание собственности как юридической категории раскрывается через правомочия собственника. Следует отметить, что в последние годы традиционная концепция права собственности значительно обогатилась многими социальными, экономическими, природоохранными и другими правомочиями и обязательствами. Отсюда вытекают изменения в юридическом содержании собственности, находящие отражение в современном законодательстве.

Достаточно широко распространена концепция о реализации собственности через одиннадцать прав: право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благом; право пользования, т.е. право применения полезных свойств блага для себя; право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; право на доход, т.е. право обладать результатом от использования благ; право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; право на передачу благ в наследство; право на бессрочность обладания благом; запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; право на остаточный характер, т.е. право на осуществление процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Каждый собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Он может потребовать устранения всяких нарушений его права собственности.[2]

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены правовые основаны Конституции в учете активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях.

1.2 Закон о банках и банковской деятельности

 

Кредитные организации создаются как хозяйственные общества, в виде банков или небанковских кредитных организаций. Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Перечень банковских операций, которые имеют право выполнять в соответствии с имеющейся лицензией кредитные организации, установлен статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Кредитные организации, имеющие лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, а также Генеральную лицензию должны соответствовать требованиям к участию в системе страхования вкладов, установленным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". К таким требованиям относятся:

1) признание Банком России учета и отчетности кредитной организации достоверными. Банк считается соответствующим данному требованию в случае, если учет и отчетность банка соответствуют федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике банка, а возможные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности банка не влияют существенным образом на оценку его устойчивости;

2) выполнение кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России. Банк признается не выполняющим обязательный норматив (без учета контрольных значений) на 1 число отчетного месяца при его несоблюдении в совокупности за шесть и более операционных дней в течение тридцати последовательных операционных дней, по которым имеется документально оформленная достоверная информация о значениях обязательных нормативов;

3) признание Банком России финансовой устойчивости кредитной организации достаточной. Для оценки финансовой устойчивости применяются следующие группы показателей:

- группа показателей оценки капитала;

- группа показателей оценки активов;

- группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками;

- группа показателей оценки доходности;

- группа показателей оценки ликвидности.

Состав показателей финансовой устойчивости, методика их расчета и определения обобщающего результата установлены Указанием Банка России № 1379-У.

4) отсутствие мер воздействия, предусмотренных банковским законодательством и законодательством о банкротстве.

В соответствии со статьей 143 Гражданского кодекса РФ (часть 1) к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

На основании "Закона о банках и банковской деятельности" банки имеют возможность:

- выпускать, продавать, покупать и хранить ценные бумаги;

- оказывать брокерские услуги на основе заключенных договоров;

- оказывать консультационные услуги;

- осуществлять доверительные операции по поручению клиентов на основании

- заключенных договоров на проведение фидуциарных операций.

Инвестиционные операции банков, связанные с приобретением акций и облигаций других банков, предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, процентных облигаций внутренних государственных и местных займов ведется на активных счетах по учету вложений денежных средств в ценные бумаги.[3]

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрен учет активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».

 

1.3 Указания. Положения. Дополнения

 

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года № 3615-1[4] относит ценные бумаги в иностранной валюте к валютным ценностям. Соответственно операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на ценные бумаги являются валютными операциями. Непосредственно в Законе нет правил осуществления операций с ценными бумагами в иностранной валюте. Такое регулирование определяет, как правило, Центральный банк Российской Федерации. Данное регулирование весьма разнообразно и его применение требует предельной аккуратности и осмотрительности.

Закон включил в перечень ценных бумаг аккредитивы. В связи с тем, что определение понятия «ценная бумага» входит в компетенцию Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства о ценных бумагах, а не Закона и валютного законодательства, аккредитивы не будут рассматриваться как ценные бумаги.

Закон подразделяет валютные операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на: текущие и связанные с движением капитала. Операции с ценными бумагами, в соответствии с Законом, следует относить к операциям, связанным с движением капитала. Закон уполномочил Банк России устанавливать порядок осуществления операций, связанных с движением капитала. В зависимости от лица, которое осуществляет операцию, и от вида капитальной операции Банк России установил разные подходы к порядку их осуществления.

В настоящее время для капитальных операций с ценными бумагами в иностранной валюте установлены два режима проведения: для одних операций необходимо получение разрешения Банка России, а для других такого требования нет. Условно назовем первый режим - «лицензируемым», а второй – «нелицензируемым». В группу нелизинзируемых капитальных операций с ценными бумагами следует отнести:

Операции с государственными ценными бумагами в иностранной валюте,

Операции с векселями уполномоченных банков в иностранной валюте,

Приобретение акций юридических лиц - резидентов, не являющихся кредитными или страховыми организациями.

Регулирование операций резидентов по вложению в уставный капитал, в т. ч. приобретение акций, зависит от того, в уставный капитал резидента или нерезидента осуществляются инвестиции.

Регулирование оплаты резидентами иностранной валютой акций юридических лиц – резидентов при их эмиссии является одним из самых динамичных вопросов практики применения валютного законодательства.[5] В настоящее время действует порядок, установленный Банком России Указанием от 19 марта 1999 года № 513-У[6] для кредитных организаций, а Указанием от 8 октября 1999 г. № 660-У[7] – для остальных юридических лиц.

Указанными документами установлено, что как для зачисления иностранной валюты, поступающей в оплату акций, юридическим лицом-резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке, так и для оплаты акций резидентами лицензия (разрешение) Банка России не требуется. Приобретение акций нерезидентов резидентами требует получения лицензии (разрешения) Банка России. Порядок выдачи таких разрешений для резидентов, не являющихся кредитной организацией, установлен Банком России в Положении от 20 июля 1999 года № 82-П[8].

3) В случае если, резидент реализует на вторичном рынке акции резидента нерезиденту за иностранную валюту, то резидент должен получить разрешение Банка России на зачисление денежных средств в иностранной валюте на свой текущий валютный счет.

Иные операции с ценными бумагами в иностранной валюте осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае, если иное не установлено Банком России. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”[9] внес изменения в понятие «валютная операция». С 31 декабря 1998 года к валютным операциям были отнесены операции, связанные с расчетами между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрен учет активных операций с ценными бумагами в кредитных организациях в нормативных актах федерального уровня.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: