Сопоставительный анализ рассказа «Телеграмма» и главы «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза»




МБОУ «Черки-Гришинская основная общеобразовательная

Школа Буинского муниципального района

Республики Татарстан»

Исследовательская работа

Выполнила: ученица IX класса

Хабибуллина Лейля Ринатовна

Учитель: Ахметзянова

Фания Химматулловна

-2012-

 

Содержание Стр.

 

Введение 3

 

Глава 1. Сопоставительный анализ рассказа «Телеграмма» 4-5

и главы «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза»

 

Глава 2. Определение роли детали в рассказе «Телеграмма» 5-8

как основного художественного средства для создания образов

и выражения авторской позиции.

 

 

Заключение 9

 

Использованная литература 10

 

 

Приложение. Результаты социологического исследования по проблеме

 

 

Введение

Читая произведения художественной литературы, я всегда задумываюсь над вопросами: Как писатели создают свои произведения? Как рождаются незабываемые художественные образы? Как писательское слово обретает силу звучания и воздействия на читателя? Благодаря чему художественные произведения, созданные сотни лет назад по-прежнему волнуют нас, будоражат наше воображение, пробуждают в нас высокие чувства? Как получается, что в давно написанных произведениях мы видим портреты своих современников и даже самих себя, находим решения актуальных проблем сегодняшней жизни? Мне всегда хотелось побывать в рабочем кабинете писателя и как бы шаг за шагом проследить за работой его творческой мысли.

Чтобы исследовать процесс создания художественного произведения, найти ответы на свои вопросы, я решила заглянуть в творческую мастерскую К.Г.Паустовского. Я выбрала этого писателя, во-первых, потому, что одно из моих любимых произведений русской литературы – это рассказ «Телеграмма», во-вторых, потому, что в этом году отмечается 120 лет со дня рождения Паустовского, автора это замечательного произведения. Актуальность этого исследования, на мой взгляд, заключается еще и в том, что рассказ, написанный в 1946 году, и сегодня звучит остро и злободневно, проблемы, поднятые, автором, так современны, их решение так необходимо, словно и не прошло более полувека со времени его написания. Поэтому я и решила заняться данной проблемой.

Объектом нашего исследования стал рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма», а предметом исследования явились художественные средства, использованные в рассказе для создания образов и выражения авторской позиции, проблематика рассказа.

Цель работы: исследовать художественные средства, использованные Паустовским в рассказе «Телеграмма» для создания образов и выражения авторской позиции к поднятым в рассказе проблемам.

Задачи:

-прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» и главу «Зарубки на сердце» из его повести о писательском труде «Золотая роза»;

-сопоставить воспоминания Паустовского и художественный текст;

-собрать и изучить имеющийся в печатных изданиях и в Интернете материал по творчеству Паустовского, по анализу его рассказа «Телеграмма»;

- выписать из словаря литературоведческих терминов определения необходимых для проведения исследования понятий;

-провести самостоятельное исследование по тексту рассказа «Телеграмма»;

-провести социологическое исследование о жизни одиноких пожилых людей нашего села;

-обработать полученные в ходе исследования данные;

-письменно оформить исследовательскую работу и представить ее к защите.

 

Глава 1.

Сопоставительный анализ рассказа «Телеграмма» и главы «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза»

Одна из книг Паустовского называется "Золотая роза". В ней раздумья писателя о писательском труде. В книге есть глава, названная "Зарубки на сердце", в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ "Телеграмма".

Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», Паустовский особо подчёркивает реальность описанных событий, личное знакомство с героями. Конкретно названа фамилия отца Катерины Ивановны, художника Пожалостина. Соседскую девочку, которая «прибегала раза два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок», звали Нюркой.

В воспоминаниях мы видим присутствие Паустовского, слышим его голос. Автор поселился в доме художника. Вечерами он пил чай с Катериной Ивановной. И на прогулку в осенний сад вывел Катерину Ивановну Паустовский, и телеграмму Насте в Ленинград послал он. Умерла Катерина Ивановна, можно сказать, на руках писателя. «Мне пришлось закрыть ей глаза. …я осторожно прижал ее полузакрытые веки и неожиданно из-под них скатилась тусклая слеза», - рассказывает Паустовский. Он выбрал на кладбище место для могилы. Видел он и Настю, которая приехала через три дня после похорон. «Все рассказанное выше - это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза», - такими словами заканчиваются «Зарубки на сердце», легшие в основу замечательного рассказа «Телеграмма».

Сопоставив воспоминания Паустовского и художественный текст, мы увидели, что писатель, “отбирая” факты действительности, “с помощью воображения творит подобие жизни”: что “творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее”. Паустовский продублировал рассказ “Телеграмма” описанием реальных событий своей жизни, тем самым показал, как писатель из большого житейского материала создает рассказ – художественное произведение.

Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. Рассказ “Телеграмма” дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя. Постижение авторской позиции - дело нелегкое, особенно если голос автора, как в “Телеграмме” почти не слышен. Перед нами была задача - проникнуть в творческую лабораторию писателя, понять своеобразие его таланта.

Сопоставляя эти произведения, мы искали ответы на вопросы: Что нового внес автор, а что оставил прежним? Какие эпизоды писатель домыслил в рассказе? Как выстроил писатель композицию и систему образов в рассказе? Какие художественные средства использовал Паустовский для создания образов и для выражения авторской позиции?

В ходе аналитического прочтения рассказа мы сделали следующие наблюдения. Рассказ в отличие от воспоминаний написан в третьем лице. Писатель уже не принимает непосредственного участия в жизни Катерины Ивановны. В “Телеграмме” повествователь как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Рядом с Катериной Ивановной в рассказе не писатель, а старый Тихон. Однако незримое присутствие Паустовского так ощутимо, его авторская позиция так сильна, что «зарубки на сердце» читателя после прочтения рассказа не ослабевают, а становятся даже глубже.

Внимательно перечитав рассказ, мы увидели, что авторское “Я” выявляет себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей пейзажа, интерьера, портрета и других художественных средств. Особенно нас заинтересовала роль деталей в рассказе.

 

 

Глава 2.

Определение роли детали в рассказе «Телеграмма» как одного из основных художественных средств создания образов и выражения авторской позиции.

В ходе исследовательской работы мы обратились к литературоведческим справочника, словарям, к статьям, размещенным Википедии, и обнаружили в них несколько определений детали как художественного средства. Вот некоторые из них.

«Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т.п., несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только весь предмет (характер, пространство, время в произведении), частью которого она является, но и определяющая во многом отношение читателя к нему.»

«Деталь художественная (от франц. detail — подробность, мелочь) — выразительная подробность произв., несущая значит. смысловую и идейно-эмоц. нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью; обычно к Д. х. относят преим. подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, частной ситуации, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи, когда она становится предметом воспроизведения (т. н. речевая характеристика)»

Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа. Художественная деталь может воспроизводить черты быта или обстановки. Детали также используются автором при создании портрета или пейзажа (портретная и пейзажная детализация), действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т.п. Зачастую художественная деталь может быть одновременно и портретной, и бытовой, и психологической.

Таким образом, мы понимаем, что писателю нужна была эта художественная деталь, для того чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду, быт и так далее.

Насыщенность произведения художественными деталями определяется, как правило, стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения. Особенно значимая с художественной точки зрения деталь нередко становится мотивом или лейтмотивом произведения.

Пейзаж, интерьер и портрет очень выигрывают от использования детали: именно она придает индивидуальность и конкретность дан­ной картине природы, обстановки или внешнего облика персонажа

Изучив теоретический материал, мы вновь обратились тексту рассказа «Телеграмма» и нашли в нем много художественных деталей.

Перечитываем 1-ую часть. Рассказ начинается с пейзажной зарисовки. Все описываемое происходит холодной осенью. Автор рисует мрачную картину: “Октябрь был на редкость холодный, ненастный... Спутанная трава в саду полегла...” (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) “Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи” (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). “Из них назойливо сыпался дождь” (не лил, а сыпался -дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

На фоне картины поздней осени ярко проступает деталь - выделяется маленький подсолнечник у забора, который «все доцветал и никак не мог дцөвесть и осыпаться». Он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно. Осень дает понять нам страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины. Наблюдая за пейзажем, мы видим, что происходит постепенное усиление признаков поздней осени (принцип градации), а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.

Делаем вывод: пейзаж передаёт состояние героини, а деталь подчеркивает ее одинокую старость. Только прошлое — настоящего нет. Это все история жизни бедной матери.

За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Это интерьер “комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах”. Сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная черная шляпа –все эти дорогие для Катерины Ивановны, ставшие частичкой ее жизни, ее памяти вещи, никому не нужны. «Сдам в утиль,»- говорила о них Манюша. Несколько раз в тексте упоминается старый продавленный диван. Ощущается неухоженность, запущенность. Слепота бедной старушки и почти полное отсутствие голоса … Свой рассказ автор начинает так, и таким образом настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны.

Изучая текст рассказа дальше, мы нашли еще несколько деталей, несущих на себе большую смысловую нагрузку. Вот они.

«Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.

«… немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья » подчеркивают тленность, конечность всего на земле.

Заколоченная несколько лет калитка, позабытые звезды снова подчеркивают одиночество бедной Катерины Ивановны.

«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи», Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми Связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночество старой женщины - глубины ее тоски по дочери.

«Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота »

С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный - жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота - Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота - бездушие, неоправданная жестокость дочери.

Проанализировав художественные детали, использованные автором в 1-ой части рассказа, мы пришли к выводу: мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С их помощью автор создает определенное настроение рассказа, создает образ одинокой, забытой дочерью старушки, передает психологическое состояние героя, выражает свое отношение к изображаемому.

2-ая часть рассказа повествует о жизни Насти в Ленинграде. Паустовский сам домыслил ее, в «Зарубках на сердце» этого нет.

Важными для понимания образа Насти являются здесь такие детали. Это письмо матери, которое Настя, не читая, спрятала в сумочку. Три года не видела она свою маму. Никогда Катерина Ивановна не надоедала дочери своими упреками, жалобами, письмами. Но Настя не сразу прочитала это единственное письмо - весточку от самого близкого ей человека, а прочитав, «подумала о переполненных поездах, … неизбежных материнских слезах, ничем не сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола. » Личный покой для Насти важнее материнского одиночества.

Еще одна важная деталь – это холодные глаза Насти. А ведь глаза -это зеркало души. Значит, и душа у нее холодная и черствая.

Огромное впечатление на меня как на читателя производит в рассказе деталь, которую, на мой взгляд, можно назвать находкой Паустовского. Это сверлящие гоголевские глаза и тонкая склеротическая жилка на виске. Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя. Почему же автор выбрал именно Гоголя, а не Пушкина? Я пришла к выводу: Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!” И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая. Гоголь разглядел сущность Насти, ее черствую и холодную душу. Так звучит в рассказе тема воздействия искусства на человека.

В 3-ей части рассказа мы оказываемся на выставке работ молодого скульптора Тимофеева, организованной стараниями Насти. И в этой части рассказа детали играют важную роль. Настя получает телеграмму: "Катя помирает. Тихон". Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму (деталь) и нахмурилась ”..А с кафедры неслось. - Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам, расти и работать... Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне...”

Она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее фальшь, бессердечность, когда сразу после ее мыслей: “Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне”, - читаешь слова художника Першина: “В наши дни забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать...”

Настя совершила предательство. Оценку ее поступку опять дает Гоголь, он выступает в роли судьи: “... Чей-то взгляд, тяжелый, пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. Она с усилием подняла глаза и отвела их: Гоголь смотрел на нее, нахмурившись. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: ”Эх, ты!” Паустовский под этим “Эх, ты” имел ввиду восклицание, укор. Гоголь словно видит Настю насквозь: ее фальшь, предательство. Он, может быть, даже презирает ее за бессердечность, непонимание и эгоизм.

Пробудилась ли совесть Насти? Искусство заставило Настю опомниться. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

Она теперь не думает о «переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней », а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится. Теперь все, что связано с мамой ей бесценно.… Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что “никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.

 

Заключение

 

В ходе исследования нами была проделана большая работа: прочитали и проанализировали литературу по теме, сделали сопоставительный анализ гавы «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» и рассказа «Телеграмма», проанализировали роль художественных деталей в рассказе. Мы пришли к следующим выводам.

Произведение Паустовского затрагивает одну из нравственных важнейших проблем – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

Мастерство К.Г. Паустовского в использовании детали поразительно. С их помощью автор создает определенное настроение рассказа, создает образы одинокой, забытой дочерью старушки, образ Насти, в суете городской жизни, в погоне за ложными ценностями позабывшей о матери, передает психологическое состояние своих героев, выражает свое отношение к изображаемому, свою авторскую позицию к поднятым в рассказе нравственным проблемам

Рассказ К.Г.Пустовского «Телеграмма» по своему влиянию на читателя является одним из лучших произведений в русской литературе благодаря мастерскому использованию Паустовским художественных средств создания образов и выражения авторской позиции, благодаря умело поднятым в нем вечным общечеловеческим проблемам.

Я думаю, что в названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам. Ведь телеграмму отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего мама. Не упусти время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляни в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны твое внимание и твоя поддержка.

 

Использованная литература

 

1. К.Г.Паустовский. Телеграмма//Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека

2. К.Г.Паустовский. Зарубки на сердце. Глава из книги «Золотая роза//Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

3. Электронный библиографический «Чтобы помнили»: Константин Георгиевич Паустовский

4. Литература: справочные материалы: Книга для учащихся.-М.:Просвещение, 1989.

5. Википедия: Статья «Художественная деталь»

6. Т.Т.Левашова. Пока не стало поздно//Литература в школе.-1996, №6

7.Н.И.гусакова. За добро плати добром// Литература в школе.-1996, №6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: