в обеспечении защиты человека от чрезвычайных ситуаций




Автор: Шпилева Ольга Федоровна

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Прокопьевский строительный техникум» г. Прокопьевска

 

Безопасность жизнедеятельности: практико-ориентированные подходы

в обеспечении защиты человека от чрезвычайных ситуаций

Роль чрезвычайных ситуаций в жизни и деятельности человека велика. Тема является актуальной и востребованной временем и теми событиями, которые происходят в современном обществе: землетрясения, наводнения, пожары, терроризм, военные конфликты и др. Уроки безопасности жизнедеятельности способствуют профессиональному формированию и повышению уровня культуры в решении практических вопросов обеспечения и сохранения жизненного потенциала человека, как безопасного и востребованного. Важная роль на уроках отводится изучению содержательных элементов, раскрывающих профессиональный, духовно-нравственный и патриотический характер человека при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени: снижение уровня отрицательного влияния поведения человека на безопасность другого человека, общества и государства. Учитывая то, что чрезвычайные ситуации носят хаотический характер, чаще не предсказуемый, то эта задача стала приоритетной для развития цивилизации, внутренней потребностью каждого человека. Цель написания данной работы: повышение роли и значимости учебной дисциплины безопасности жизнедеятельности в вопросах выживания человека в трудных условиях не только самому, сохранив жизнеспособность, но и оказании реальной, грамотной, практико-ориентированной профессиональной помощи другим людям. Определены задачи: для написания данной работы организовать и провести исследовательскую работу определения педагогических форм и методов обучения, обеспечивающих качество профессиональной подготовки обучающихся в выработке знаний, умений и практических навыков грамотно и аргументировано обосновывать принятые решения при возникновении экстремальных ситуациях выживания. Исследовательская работа проведена в нескольких направлениях: тематическая, которая позволила изучить содержание учебной дисциплины безопасности жизнедеятельности. Другим направлением в работе стало проведение педагогического исследования: «Формы и методы обучения в организации тематических содержательных элементов уроков, их развивающие и воспитательные функции». Проведенная работа в десяти группах позволила сделать интересные выводы. Главная задача,

при проведении уроков безопасности жизнедеятельности, заключается в раскрытии не только характера возникновения опасностей для человека: природного, техногенного, военного происхождения, но и развития духовно-нравственного и патриотического потенциала, современного мировоззрения, культуры безопасного поведения, традиций, норм и правил организации практических профессиональных действий, навыков, что очень важно, при возникновении опасностей. Считаю, что наибольшая ответственность возлагается на качества личности, которые играют важную роль при возникновении опасных ситуаций и принятии решающего значения в практическом предотвращении негативных последствий, и, конечно же, с учетом актуальных знаний компетенций профессиональной направленности, сформированного опыта деятельности в жизнеобеспечении людей, оказавшихся в трудных экстремальных ситуациях. Источником информации служат достижения ученых в формировании и раскрытии характера возникновения чрезвычайных ситуаций и их влияния на жизнедеятельность человека; заслуги Вооруженных Сил в формировании Доктрины национальной безопасности России. Вывод: при подготовке к урокам я рассматриваю компоненты учебно-воспитательного процесса: тематическое содержание, цель, задачи, методы и средства. Для достижения завершенной дидактической цели определяю единство образовательных задач в тесном контакте воспитательной и развивающей. Творчески подхожу к выбору типологии урока, которые считаю, что они являются самыми важными структурными составляющими. Типы уроков классифицируется по различным основаниям и формирует традиционные и нетрадиционные подходы в развитии обучающихся профессионального потенциала. При подготовке к уроку безопасности жизнедеятельности я исхожу от дидактической цели, а затем определяю тип урока. Они имеют разную классификацию, но наиболее широко распространенным является комбинированный тип урока, так как состоит из нескольких ступеней обучения. Каждая ступень урока имеет свой воспитательный и профессиональный характер одновременно, например: ответственность при подготовке к усвоению новых знаний; серьёзное отношение к их усвоению; чёткие и последовательные действия закрепления тематического содержания и его систематизации; формирование правил воспроизведения изученного материала и применение их на практике; умения слышать и слушать мнение и ответы преподавателя и других обучающихся, записывать в конспект содержательные элементы урока и воспроизводить их в указанном порядке, умения серьезно подходить к решению практико-ориентированных учебных заданий преподавателя. При осуществлении образовательного процесса, я также использую типы уроков нетрадиционные, классификация которых многогранна, разнообразна и интересна по структуре. Например, интегрированные: основу составляют предметные связи общеобразовательных и профессиональных модулей, что особенно актуально, для закрепления функций понимания взаимной связи общих и профессиональных компетенций. Важная роль отводится практико-ориентированному обучению, которое направлено на активное формирование навыков выполнения практических заданий и, за счет этого, приобретения профессионального опыта. Безопасность жизнедеятельности это такая учебная дисциплина, которая учит правилам выживания в чрезвычайных ситуациях. Процессу запоминания этих правил особенно способствует моделирование практических заданий с элементами реальных ситуаций различной сложности.

Для уроков БЖ использую арсенал педагогических творческих подходов, это:

- уроки соревнования: деловые, ролевые игры, конкурсы, тренинги, викторины;

- творческие: мозговая атака, исследование ситуаций последствий аварий, проекты действия населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- уроки с имитацией публичных форм общения: специальный репортаж с мест ЧС, устный журнал; оповещение населения о возможных опасных ситуациях;

- уроки, основанные на создании имитации деятельности подразделений МЧС;

- компьютерные технологии с акцентом на дистанционное обучение; цифровая образовательная среда [2, с. 242]. Использую формы вне учебной работы: экскурсии на объекты гражданской обороны, домашняя работа с созданием видео фильмов или презентаций, дополнительные занятия по подготовке к участию в городских мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, связанных с темами чрезвычайных, опасных ситуаций. Всё это способствует формированию и развитию профессиональных компонентов культуры жизнедеятельности, например:

- на индивидуальном этапе у обучающихся развивается новый взгляд на происходящие события; формируются профессионально-важные нормы поведения: личная готовность к принятию участия при оказании практической помощи другим людям; развиваются общие компетенции, определенные ФГОС СПО.

- на групповом уровне: развиваются профессиональные компетенции, умения и навыки организованно работать в составе команды, коллективно принимать решения, находить компромиссные решения при возникновении спорных вопросов, возлагать на себя ответственность за работу «подчиненных» и результат выполнения практических заданий. Говоря об уроках безопасности жизнедеятельности невозможно упустить такой важный фактор, как методы обучения, которые активно принимают участие в формировании профессиональных функций урока [3, с. 243]. Методы обучения представляют собой на уроке систему взаимосвязанных и последовательных действий преподавателя и обучающихся, благодаря которым осуществляется усвоение заданной темы. Следует отметить, что на основе конкретных методов: словесных, наглядных, практических происходит усвоение учебного материала, формируются личностные качества: ответственность, добросовестное отношение, культура поведения, опыт профессиональной деятельности. Во время проведения уроков безопасности жизнедеятельности я практикую комбинированные методы: объяснение нового информационного материала с использованием практических заданий. Считаю, что при возникновении ЧС массового характера трудно выжить в одиночку, требуется дополнительная моральная и физическая поддержка. Поэтому развитие взаимопомощи и коллективной поддержки, первой помощи пострадавшим требуют предварительного обучения навыкам индивидуальной и коллективной деятельности профессионального характера, культуры поведения. Можно выделить основные цели в обеспечении защиты человека от факторов ЧС:

- содействовать активному разностороннему развитию личности;

- формировать и развивать сознательное и ответственное отношение к выполнению правил личной безопасности обучающихся, проявлять заботу о других людях, развивая способность оказывать профессиональную помощь;

- формировать профессиональные практические навыки в принятии конкретных решений по защите людей от воздействия негативных факторов;

- воспитывать манеры поведения: доброжелательность, честность, уважение, желание помочь людям в различных условиях жизни и деятельности.

Важными актуальными задачами формирования профессионального потенциала на уроках безопасности жизнедеятельности я выделяю следующие: обеспечивать развитие культуры поведения в чрезвычайных ситуациях, необходимых для безопасного предотвращения актов терроризма и экстремизма; формировать понимания дружбы и взаимной поддержки на базе современного научного мировоззрения во всех сферах деятельности человека; воспитывать обучающихся в рамках правового, демократического государства с уважением героического наследия, прав и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную культуру взаимного понимания и уважения. Рассмотрим пример: этапы развития общих и профессиональных компетенций на уроке по теме «Пожары: виды и характеристика» [1, с.143]. Тема актуальна. Пожары происходят часто, они создают опасность для жизни, деятельности человека и сопровождаются уничтожением материальных ценностей. Каждому человеку нужно знать об этом и уметь предпринимать конкретные шаги экстренного профессионального реагирования к их практическому разрешению. С точки зрения дидактической задачи на уроке рассматривается информационная задача в вопросах «Как определяется пожар?», «Какие бывают виды пожаров», «Могут ли влиять пожары на окружающую среду?» И вот именно с этого момента особо включается воспитательная функция, так как речь идет о жизни и деятельности человека. Обучающиеся учатся профессионально расценивать сложившуюся ситуацию, предлагать свою помощь и поддержку, быть серьёзными помощниками и ответственными «руководителями» в вопросах спасения людей и сохранения их материального имущества, формируя опыт деятельности по спасению жизни людей и их имущества. Совершенствованию образовательного процесса уроков безопасности жизнедеятельности способствуют инструменты Цифровой образовательной среды. Интернет помогает активно совершенствовать и повышать уровень понимания технологических этапов возникновения чрезвычайных ситуаций. Обучающиеся, в данной ситуации, выступают в роли следователей, занимаясь поисковой работой, решением задач в определении причин возникновения ЧС, приобретая ценный практический опыт. Просмотр видеоматериалов помогают увидеть данную ситуацию в реальных фактах и событиях. Упражнение «Тренинг» в виде деятельности «пожарных команд» позволяет разработать мероприятия по оказанию помощи людям, попавшим в трудную и опасную ситуацию. Обучающиеся составляют профессиональные памятки, формируя в себе общечеловеческие качества: заботу, сопереживание, уважение к людям, сострадание, ответственность, дисциплинированность, способность логически размышлять быстро, учитывая кратковременность времени и состояние пострадавших. Затем каждая команда представляет памятки и проводится коллективное обсуждение. Рождается истина профессионального и воспитательного потенциала: незамедлительное оказание помощи людям, попавшим в опасную ситуацию. Далее, провожу рефлексию «Мой взгляд на происходящие события урока». Каждый обучающийся имеет право на высказывание своей позиции. Коллективная творческая работа группы позволяет увидеть своих коллег учебы со стороны: манеры поведения, чёткость в принятии профессионального решения, умения организовать структурное подразделение спасателей и своевременно, качественно, выполнять указанные виды работ, обеспечивающие жизнь и деятельность человека в чрезвычайных ситуациях: пожарах и их последствиях. В заключении следует отметить, что безопасность жизнедеятельности решает в обеспечении защиты человека от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени актуальные вопросы профессиональной направленности, которые важны и нужны для каждого человеку, чтобы выжить самим и помочь тем, кто оказался рядом.

Практико-ориентированные подходы в обеспечении защиты человека от чрезвычайных ситуаций являются актуальными и востребованными. Сегодняшнее время и проблемы с возникшей пандемией COVID-19, во всем мире, являются этому подтверждение.

Мой девиз: трудности в жизни нужно уметь преодолевать и обязательно профессионально учить этому других ради счастья на этой Земле.

 

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО / под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 416 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для средне-

го профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.]; под общей

ре- дакцией В. П. Соломина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 399 с.— URL: www.biblio-online.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-433376 (дата обращения: 21.06.2019)

3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: