Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.




Основной государственный экзамен

По ИСТОРИИ

Вариант № ­002­

 

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответами к заданиям 23–30 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы,
а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на бланке ответов № 2.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

Желаем успеха!

 

 


 

Часть 1

Ответом к заданиям 1–22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

 

1

 

 

Укажите год, когда произошло крещение Руси.

 

 

 

  1)   882 г.  
  2)   945 г.  
  3)   988 г.  
  4)   1097 г.  

 

Ответ:  

 

 

2

 

В Древнерусском государстве сбор дани князем с подвластных племён назывался

 

 

  1)   полюдье  
  2)   оброк  
  3)   барщина  
  4)   выкуп  

 

Ответ:  

 

 

3

 

Что из перечисленного позволило Москве стать центром объединения русских земель?

 

 

  1)   утверждение республиканской формы правления  
  2)   политика, проводимая московскими князьями по отношению к Золотой Орде и основным соперникам  
  3)   союз московских князей с государствами Западной Европы в борьбе против ордынского владычества  
  4)   отсутствие альтернативы Москве как центру объединения  

 

 

Ответ:  

 

 

4

 

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.

«Наверное, можно сказать, что по масштабу своей личности он уступал
и своему отцу Владимиру Мономаху, и своему сыну Андрею Боголюбскому. Возможно, его биография менее интересна, более однообразна, скучна, однопланова: военные походы и подготовка к ним составляют её преимущественное содержание, и почти всё сводится к борьбе за Киев. Но масштаб личности не всегда напрямую определяет значимость той или иной фигуры, её место в истории».

 

 

  1)   Юрий Долгорукий  
  2)   Дмитрий Донской  
  3)   Иван III  
  4)   Ярослав Мудрый  

 

Ответ:  

 

 

5

 

Россия была провозглашена империей

 

 

  1)   в последней четверти XVII в.  
  2)   в первой четверти XVIII в.  
  3)   во второй четверти XVIII в.  
  4)   в последней четверти XVIII в.  
Ответ:    
       

 

6

 

Как назывались высшие административно-территориальные единицы, на которые была разделена Российская империя в XVIII–XIX вв.?

 

 

  1)   губернии  
  2)   волости  
  3)   станицы  
  4)   уделы  
Ответ:    
       

 

7

 

Что из перечисленного было следствием преобразований Петра I?

 

 

  1)   учреждение Государственной думы  
  2)   раскол в Русской Православной Церкви  
  3)   становление российского абсолютизма  
  4)   отмена крепостного права  
Ответ:    
       

 

 

8

 

Прочтите отрывок из песни и укажите, когда произошли описанные события.

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,

Царя с нетерпеньем мы ждали:

Как дети, любимые нежным отцом,

Несли ему наши печали.

Привёл нас священник с иконой святой,

Он послан был нам в утешенье…

…И двинулись дружно к палатам царя,

К единственной нашей надежде.

Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,

Царя с нетерпеньем мы ждали,

Как вдруг между нами и царским крыльцом

На ружьях штыки заблистали.

И рота за ротой, все супротив нас,

Вмиг фронтом развёрнуты были,

Направили дула нам в лица как раз

И в грозном молчаньи застыли…»

 

 

  1)   14 декабря 1825 г.  
  2)   19 февраля 1861 г.  
  3)   9 января 1905 г.  
  4)   1 августа 1914 г.  
Ответ:    
       

 

9

 

Во главе Второго ополчения, освободившего Москву от интервентов

в 1612 г., стояли

 

 

  1)   В. Шуйский и И. Болотников  
  2)   П. Ляпунов и Д. Трубецкой  
  3)   К. Минин и Д. Пожарский  
  4)   М. Скопин-Шуйский и И. Заруцкий  
Ответ:    
       

 

10

 

Выдающимся деятелем русской литературы XVII в. был

 

 

  1)   Нестор  
  2)   Феофан Грек  
  3)   Симеон Полоцкий  
  4)   Дионисий  
Ответ:    
       

 

 

11

 

Когда Россия была провозглашена республикой?

 

 

  1)   3 марта 1917 г.  
  2)   1 сентября 1917 г.  
  3)   25 октября 1917 г.  
  4)   5 января 1918 г.  
Ответ:    
       

 

12

 

Какое из перечисленных понятий непосредственно связано с преобразованиями в деревне, проведёнными в конце 1920 – 1930-е гг.?

 

 

  1)   коллективизация  
  2)   временнообязанные крестьяне  
  3)   выкупные платежи  
  4)   «военный коммунизм»  
Ответ:    
       

 

13

 

Что из перечисленного явилось одним из итогов индустриализации, осуществлённой в СССР в 1920–1930-е гг.?

 

 

  1)   укрепление рыночных отношений  
  2)   введение всеобщей трудовой повинности  
  3)   создание многоукладной экономики  
  4)   создание современной промышленности  
Ответ:    
       

 

14

 

Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось

 

 

  1)   5 декабря 1941 г.  
  2)   19 ноября 1942 г.  
  3)   5 июля 1943 г.  
  4)   6 июня 1944 г.  
Ответ:    
       

 

15

 

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите битву Великой Отечественной войны, о которой идёт речь.

«Важнейшими предпосылками разгрома немецких войск в операциях "Уран", "Малый Сатурн" и "Кольцо" явились умелая организация оперативно-тактической внезапности, правильный выбор направления главных ударов, точное определение слабых мест в обороне врага… Победа наших войск ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории».

 

 

  1)   Смоленская  
  2)   Висло-Одерская  
  3)   Сталинградская  
  4)   Московская  
Ответ:    
       

 

16

 

Что из перечисленного относится к 1970-м гг.?

 

 

  1)   начало разоблачения культа личности И.В. Сталина  
  2)   избрание Президента СССР  
  3)   принятие Конституции СССР  
  4)   деятельность Съезда народных депутатов  
Ответ:    
       

 

17

 

Что из перечисленного было предпринято в России в ходе экономических реформ в начале 1990-х гг.?

 

 

 

  1)   создание территориальных совнархозов  
  2)   приватизация государственной собственности  
  3)   установление государственного контроля за ценами  
  4)   переход к директивному управлению экономикой  
Ответ:    
       

 

18

 

Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите год, о котором идёт речь.

«Парадоксом года явилось то, что по контрасту с развалом государства именно он принёс всемирно-исторические плоды внешней политики Горбачёва: выведены войска из Афганистана, выключен навсегда экспансионистский компонент из международной деятельности СССР, пала Берлинская стена и началось воссоединение Германии, состоялась встреча на Мальте, означавшая прекращение "холодной войны", начался исход из "социалистического содружества" стран Восточной Европы и ликвидация там "коммунистических" режимов – в результате отказа Горбачёва от насильственных методов его сохранения».

 

 

  1)   1985 г.  
  2)   1989 г.  
  3)   1991 г.  
  4)   1993 г.  

 

Ответ:  

 

 

19

 

Кто из перечисленных военачальников был командиром в Красной армии?

 

 

 

  1)   А.И. Деникин  
  2)   В.К. Блюхер  
  3)   А.В. Колчак  
  4)   Н.Н. Юденич  

 

Ответ:  

 

 

20

 

Рассмотрите схему.

 

 

Территория, заштрихованная на данной схеме, вошла в состав СССР

 

 

  1)   в 1920-е гг.  
  2)   в 1930-е гг.  
  3)   в 1940-е гг.  
  4)   в 1950-е гг.  

 

Ответ:  

 

 

21

 

Чьё творчество относится ко второй половине XX в.?

 

 

  1)   В.В. Маяковского  
  2)   С.А. Есенина  
  3)   В.С. Высоцкого  
  4)   М.А. Булгакова  

 

Ответ:  

 

 

22

 

Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

 

Укажите направление живописи, к которому относится данная картина.

 

 

  1)   романтизм  
  2)   академизм  
  3)   авангардизм  
  4)   критический реализм  

 

Ответ:  

 


 

Ответами к заданиям 23–30 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 

23

 

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события,
в правильной последовательности в таблицу.

 

 

  1)   Невская битва  
  2)   «стояние» на реке Угре  
  3)   антиордынское восстание в Твери  
  4)   захват Киева Олегом Вещим  

 

Ответ:        

 

 

24

 

Установите соответствие между событиями и руководителями государства, в периоды руководства которых происходили эти события: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

СОБЫТИЯ   РУКОВОДИТЕЛИ ГОСУДАРСТВА
  А)   Карибский кризис  
  Б)   вступление России в Совет Европы  
  В)   роспуск ОВД и СЭВ  

 

 
  1)   Б.Н. Ельцин  
  2)   Н.С. Хрущёв  
  3)   Л.И. Брежнев  
  4)   М.С. Горбачёв  

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В
     

 

25

 

Какие из перечисленных мероприятий содержала реформа органов государственной власти и управления императора Александра I? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

  1)   созыв Государственной думы  
  2)   образование министерств  
  3)   учреждение Государственного совета  
  4)   создание III Отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии  
  5)   упразднение Сената  

 

Ответ:    

 

 

26

 

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Выпуск техники советской промышленностью в 1931–1933 гг. (единиц)

Показатель 1931 г. 1932 г. 1933 г.
Производство танков всех типов      
Производство тракторов для артиллерии      

 

 

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ   ВАРИАНТЫЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
  А)   Производство танков  
  Б)   Наивысших показателей производство танков достигло в  
  В)   Наивысших показателей производство тракторов для артиллерии достигло в  

 

 
  1)   1931 г.  
  2)   1932 г.  
  3)   1933 г.  
  4)   постоянно увеличивалось  
  5)   постоянно снижалось  

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: А Б В
     

 


 

27

 

Запишите термин, о котором идёт речь.

«Воины, набиравшиеся в регулярную российскую армию по повинности, введённой Петром I».

 

 

Ответ: ___________________________.

 

28

 

 

Сравните черты политического и экономического развития СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. и России в 1992–1999 гг. Выберите
и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства,
а во вторую – порядковые номера черт различия.

 

 

  1)   снижение роли государства в экономике  
  2)   принятие пятилетних планов развития народного хозяйства  
  3)   существование многопартийности  
  4)   ведущая роль коммунистической партии в политической системе страны  

 

Ответ: Черты сходства Черты различия
       
         

 

29

 

Укажите царя, пропущенного в схеме.

Борис Годунов
Лжедмитрий I
?
Цари, правившие в период Смуты (до 1613 г.)

 

Ответ: ___________________________.

 

30

 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают категории населения Древнерусского государства, находившиеся в полной или частичной зависимости.

1) челядин; 2) рядович; 3) закуп; 4) купец; 5) холоп.

Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

 

Ответ:  

 

 

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 


 

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31–35) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

 

 

Из обращения к населению

«Гражданская война, полное расстройство хозяйственной жизни страны, террор большевиков – заставляют всемерно укреплять основы центральной власти. Совет министров взял на себя всю полноту власти
и передал её мне, адмиралу русского флота.

Как Верховный правитель России для сведения всех объявляю, что
я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии и победу над большевиками. Установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать образ правления, который он пожелает,
и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашённые по всему миру».

 

 

31

 

Кто являлся автором данного документа? В каком году было обнародовано данное обращение?

 

 

 

32

 

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее объяснение формального права автора проводить определённую политику, направления которой изложены в отрывке. Укажите не менее двух направлений, намеченных автором для осуществления данной политики.

 

 


 

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

 

33

 

Министр государственных имуществ П.Д. Киселёв провёл реформу, которую считают одним из немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император, показав однажды Киселёву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий».

1. Назовите императора, о котором идёт речь.

2. Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность.

3. Почему император был нерешителен в данном вопросе?

 

 

 

 

34

 

Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, социально-экономическое развитие России во второй половине XVII и в первой четверти XVIII вв. имело существенные различия. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти различия.

 

 

 

35

 

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: