Раздел 3. Б. Н. Чичерин об актуальных вопросах российской жизни второй половины XIX - начала ХХ века




Во втором разделе мы увидели, что Б.Н. Чичерин доказывает тождественность гражданского строя России и Запада. Из этого он выводит также единство строя политического: абсолютизм, по его мнению, должен смениться формой государства, включающей политическую свободу. Для России такой формой он считает только конституционную монархию: "Из двух форм, в которых воплощается политическая свобода, ограниченной монархии и республики, выбор для нас не может быть сомнителен. Монархическая власть играла такую роль в России, что еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем для народа".[68] Но конституционную монархию Чичерин считает для России необходимой формой государства не только лишь потому, что монархическая власть имела глубокие корни в жизни народа. Необходимы, по его мнению, условия в настоящем. И таких он видит два. Во - первых, - блок "новой" аристократии, т. е. помещиков, вставших на буржуазный путь развития, и крупной буржуазии. Если буржуазия оторвется от аристократии и поведет за собой народ, конституционная монархия останется идеей без приложения.[69] Чичерин призывает аристократию понять "потребности времени". "Нужно, чтобы движимая собственность, распространяясь на земледелие, изменила его первобытный его характер и произвела смешение, или, по крайней мере, сближение состояний. Нужно, чтобы общее образование, и теоретическое, и практическое, установился между различными классами общением мыслей и нравов, соединило их в общих политических требованиях и интересах.[70] Второй предпосылкой перехода абсолютизма в конституционную монархию считает достаточное развитие буржуазии. "Представительное устройство является естественным последствием самого хода вещей, физического и умственного развития общества, когда требования свободы глубже проникают в общество, и политическая мысль охватывает средние классы".[71] Оба эти условия, по мнению русского либерала, в России налицо, хотя "средние классы" только - только вступили на самостоятельный путь развития. Поэтому Россия неизбежно должна вступить на путь конституционной монархии.[72]

Однако Чичерин был решительным противником революционных изменений. "Революция, - пишет он, - есть насильственное низвержение закона, и если она иногда находит себе оправдание в обстоятельствах, то никак не может быть возведена в общее правило. Только одностороннее начало свободы, отрицающее все, кроме народной воли, может утверждать законность революций. Правильный взгляд на государственные отношения должен признать господство закона одним из существенных требований общежития, а потому законное развитие учреждений должно считаться нормою политической жизни. На основании этого начало право вводить новый порядок вещей принадлежит единственное законной власти".[73] Исходя из этого, он разработал либеральную программу постепенного перехода от самодержавия к конституционному правлению. Первым шагом на этом пути, по его мнению, должны были явиться крестьянская реформа, установление гражданских прав и некоторых учреждений, такие как суд присаженных, местное самоуправление и пр. Это ничто иное, как необходимый минимум реформ "сверху", для того чтобы предотвратить революцию "снизу", дать обществу "правильный исход", расчистить дорогу капитализму. Свои требования и предложения Чичерин выразил в заграничном издании А. И. Герцен "Голоса из России".

Революция пугает Чичерина, потому только в реформах видит возможность избавиться как от засилья феодальных привилегий, так и от народовластия. Он упрекает Герцена за революционную пропаганду: "Вы мечтаете о низвержении существующего порядка, о разрушении исторически образовавшегося тела, о государстве низших классов, призываемых революционной партией к обновлению мира буйной силой".[74] С самого начала своей политической деятельности Чичерин, выражая позицию либеральных кругов, отделяется от революционно - демократического лагеря и объединяется с правящими классами. Но он предупреждает "верхи", что промедление с реформами чревато революцией и потерей инициативы правительства: "К нам революционные теории неприложимы. Но значение революций мы понимаем; мы знаем, что там, где господствует упорная притеснительная система, не дающая места движению и развитию, там революция является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной истории". Революционные доктрины тогда только могли бы пустить корни в России, когда бы правительство "продолжало идти по прежней колее. Но, по - видимому, оно поворачивает в другую сторону, и наступает новая эпоха в нашей общественной жизни".[75]

Освобождение крестьян, вызванное крахом феодально-крепостнической системы, укрепляло мнение русского либерала о возможности мирного перехода и в политической сфере. Поэтому он встречает Положение 19 февраля как новый этап в развитии России: " 19 февраля 1861 г. телеграф принес нам из Отечества великую весть: русский народ был свободен! Для России наступала новая пора, для которой все мы работали, которую так страстно ожидали. От полноты души подняли мы бокалы за государя, освободителя миллионов русских людей".[76] Чичерин понимал недостаточность одной крестьянской реформы. В соответствие с реформаторской позицией он призывает общество не забегать вперед, не спугнуть правительство и поддерживать его начинания. Но он намекает и правительству, что оно не останавливалось на полпути. Это положение развиты им в программном документе умеренного либерализма - в сборнике статей "Несколько современных вопросов", выпущенная в 1862 году. Сюда автор включил "Письмо к издателю "Колокола", раннее опубликованное в "Голосах из России", обосновывавшее реформистское развитие России: "Умеренностью, осторожностью, разумным обсуждение общественных вопросов вы могли внушить к себе доверие правительства".[77] Вместе с тем, по его мнению, тот период должна была начаться вторая стадия реформ. Если раньше все делало правительство, то теперь настало время участия общества.[78]

Чичерин пишет, что правительство не должно идти на поводу у реакционеров, "рутинистов", представителей "старого порядка". "В руках консерваторов существующий порядок обречен на падение".[79] В то же время оно менее всего должно "потакать проискам Чернышевских, Добролюбовых и пр". Он призывал "верхи" к твердости и непоколебимости в борьбе с революционерами: "Где одновременно расшатываются все основы здания, нужна все подавляющая сила".[80] С одной стороны, решительные меры, с другой - "мягкость в исполнении" и неуклонное продолжение пути, начатого реформой 1861 г., - такова должна быть, по мнению Чичерина, политика самодержавного правительства и "общества", его поддерживающего. Отсюда - программа так называемого "охранительного", "консервативного" либерализма или "либерального консерватизма". "Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса, умеренного и постепенных преобразований".[81] Самой важной задачей Чичерин считает сплочение либералов и сторонников преобразований в бюрократическом аппарате под эгидой самопревращающегося в конституционную монархию самодержавия, создание общего "либерально - консервативного" направления. Он говорит о необходимости возникновения в обществе "независимых сил", которые бы поставили себе задачей охранение порядка и противодействие "безрассудным требованиям" и анархическому брожению умов. "Только энергия разумного и либерального консерватизма может спасти русское общество от бесконечного шатания. Если эта энергия появится не только в правительстве, но и в самом народе, Россия может без опасения глядеть на свое будущее".[82]

Однако Б. Н. Чичерин сознает шаткость "нововведений", держащихся только обещаниями правительства. Где все держится на воле и прихоти деспота, там, говорит он, не может быть прочного законного порядка. Чичерин предлагает ряд мер, призванных закрепить, гарантировать и дальше развить преобразования. По его мнению, наступила пора постепенного "приобщения" "всех живых сил" народа к укреплению. "У нас нужны не просто исполнители, орудия, а независимые, способные служить задержкою, если правительство пойдет по ложному пути".[83] Он отстаивает также необходимость разделения властей, особенно обособления судебной власти, насколько это возможно в самодержавии.[84] Постепенное "приготовления" общества к конституции он прямо связывает с установлением "общегражданского", т. е. буржуазного общественного строя: "Теперь мы чувствуем потребность в большей самостоятельности, нежели прежде; мы хотим свободы, общественной инициативы, ибо без этого невозможны ни разумная жизни, ни полное развитие внутренних сил народа".[85] С этой целью либерал предлагает созвать законосовещательное двухпалатное собрание. Верхняя палата образуется на базе Государственного совета, из назначаемых правительством сановников, а нижняя - из представителей от сословий, которые не должны разделяться. "В общих вопросах законодательство может найти опору в народе только при вызове депутатов".[86] В общегражданском строе нижняя палата, несмотря на представительство по сословиям, должна представлять интересы всего народа, а не отдельных сословий: "Вызывать депутатов, не дозволяя им соединяться, значит восстанавливать их против себя, а вместе с тем восстанавливать и избирателей".[87] Верхняя палата наделяется правом отвергать законоположения нижней. Последняя должны представлять сословия "государственное" и "городовое", т. е. дворянство и купечество, именно те силы, которые являются, по теории Чичерина, основой конституционной монархии. Чтобы не спугнуть царизм, он пишет, что такое собрание "не представляет ничего, совместного с самодержавием".[88]

Для образования прочного блока дворянства и крупной буржуазии он считает необходимым ввести широкое местное самоуправление, где эти силы сплотятся общностью интересов, образуют основу будущей двухпартийной системы. В то же время местное самоуправление, по мнению Чичерина, ослабит гнет бюрократии и тем самым смягчит "безотчетную" оппозицию правительства. "Лучшее средство вызвать в наших провинциях здоровый практический дух - вручить им часть исполнительной власти". Но он подчеркивает, что самоуправление не должно превращаться в "недостойную комедию". "Неумеренные требования и отрицательное отношение к чиновной власти усилятся при чисто совещательном характере местного правительства".[89]

Мыслитель отчетливо понимает, что конституционное правление возможно только при ликвидации основных привилегий дворянства как сословия крепостников. Однако он считает, что в тех условиях, когда одна отмена крепостного права уже явилась огромным ударом по влиятельному помещичьему лагерю, идти на более - значит ставить под сомнение все буржуазно - либеральные преобразования. Поэтому он ориентирует правительство на осторожное, постепенное стирание сословных перегородок.[90] Тем не менее он против уничтожения всех привилегий дворянства; он выступает за превращение дворянства из "общественного" сословия в сословие "политическое".[91] "Говоря о сохранении дворянства как отдельного сословия, мы не хотим сказать, что положение его не должно измениться. С крепостным правом рушилась одна из самых существенных его опор".[92] Понимая, что помещики не уступят власти добровольно, и в то же время, не желая революционной замены прежнего политического строя, русский либерал о избежание гражданской войны, революции видит выход в сильной правительственной власти, "сверху" содействующей постепенному сближению сословий.[93]

Сделав вынужденные уступки, царское правительство справилось с революционными брожением и вместе с тем прекратило заигрывание с либеральным обществом, взяло курс на усиление реакции. Чичерин это понял и поэтому бросил упрек правительству: "После слабости власти, всего гибельнее лицемерное ее поклонение либеральным началам, при скрытой к ним вражде. Это делает бесплодными все усилия честных людей, примыкающих к правительству и готовых помочь ему в восстановлении порядка". Он предупреждает "верхи" об опасности подобного курса в период, когда капитализму расчищена дорога. "Коварная политика иногда венчается успехом, но в общество вселяется недоверие и даже презрение к власти, которое впоследствии трудно искоренить. Честная политика идти новым путем, даже при недостаточных условиях, благотворнее действует на народ, нежели лукавое бессилие, которое дожидается своего часа".[94] С этого времени (1864 – 1866 гг.) Чичерин все более становится в оппозиционное отношение к правительству. Он по - прежнему не видит для России иного выхода, как соединение либеральных сил под властью самодержца в целях перехода к конституционному правлению, но не находит возможным более поддерживать правительство.

В условиях новой революционной ситуации у Чичерина снова появляется надежда на то, что правительство образумится и уступит. В брошюре "Конституционный вопрос в России", выпущенной в 1878 году, он настаивает на необходимость постепенного введения конституционного порядка в целях избегания революции, призывает царизм услышать голос либеральных сил. Обращение к царизму годы революционного подъема доказывает, что Чичерин понимал неспособность либералов добиться целей собственными силами. Внешнее и внутреннее могущество России Чичерин связывает с развитием свободы, а последняя, по его мнению, при самодержавии не может развиваться. "Воображать, что сколько - нибудь широкое развитие свободы возможно без представительного правления, ничто иное, как праздная мечта. В самодержавии свобода только терпима: силу и прочность она имеет только там, где она сама чествует в решениях власти". Отсюда делается вывод о необходимости немедленного, но постепенного ограничения абсолютизма. "Мы не можем ждать, ибо мы неизбежно придем к материальному и нравственному банкротству, если мы своевременно не примемся за работу". Необходимость предоставления политической свободы Чичерин связывает не только с кризисом "верхов", но и с глубокими изменениями в социальной жизни России. "Водворение гражданской свободы во всех слоях и на всех общественных поприщах, независимый гласный суд, земские учреждения, наконец, новая в России, хотя и скудная еще свобода печати, все это - части нового задания, естественным завершением которого представляется свобода политическая. Невозможно сохранить историческую вершину, когда от исторического здания, которое ее поддержало, не осталось и следа".[95]

Но, как и прежде, он выступает за постепенный переход конституционному правлению под руководством правительства. Для этого, по его мнению, сначала нужно дать совещательные права выборным представителям, которые после того как пройдут "школу политической жизни", образуют полноправную палату. "Такой школой может служить приобщение выборных от губернских земских собраний к Государственному совету и публичность заседаний последнего".[96] Либерал против немедленного созыва полноправного представительства потому, что опасается, как несогласия императора, так и захвата власти в выборном органе крайними партиями: реакционерами и демократами. Для устранения последних он предлагает лишить широкие массы права голоса, а для нейтрализации первых - предварительно сплотить либеральное большинство вокруг выборных от земств и Государственного совета. В своей программе Чичерин видит единственное средство предотвратить "возбуждение" общества. Положение он считает настолько серьезным, что требует, как можно скорейшего превращения совещательного собрания после его созыва в верховный законодательный орган. "Необходимо твердо помнить, что это не более как школа, которая должна служить только переходом к настоящему представительству. Иначе весь смысл учреждения затемняется, и оно не произведет ничего, кроме разочарования. Неудовольствие будет идти возрастая, и то, что в настоящую минуту может быть только делом свободной инициативы правительства, скоро явится как требование общества".[97]

Либеральные шаги М. Т. Лорис - Меликова укрепили уверенность Чичерина в том, что вновь, как в начале 60 - х годов, появилась "возможность" и "желание" правительства ввести в России " зачатки политической жизни".[98] 1 марта 1881 г. народовольцы убили царя Александра II. Чичерин сделал из этого свои выводы. "Я, не зная о проектах Лорис - Меликова, также пришел к убеждению в необходимости скрепления союза правительства и общества. Это убеждение родилось во мне уже в прошлое царствование. Катастрофа 1 марта только усилило его. Она показала глубокое общественное расстройство. Надо было искать выход из положения. Одно правительство не смогло с этим справится. Приходилось вызвать к общественным силам, чтобы в союзе с ними дать отпор торжествующему нигилизму". Чичерин предлагает прежний подход - "приобщение» выборных от земств к Государственному совету. "Теоретически, в нормальном порядке я не одобрял подобной полумеры. Но при существующих условиях она представлялась мне единственным способом собрать воедино все силы русской земли и приготовить почву для лучшего будущего".[99] Вырвать средних и мелких собственников из "безотчетной оппозиции" - такова должны быть политика правительства, по мнению либерала Чичерина.

Свою программу он излагает в письме К. Д. Победоносцеву 10 марта 1881 г. под заглавием "Задачи нового царствования".[100] С одной стороны, он оправдывает революционеров Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других. С другой стороны, он намекает, что само правительство виновато в создавшимся кризисе. Он также заявляет, что в создавшихся условиях ни свобода печати, ни возвращение ссыльных, ни "административные реформы, касающиеся местного самоуправления", уже не смогут служить лекарствами против зла. В условиях деспотизма и отрыва правительства от общества все эти "послабления", по мнению Чичерина, уже недостаточны и только еще больше "расшатают" общество, усилят революционно - демократический лагерь. Для выхода из тупика он советует правительству сплотиться с имущими слоями путем изменения политики. В экономической области он рекомендует прекратить содействие феодалам в сохранение крепостнических пережитков, главный из которых - "закрепощение крестьянина общине и круговой поруке"; полностью освободить русское крестьянство, без чего невозможны "никакие хозяйственные успехи"; завершить начатую Александром II реформу освобождением крестьянина "от общины и круговой поруки присвоением ему в собственность той земли, на которую он имеет неотъемлемое право". В политической области он очень осторожно проводить мысль о необходимости "призвания" выборных: по одному депутату от дворянства и по два - от земства каждой губернии. Для того, чтобы "выявить требования общества", т. е. создать противовес бюрократии и дать выборным большинство в законосовещательном органе, Б. Н. Чичерин предлагает соединить выборных в одну палату с Государственным советом, предоставив всем равное право голоса. Но он говорит о невозможности провозглашения конституции "сейчас", когда главной задачей является преодоления "хаоса в обществе", он в то е время заявляет, что "либерализму придет свой черед, когда успокоятся умы и водворится порядок". Прибегая к характеристике реформ Александра II, Б. Н. Чичерин как бы намекает новому правителю, что лучше проводить реформы своевременно, чем искусственно затягивать проведение их.

Отклонив либеральный проект Б. Н. Чичерина, правительство предложил ему занять пост городского головы. На этом посту ярко проявились его политический дуализм и соглашательство. Он требует сильной власти и в то же время вскрывает непригодность не только старых методов, но и самих "орудий" управления. В этом отношении показательна его вступительная речь в Московской городской думе 26 января 1882 г.: "По своему характеру, по своим убеждениям я не человек оппозиции. Я держусь охранительных начал, не в том, конечно, смысле, какой может придавать ему разумный человек, любящий свободу, но понимающий необходимость чего - нибудь прямого в жизни. Я приверженец охранительных начал в том смысле, что я глубоко и живо чувствую потребность власти и порядка. Я вижу в этом завете всей русской истории и существеннейшую нужду настоящего смутного времени. Поэтому я всегда готов и буду идти рука об руку с властью. Но идти рука об руку с властью не значит поступаться своими правами; а еще менее отрекаться от независимости своих суждений. Человек с самостоятельным образом мыслей дает свое содействие не иначе как сознательно и свободно. Я уверен, что в интересах самой власти встречать перед собой не страдательные только орудия, а живые, независимые силы, которые одни могут дать ей надлежащую поддержку, ибо тот, кто способен стоять за себя, может быть опорой для других. Поэтому нет хуже политики, которая стремиться сломать всякое сопротивление. Действую таким образом, власть воображает иногда, что она увеличивает силу, а между тем она подрывает собственные основы, и в минуты невзгоды она слишком поздно видит перед собою лишь надломленные орудия или встречает глухую оппозицию, способную произвести брожение, но не способную ничего создать".[101]

Как наиболее дальновидный политик Чичерин понял, что сохранение абсолютизма может привести вообще к краху власти помещиков и крупной буржуазии, к революции. Двадцать лет спустя после реформы, он, однако, по - прежнему ратовал за почин самого правительства в установлении конституционного строя, выступал против насильственного ниспровержения самодержавия. Многие факторы, под влиянием которых он выработал свою реформистскую теорию государства, продолжали действовать и в 80 - е годы, а именно: значительная сила крепостников и самодержавия; слабость либеральных кругов, особенно политическая забитость, неразвитость буржуазии; повышенная степень относительной самостоятельности самодержавия, которая ввела в заблуждение не только либералов, но и народников. Но во второй половине XIX в. к этому прибавляется еще один не менее важный фактор - возникшее пролетарское движение, которое бросило все имущие круги, в том числе и буржуазию, в объятия правительства, тем самым подкрепляя его силу, социальную опору. Боясь революционных масс и не находя силы в либералах, Чичерин видел движущую силу в самом правительстве. Лавирование последнего укрепляло иллюзию либералов в том, что оно может пойти с ними и дальше после подавления народного движения. Однако царизм по своей сущности был не надклассовой организацией, как пытался представить его Чичерин, а крепко был связан с помещиками - крепостниками и бюрократией, интересами которых противоречило ограничение абсолютной власти монарха. Поэтому, подавив волнения масс, самодержавие отвернулось и от либералов. Если с намеками Чичерина и других либералов на конституцию оно мирилось в 1881 году, то в 1883 году Чичерину после речи на обеде городски голов в честь Александра III было предложено подать в отставку. А между тем существенной разницы между речью 1881 года и речью 1883 года не было.

В последние годы своей жизни Чичерин не изменил своей симпатии в конституционной монархии. Если в начале 60 - х годов он готов был в определенной степени поддерживать самодержавие, осуществлявшее буржуазные реформы, то после осуществления "мирного перехода" к капитализму он считает его тормозом на пути развития страны. В 1894 году он писал: "Ныне Россия управляется отребьем русского народа, теми, которых раболепство все превозмогло и в которых окончательно заглохло даже то, что в них было порядочного смолоду. При таких условиях ограничение самодержавной власти становится насущную потребностью. Оно одно может отчистить охватывающую нас со всех сторон удушливую атмосферу, внести жизнь в гниющее болото и дать вдохнуть тем здоровым элементам, которые таятся в недрах русской земли".[102]

Подобную же мысль Чичерин проводит в опубликованной за границей работе "Россия накануне двадцатого столетия". Без ограничения бюрократического самодержавия России, по его мнению, обречена на застой. Главное зло - это "безграничный" произвол и сеть лжи, царствующие всюду, сверху донизу опутавшие русское общество. Корень того и другого лежит в бюрократическом управлении. Но ограничить бюрократию невозможно, не коснувшись той власти, которой она служит орудием и которая, еще чаще, служит ей орудием, т. е. неограниченной власти монарха". Чичерин подчеркивал, что абсолютизм еще более далек, чем в середине века, от движущих, прогрессивных сил России: "Самодержавная власть русских царей превратилась в игралище личных интересов самого низменного свойства". Он убежден, как и прежде, в необходимости ограничения абсолютизма народным представительством: "Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной законом и оставленной независимым учреждениями. Здание, воздвигнутое Александром II, должно получить свое завершение; установления им гражданская свобода должна быть закреплена и упрочена свободой политической".[103] Чичерин, как и прежде, допускает возможность перехода к конституционному строю путем "самоограничения" императорской власти. Он предупреждает, что это последняя возможность мирного развития. Промедление, по его мнению, настолько опасно, что для обуздания произвола монарха и бюрократии он требует уже не совещательного, а "облеченного правами" представительного собрания «с решающим голосом в общественных делах".[104] Конституционное собрание Чичерин предлагает создать из двух палат: нижней по два или три представителя от каждого губернского земства и верхней на базе Государственного собрания. В полном соответствие со своей теорией развития конституционной монархии Чичерин на первом этапе после ограничения самодержавия доказывает необходимость не парламентарной, а дуалистической монархии. "О замене неограниченной монархии парламентским правлением в настоящих условиях не может быть речи. Парламентское правление требует опытности, образования, сложившихся партий. Всего этого у нас нет".[105] Русский либерал призывает правительство воспользоваться последней возможностью избежать революции, которая может быть ускорена, по его мнению, "внешней катастрофой", "при нынешнем напряженном положении держав". Он признает необходимость и неизбежность устранения абсолютной монархии или в результате реформ, или же насильственным ниспровержением. Но революции Б. Н. Чичерин боится, поэтому, выражая желание либералов, уповает на сильную личность типа Кавура или Бисмарка, которая "поймет задачи и двинет Россию по конституционному пути".[106]

Из вышеизложенного можно сделать вывод третьего раздела, что взгляды Б. Н. Чичерина кардинально менялись в промежутке с середины XIХ – начала ХХ века. Б. Н. Чичерин поддерживал правительство в годы реформ Александра II. Но после 1864 и до начала революционных событий начала ХХ века, был в оппозиции к правительству из - за их нерешительности, отставания либерально - консервативных реформ и от задач, диктуемых временем.


Заключение

В результате исследования следует отметить:

Мировоззрение Б. Н. Чичерина складывалось в переломную и противоречивую эпоху - первой четверти XIX - начала ХХ века, оказавшая влияние на формирование и эволюцию взглядов ученого. В ходе исследования установлены следующие этапы:

1) Радикально - либеральный (первая половина - конец 50 - х годов XIX века) характеризуется становлением взглядов Б. Н. Чичерина. Детство и отроческие годы он провел в атмосфере культурной дворянской семьи, привившей будущему мыслителю высокие интеллектуальные стремления, глубокую веру в силу просвещения и науки. Родители будущего философа были людьми высокообразованными, обладали широкими умственными интересами, а отец отличался еще и либеральными взглядами. Как личность и ученый Б. Н. Чичерин сформирован интеллектуальной атмосферой Московского университета конца 1840 - х годов.

Решающую роль в идейном становлении будущего ученого принадлежит историку и общественному деятелю Т. Н. Грановскому, привившему Б.Н. Чичерину либеральные взгляды. Другим человеком, чье влияние на молодого ученого было неизгладимым, стал выдающийся немецкий философ Г. Гегель. Верность его мировоззренческим ориентирам Б. Н. Чичерин пронес через всю свою научную деятельность, оставаясь в России второй половины ХХ века чуть ли не единственным гегельянцем. Именно влияние Гегеля определило стиль чичеринского мышления, и его философские приоритеты, и способ реализации своего творческого замысла - разработку философского учения о праве и государстве. Радикально свои воззрения он поменял после подавления правительством рабочих в годы революционных события 1848 – 1849 годов в Европе, отрицая социализм и демократию.

2) Либерально – консервативный (конец 50 – х - конец 60 – х XIX века) - характеризуется отходом от прежнего политического радикализма. На этом этапе Б. Н. Чичерин не только полностью поддерживает либеральные реформы Александра II, но и становится также, хотя и не без критики, защитником сложившегося политического режима. В это время он разрабатывает идею взаимного дополнения консерватизма и либерализма, которая выдвинута в концепцию «охранительного либерализма» с его лозунгом «либеральные меры и сильная власть». Однако он не встаёт на защиту того консерватизма, который утверждает приоритет стабильности и порядка над свободой, и который рассматривает личность как часть общества и утверждает верховенство ее обязанностей в обществе над ее же правами в этом обществе. Б. Н. Чичерин настаивает на том, чтобы консерватизм по-иному взглянул на проблему социальной устойчивости. Он хотел, чтобы либеральные законы, незыблемые гарантии свободы могли стать более прочной твердыней общественного порядка, нежели шаткость чиновничьего произвола.

3) Либеральный (начало 1870 – х – 1904 гг.). Этот этап в целом характеризуется усилением критики Б. Н. Чичериным сложившегося политического режима, постановкой им политических требований, в том числе требования перехода к конституционному правлению. Именно этот этап идейной и духовной эволюции ученого приведет его в лагерь оппозиции самодержавной власти и бюрократическому государству. Либерализм заключался в отношении его политических воззрений, отстаивавших мнение о продолжении либеральных реформ Александра II. В последние годы призывал правительство все - таки ограничить абсолютизм во избежание надвигающейся революции.

По истории Российского государства Б. Н. Чичерин придерживался следующих идейных установок:

1) Б. Н. Чичерин унаследовал традиционные западнические воззрения на особенности русской истории, сравнивая историю России и Запада.

2) Историк выделяет большое значение роли государства в историческом процессе. Становление Российского государства происходило "сверху" в XV в.

3) Для Б. Н. Чичерина характерно особое видение роли личности в истории России. Он считал, что в нашей древней и средневековой истории видна одна характерная черта - господство личной воли, неопределенность и шаткость гражданских позиций.

4) Ученый полагал, что в России сословия явились продуктом государственной деятельности по обеспечению служилых функций населения. В свою очередь, централизация являлась результатом закрепления сословий государства. Б.Н. Чичерин был убежден, что реформа 1861 году являлась завершающим этапом освобождения сословий от служилых функций и представляла важнейший переломный момент в создании современного гражданского общества.

Наследие Б. Н. Чичерина оказало влияние на многих русских мыслителей либерального направления. Это не только И. В. Михайловский, его ученик и последователь, это и П.Б. Струве, и П. И. Новгородцев, и Е. Н. Трубецкой и другие, которые продолжали развитие его политических взглядов. Доказательством этому стоит привести слова Н. А. Бердяева: "Единственным философом либерализма можно было бы назвать Б. Чичерина, да и он скорее был либеральным консерватором или консервативным либералом, чем чистым либералом. Он принимает империю, но хочет, чтобы она была культурной и впитала в себя либеральные правовые элементы. По Чичерину можно изучать дух, противоположной русской идее, как она выразилась в преобладающих течениях русской мысли XIX века".[107]


Список источников и литературы:

Источники:

 

1. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. М., 1990. С. 361.

2. К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. Т. I. М. - Л., 1923. С. 104 – 120.

3. Струве П. Б. Г. Чичерин и его обращение к прошлому // На разные темы (1893 – 1901): Сб. Статей. СПб., 1902. С. 84 – 120.

4. Трубецкой Е. Н. Воспоминания. Томск, 2000. С. 352.

5. Чичерин Б. Н. Голоса из России, изд. 2. Лондон, 1853. С. 11, 28, 36 – 37.

6. Чичерин Б. Н. Областные учреждения России в XVII в. М., 1856. С. 590.

7. Чичерин Б. Н. Опыты по истории русского права. - М.: Солдатенков и Щепкин, 1858. С. 386.

8. Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 264.

9. Чичерин Б. Н. Положительная философия и единство науки. М., 1892. С. 424.

10. Чичерин Б. Н. О народном представительстве. 2 - е изд., доп. и перераб. М.,1899. С. 820.

11. Чичерин Б. Н. Россия накануне двадцатого столетия. - Берлин: Штейнц, 1900 - с. 180.

12. Чичерин Б. Н. Вопросы философии. М., 1904. С. 385.

13. Чичерин Б. Н. Конституционный вопрос в России. М., 1906. С. 34.

14. Чичерин Б. Н. Воспоминания, ч. II. Путешествие за границу 1858 – 1861 гг. М., 1932. С. 125.

15. Чичерин Б. Н. Воспоминания, ч. IV. Земство и Московская дума. - Москва: Север, 1934. С. 350.

16. Чичерин Б. Н. Современные задачи русской жизни // Голоса из России. Вып. 2. М., 1974. С. 51 – 129.

17. Чичерин Б. Н. Воспоминания. В 2 - х тт. Т. 1. / Б. Н. Чичерин, предисл., примеч. С. В. Бахрушин. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2010. - 494 с.

 

Литература:

1. Березко В. Э. Конституционно - правовые взгляды Б. Н. Чичерина. Дис. канд. юрид. наук. М., 2003.

2. Боровинская Л. С. Эволюция политико - философского учения Б. Н. Чичерина. Дис. канд. пол. наук. СПб., 1998.

3. Добрина Н. А. Социологические воззрения Б. Н. Чичерина на правовую государственность. Дис. канд. соц. наук. М., 2006.

4. Дурновцев В. И. Проблемы истории России и стран Запада в освещении государственной школы. Учебное пособие. М., 1984.

5. Ерыгин А. Н. История и диалектика. Ростов - на - Дону. 1987. С. 9, 172.

6. Жаде З. Л. Политическая теория Б. Н. Чичерина. Дис. канд. пол. наук. М., 1994. С. 3 – 18.

7. Захаров А. В. Государственно - правовые воззрения Б. Н. Чичерина о праве и государстве. Дис. канд. юрид. наук. Тамбов. 2001 С. 3 – 27.

8. Зорькин В. Д. 1) Воззрения Б. Н. Чичерина на государство и право. Дис. канд. ист. наук. М., 1967; 2) Из истории буржуазно - либеральной политической мысли России второй половины XIX - начала ХХ в. М., 1975. С. 168 – 171.

9. Искра Л. М. Б. Н. Чичерин о политике, государстве, истории. - Воронеж: Изд - во Воронеж. ун - та, 1995. С. 175.

10. Катаев В. А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50 – 60 - х годов XIX в. М., 1972. С. 93, 132.

11. Кизельштейн Г. Б. Политические взгляды Б. Н. Чичерина в 1848 – 1867 гг. Дис. канд. ист. наук. М., 1966. С. 19 – 20.

12. Коялович М. И. История русского самосознан<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: