Тема 2. Понятие и сущность организации, управление поведением организации (4 час.)
(Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента)
Понятие и сущность организации
организация – это: 1) социальный процесс; 2) специфический социальный объект; 3) функция управления.
организация – скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают, взаимодействуют для достижения общей цели.
Признаки орг:
- миссия и цель, раскрывающие, для чего орг создается, зачем выходит на рынок
- наличие организационной культуры – принятой в орг совокупности ценностей и поведенческих норм
- наличие организационной структуры, т. е. системы взаимодействия внутри орг, способах распределения полномочий и ответственности между подразделениями или специалистами
Границы орг: · во времени (жизненный цикл организации), · в пространстве (территориальные границы), · по собственности (право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации) Ø при этом учитывается ряд ограничений, относящихся к численности персонала, размеру капитала, видам деятельности, зафиксированных в законах и других нормативных актах | |
Источники повышения эффекивности орг: |
2.Жизненный цикл организации –период, в течение кот. орг проходит 4 стадии развития
Ицха́к Ади́зес— израильский ученый, 1. Выхаживание -основатель компании собирает вокруг себя людей 2. Младенчество -нет четкой структуры, но начинается переход от идей к практике 3. Детство («давай-давай»)-компания работает продуктивнее, люди осознают, что идея экономически эффективна 4. Юность -профессиональные управленцы, меняют структуру, систему мотивации и контроля 5. Расцвет - четкая структура, функции 6. Стабилизация -старение орг, отход от политики быстрого развития, захвата новых рынков 7. Аристократизм - негласные формальные правила (стиль одежды и пр. традиции); орг старается «купить» новые продукты и идеи 8. Ранняя бюрократизация - структурные конфликты, кот пытается решить, увольняя людей 9. Поздняя бюрократизация - нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента; 10. Смерть - смерть орг, т.к. клиенты массово перестают пользоваться услугами компании | |
Модель развития орг Е. Емельянова и С. Поварницыной 1. Этап «Тусовка» § неформальные отношения, равноправие, § идеологическое лидерство § непрофессиональное — дружеское управление 2. Этап «Механизация»—формализация отношений, процессов и процедур § должностные инструкции и правила внутреннего распорядка § нововведения встречают сопротивление 3. Этап «Внутреннее предпринимательство»—повышение эффективности деятельности орг § делегирование полномочий, § профессионализм сотрудников, § командные отношения и способы работы 4. Этап «Управление качеством»— § создание собственных стандартов качества § развитие идеологии «внутреннего клиента» § технологическая цепочка ориентирована на конечный результат, работает на клиента орг |