Основные направления и принципы Болонского процесса.




«Болонским» называют процесс создания странами Европы единого образовательного пространства.

Его началом стало подписание 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации.

Решение участвовать приняли представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Основные принципы Болонского процесса – прозрачность европейских систем высшего образования и сопоставимость дипломов и степеней – конкретизируются во введении двухциклового высшего образования (бакалавриат + магистратура), далее – докторантура и разработке общего подхода к контролю качества образования.

Инструментами Болонского процесса являются единая форма приложения к диплому (для упрощения их сопоставимости, к 2005 году), научно-академическая мобильность и общая система оценки трудоемкости учебных курсов (European Credit Transfer System).

Начиная с 2002 года Беларусь внедряет принципы Болонской декларации в национальную систему высшего образования, а само решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования Президент принял в 2010 году.

 

Десять основных направлений Болонского процесса:

1. Принятие системы общепринятых, сравнимых квалификаций (степеней).

2. Внедрение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриат-магистратура).

3. Применение системы зачётных единиц (академических кредитов), количество которых зависит от объёма часов по дисциплине, и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.

4. Развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.

5. Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

6. Развитие сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.

7. Непрерывное обучение в течение всей жизни.

8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.

9. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.

10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня).

 

29. «Я»-концепция педагога. Структура профессионального самосознания учителя и характеристика ее компонентов.

Я –концепцияэто относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит взаимодействия с другими людьми.

Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. Профессиональное самосознание личности является и основным источником, и механизмом профессионального развития и совершенствования.

Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.

 

Структура профессионального самосознания учителя:

- актуальное Я” - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время;

- ретроспективное Я ”- то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы;

- идеальное Я” - то, каким хотел бы стать учитель;

- рефлексивное Я” —то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.

 

Актуальное Я” — является центральным элементом профессиональн. самосознания учителя, который основывается на трех других, где “Я- ретроспективное” в отношении к “Я- актуальному” дает учителю шкалу собственных достижений или критериев оценки собственного профессионального опыта.

“Я- идеальное” является целостной перспективой личности на себя, которая обуславливает саморазвитие личности в профессиональной сфере.

“Я- рефлексивное” — социальная перспектива в самосознании учителя или школьной профессиональной среды в личности учителя.

Наиболее часто экспериментально изучаемым элементом самосознания является самооценка. Самооценка профессиональных способностей, знаний и достижений может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты:

а) операционально - деятельностный;

б) личностный.

Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).

 

Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа “Я- профессионального”.

Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Рассогласование самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.

Компоненты я-концепции

- когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности

-эмоциональный – самоуважение, самоуничижение, самолюбие

- оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: