«Болонским» называют процесс создания странами Европы единого образовательного пространства.
Его началом стало подписание 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации.
Решение участвовать приняли представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Основные принципы Болонского процесса – прозрачность европейских систем высшего образования и сопоставимость дипломов и степеней – конкретизируются во введении двухциклового высшего образования (бакалавриат + магистратура), далее – докторантура и разработке общего подхода к контролю качества образования.
Инструментами Болонского процесса являются единая форма приложения к диплому (для упрощения их сопоставимости, к 2005 году), научно-академическая мобильность и общая система оценки трудоемкости учебных курсов (European Credit Transfer System).
Начиная с 2002 года Беларусь внедряет принципы Болонской декларации в национальную систему высшего образования, а само решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования Президент принял в 2010 году.
Десять основных направлений Болонского процесса:
1. Принятие системы общепринятых, сравнимых квалификаций (степеней).
2. Внедрение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриат-магистратура).
3. Применение системы зачётных единиц (академических кредитов), количество которых зависит от объёма часов по дисциплине, и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
4. Развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.
5. Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
6. Развитие сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.
7. Непрерывное обучение в течение всей жизни.
8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.
9. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.
10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня).
29. «Я»-концепция педагога. Структура профессионального самосознания учителя и характеристика ее компонентов.
Я –концепция — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит взаимодействия с другими людьми.
Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. Профессиональное самосознание личности является и основным источником, и механизмом профессионального развития и совершенствования.
Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.
Структура профессионального самосознания учителя:
- актуальное Я” - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время;
- ретроспективное Я ”- то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы;
- идеальное Я” - то, каким хотел бы стать учитель;
- рефлексивное Я” —то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.
Актуальное Я” — является центральным элементом профессиональн. самосознания учителя, который основывается на трех других, где “Я- ретроспективное” в отношении к “Я- актуальному” дает учителю шкалу собственных достижений или критериев оценки собственного профессионального опыта.
“Я- идеальное” является целостной перспективой личности на себя, которая обуславливает саморазвитие личности в профессиональной сфере.
“Я- рефлексивное” — социальная перспектива в самосознании учителя или школьной профессиональной среды в личности учителя.
Наиболее часто экспериментально изучаемым элементом самосознания является самооценка. Самооценка профессиональных способностей, знаний и достижений может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты:
а) операционально - деятельностный;
б) личностный.
Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).
Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа “Я- профессионального”.
Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Рассогласование самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.
Компоненты я-концепции
- когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности
-эмоциональный – самоуважение, самоуничижение, самолюбие
- оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение