Стебакова Ольга Владимировна: 050 155 84 53,072 175 49 63
gev4273@mail.ru
Для получения оценок «хорошо» и «удовлетворительно» необходимо ответить на 10 вопросов из 45 из лекционного и практического материала по выбору студента из разных разделов курса. Для получения оценки «отлично» необходимо дополнительно ответить на 3 вопроса из самостоятельной работы (по выбору студента). Ответы на выбранные вопросы, написанные от руки (скан или фото) присылать в день зачета согласно расписанию или позже, но по согласованию с преподавателем на электронную почту преподавателя, которая будет указана в материалах консультации. Объем ответа на вопросы: 3-5 страниц. Одинаковые по выбранным вопросам и содержанию работы положительно оцениваться не будут.
Оформление работы (начало первой страницы):
Зачетная работа по физиологии с основами биохимии
студента 2 курса ЛВУФК
ФИО
Обобщение и систематизация знаний по курсу.
Биохимия — это наука, которая изучает химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов; их превращения и связь этих превращений с деятельностью клеток, тканей, органов и организма в целом.
Метаболизм — обмен веществ и энергии, превращение определенных веществ (БЖУ) внутри клеток с момента их поступления в организм до образования конечных продуктов. Метаболизм состоит из четырех стадий:
1. Переваривание веществ в ЖКТ под действием ферментов
2. Всасывание через слизистую ЖКТ
3. Промежуточный обмен — внутриклеточные процессы синтеза и распада с выделением энергии.
4. Выделение конечных продуктов обмена
Анаболизм — совокупность химических процессов в живом организме, которые направлены на образование и обновление структурных частей клеток и тканей.
|
Катаболизм — совокупность химических процессов в живом организме, которые направлены на распад веществ и выведение конечных продуктов обмена.
К внутренней среде организма относятся — кровь, моча, спинномозговая жидкость, пищеварительные соки, лимфа. В результате обмена веществ во внутреннюю среду организма поступают различные метаболиты, которые в здоровом организме составляют гомеостаз. Метаболиты — промежуточные продукты обмена веществ. Гомеостаз — постоянство состава и свойств внутренней среды организма.
Физиология (от греч. phуsis – природа, logos – учение) – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток.
Актуальная задача современной физиологии состоит в выяснении механизмов устойчивости человека к стрессорным воздействиям.
Примером нейрогуморальной регуляции выступает дыхание. Углекислый газ вызывает раздражение рецепторов, отвечающих за дыхательный процесс. Медиаторы переходят в синапсы под действием норадреналина и ацетилхолина. Вещества поступают в кровь и отвечают за гуморальную регуляцию. По такому механизму образовываются нейрогормоны.
Нейрогуморальную регуляцию делят на две составляющие: нервную и гуморальную.
Нервная – это совокупность показателей, координирующих работу отдельных органов и систем. Они осуществляют связь между ними и всем организмом человека. Это происходит из-за передачи электрического тока и возникновении нервного импульса. Это обеспечивает работу нервной системы. Отличия:
|
- в основе действия лежат рефлексы;
- точность и быстрота;
- действия ограничено.
Гуморальная – отвечает за регуляцию функций организма за счет биологически активных веществ, через жидкости организма: кровь, лимфу, плазму. Отличия:
- работает через кровь и лимфу;
- медленная, длительная;
- затрагивает весь организм.
Нейрогуморальная регуляция объединяет два этих процесса. Биологически активные вещества вырабатываются при помощи нейронов, а распространяются через биологические жидкости. За счет этого происходит:
- поддержание гомеостаза;
- взаимодействие с окружающей средой;
- согласованная работа органов и систем органов.
Эндокринная и нервная система тесно связаны. Многие гормоны, вырабатываются в гипофизе, гипоталамусе, которые находятся в головном мозге. Они выделяют биологически активные вещества, которые регулируют процессы жизнедеятельности. При нарушении или отклонении этих процессов возникает сбой гормонального фона человека. Это влияет не только на физиологические процессы, но на психические. Меняется поведение, мышление и общее восприятие окружающего мира.
Анализатор – совокупность трех отделов нервной системы: периферического, проводникового и центрального.
Периферический отдел анализатора представлен рецепторами, воспринимающими внешние и внутренние раздражения.
Рецепторы трансформируют энергию раздражения в энергию нервного импульса. Причиной возникновения возбуждения в рецепторе является деполяризация его поверхностной мембраны в результате воздействия раздражителя. Эту деполяризацию называют рецепторным, или регенераторным, потенциалом.
|
Адаптация - приспособление к силе раздражителя. Происходит снижение чувствительности рецепторов к постоянно действующему раздражителю. Проприорецепторы не способны к адаптации.
Проводниковый отдел анализатора представлен нервными путями, проводящими нервные импульсы в центральный отдел анализатора.
Центральный, или мозговой, отдел анализатора — определенные области коры большого мозга. В клетках коры большого мозга нервные импульсы являются основой для возникновения ощущения. На базе ощущений возникают более сложные психические акты — восприятие, представление и абстрактное мышление.
Павлов И.П. Мозговой конец анализатора состоит из двух частей: ядра и периферических рассеянных нервных элементов, располагающихся по всей поверхности коры головного мозга.
Центральная часть анализатора (ядро) состоит из высокодифференцированных в функциональном отношении нейронов, которые осуществляют высший анализ и синтез информации, поступающей к ним. Рассеянные элементы мозгового конца анализатора представлены менее дифференцированными нейронами, способными к выполнению простейших функций.
Все анализаторы делятся на внешние и внутренние. К внешним анализаторам относят зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный. Квнутренним анализаторам - двигательный, вестибулярный и анализатор внутренних органов (интерорецептивный анализатор).
Анализатор представляет единую функциональную систему, состоящую из трех отделов
1) периферического, или рецепторного, превращающего энергию раздражения в нервный процесс- возбуждение;
2) проводящего, представленного центростремительными нервами и промежуточными нервными центрами, передающего возбуждение в большие полушария;
3) центрального, концевого, расположенного в соответствующих участках коры больших полушарий и осуществляющего анализ и синтез поступающих импульсов, в результате чего возбуждение превращается в ощущение.
В организме животных имеются следующие анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, равновесия тела, кожный, двигательный и висцеральный (внутренний).
Каждый анализатор наряду с общими свойствами (возбудимость, адаптация, сенсибилизация, явление контрастности, последействие) приспособлен к восприятию определенного вида раздражений - светового, звукового, химического, теплового, холодового и т. п.
Эндокринная система -- система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Эндокринная, а по современным данным нейроэндокринная система регулирует и координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая адаптацию организма к постоянно меняющимся факторам внешней и внутренней среды, результатом чего является сохранение гомеостаза, который, как известно, необходим для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. За последние годы четко показано, что перечисленные функции нейроэндокринная система выполняет в тесном взаимодействии с иммунной системой.
Эндокринная система представлена железами внутренней секреции. К ним относятся: гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, а также железы, сочетающие выработку гормонов с незначительными эндокринными функциями - эпифиз, островковый аппарат поджелудочной железы, семенники, яичники, тимус, плацента. Эндокринные железы - специализированные органы позвоночных, вырабатывающие и выделяющие непосредственно в кровь или гемолимфу гормоны.
Кровь - жидкая соединительная ткань. Она состоит из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов - эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
Система кровообращения - это непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и сети кровеносных сосудов, которые обеспечивают все жизненно важные функции организма.
Дыхание – это комплекс процессов, в результате которых клетки получают кислород и отдают углекислый газ:
- Внешнее дыхание
- Газообмен в легких
- Газообмен в тканях
- Транспорт газов кровью
- Клеточное дыхание
Начальным этапом обмена веществ является пищеварение. Для возобновления и роста тканей организма необходимо поступление с пищей соответствующих веществ. Пищевые продукты содержат белки, жиры и углеводы, а также необходимые организму витамины, минеральные соли и воду. Однако белки, жиры и углеводы, содержащиеся в пище, не могут быть усвоены его клетками в первоначальном виде. В пищеварительном тракте происходит не только механическая обработка пищи, но и химическое расщепление под воздействием ферментов пищеварительных желез, которые расположены по ходу желудочно-кишечного тракта.
Физиология выделения изучает механизмы удаления из организма конечных продуктов метаболизма веществ, которые не используются для жизнедеятельности.
Выделение - совокупность физиологических процессов, направленных на удаление из организма конечных продуктов обмена веществ (осуществляют почки, потовые железы, легкие, желудочно-кишечный тракт и др.).
Вопросы к зачету:
1. Предмет и задачи физиологии и биохимии.
2. Организм как сложная живая система. Физиологические реакции и свойства целостного организма.(из сам. работы)
3. Системные принципы регуляции физиологических функций.
4. Дать понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека
5. Общая физиология ЦНС, функции отделов ЦНС. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы.
6. Особенности проведения возбуждения через нервные центры. Координация деятельности ЦНС.
7. Что такое биоэлектрические явления в живой ткани? Приведите примеры(из сам. работы)
8. Каковы регулирующие функции нервной системы?
9. Принципы рефлекторной теории. (И.М.Сеченов - И.П. Павлов)
10. Физиологические механизмы сна и сновидений. (из сам. работы)
11. Общий план организации и функции сенсорных систем (зрительная, слуховая, двигательная сенсорные системы).
12. Что такое анализаторы? Структура анализатора, примеры анализаторов
13. Закономерности в деятельности анализаторов (на примере любого анализатора)
14. Проанализировать, функции, каких анализаторов совершенствуются в процессе занятий спортом (на примере избранного вида спорта). (из сам. работы)
15. Эндокринная система и ее функции.
16. Нервная регуляция. Взаимосвязь гуморальной и нервной регуляции
17. Заболевания, возникающие при гипер- и гипофункции желез внутренней секреции. (из сам. работы)
18. Гуморальная регуляция функций организма человека.
19. Биологически активные вещества как факторы гуморальной регуляции.
20. Определение тонуса симпатической и парасимпатической нервной системы по сосудистой реакции кожи на механическое раздражение.
21. Общая характеристика системы крови. Что такое кровообращение?
22. Состав, объём и функции крови.
23. Физико-химические свойства плазмы крови.
24. Свёртывание и переливание крови. Регуляция системы крови.
25. Движение крови по сосудам
26. Сердце и его физиологические свойства.
27. Как определить минутный и систолический объем крови? Как он изменяется при физических нагрузках?
28. Особенности строения, количество и функции клеток крови в покое и физической работе. (из сам. работы)
29. Общая характеристика органов дыхания.
30. Определение физиологических показателей системы органов дыхания
31. Особенности дыхания при физической работе
32. Физиологическая характеристика дыхания.
33. Адаптация системы дыхания к физическим нагрузкам.
34. Особенности дыхания в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления. (из сам. работы)
35. Система органов пищеварения. Регуляция пищеварения
36. Общие закономерности обмена веществ.
37. Обмен веществ и энергии при мышечной работе
38. Что такое аппетит, голод, жажда, насыщение?(из сам. работы)
39. Схема обмена белков, жиров и углеводов в организме человека(из сам. работы)
40. Влияние физических нагрузок на функции пищеварительной системы.
41. Органы выделения, их значение
42. Особенностях функционирования выделительной системы у спортсменов (из сам. работы)
43. Что такое терморегуляция?
44. Роль терморегуляции при физических нагрузках
45. Оценка влияния физических нагрузок на процессы жизнедеятельности организма.