УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 12
Объектовое звено РСЧС.
Организация гражданской обороны на объектах экономики.
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
РАЗДЕЛ III
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ОБЪЕКТАХ ЭКОНОМИКИ
Тема 12: Объектовое звено РСЧС.
Организация гражданской обороны на объектах экономики.
Основные вопросы
Организация гражданской обороны на объектах экономики.
Подготовка сотрудников объекта к действиям в ЧС
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.: ил.
4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
5. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
6. Сборник №3. Библиотечка журнала "Военные знания". М:, 1998. 47 с. С. 3-9.
7. «Гражданская защита», 1999, №8, С 13-16
8. В А Владимиров Современная война и гражданская оборона
4 октября в России отмечают День гражданской обороны.
В настоящее время гражданская оборона является одной из основных частей системы национальной безопасности страны в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
История ГО
1918 г. - защита г. Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Создан штаб ПВО, сеть НП, отряды медицинской помощи, разработали правила поведения при воздушном нападении.
Отправной точкой развития современной системы гражданской обороны в нашей стране считается 2 марта 1918 года – после налета германской авиации на Петроград власти города обратились к его жителям с воззванием «К населению города и его окрестностей», в котором впервые были введены правила при воздушном или химическом нападении противника.
•
• 1932 г. – образована местная противовоздушная оборона СССР.
• 1961 г. – она преобразованав систему Гражданской обороны наряду с решением задач защиты населения и территорий в военное время, занималась вопросами их защиты от ЧС природного и техногенного характера в мирное время.
• 1990 г. - создается Государственная система по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила все органы управления, силы и средства, занимающиеся защитой населения и территорий от ЧС.
• 1992 г. - она была преобразована в Российскую систему предупреждения и действий в ЧС.
• 1995 г. - преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
• В настоящее время РСЧС успешно решает задачи по защите населении и территорий от ЧС природного и техногенного характера, она является важным элементов национальной безопасности страны
А Днем рождения системы гражданской обороны по праву считается 4 октября 1932 года, когда Совет народных комиссаров утвердил «Положение о противовоздушной обороне». В этом же году обучающие программы для инструкторов противовоздушной обороны были интегрированы в единый учебный курс, который сопровождался серьезными учебными пособиями.
1. Организация гражданской обороны на объектах экономики
В федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в Ст. 14 установлены обязанности организаций (объектов) по предупреждению и ликвидации ЧС:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
.
Выполнение этих задач необходимо организовать. И этофункция руководителя предприятия и объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС). Если предприятие небольшое и не имеет опасных производств, то координирующие функции осуществляет лично руководитель объекта или один из его заместителей. Органом управления в таком случае является штаб или отдел (сектор, группа или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. Обязанности органа повседневного управления выполняет дежурно-диспетчерская служба предприятия (объекта).
При создании этих органов следует учитывать, что согласно ФЗ "О гражданской обороне" от 12.02.98г. руководитель объекта по должности является начальником гражданской обороны объекта и несет персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны.
Основными типовыми задачами ОКЧС является (Ст. 11 "Положения о РСЧС", утвержденного Правительством 5.11.95г. № 1113):
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности работы объекта, обеспечению устойчивости его функционирования при возникновении ЧС;
- создание на объекте локальной системы оповещения, поддержание ее в готовности к использованию;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, руководство их ликвидацией и эвакуацией персонала объекта;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также всего остального персонала объекта к действиям при ЧС.
КЧС создается на объекте решением руководителя - начальника ГО объекта. Положение о комиссии и ее состав объявляются приказом. Целесообразно в ее состав включить руководителей служб, ведущих специалистов, юриста и экономиста.
Режимы деятельности ОКЧС такие же как во всей единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В режиме повседневной деятельности продолжается планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экономических бедствий.
В режиме повышенной готовности ОКЧС обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы, контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.
В режиме чрезвычайной ситуации деятельность ОКЧС направлена на непосредственное руководство ликвидацией ЧС и защиту персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей. Содержание основных мероприятий ОКЧС при различных режимах включается в "План действий органов управления, сил и средств объекта по предупреждению и ликвидации ЧС".
Силы и средства по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах экономики сосредоточены в гражданских организациях ГО, представляющих из себя службы и формирования гражданской обороны, которые являются серьезной силой при проведении спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях. В соответствии со Ст.16 "Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС" аварийно-спасательные формирования могут создаваться решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Приказами руководителей объектов определяется их организационная структура, оснащение транспортом, специальной техникой, имуществом и приборами. Организуется обучение по соответствующим программам.
В федеральном законе "О гражданской обороне" (Ст. 17) указываются критерии отбора в гражданские организации ГО: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, П, и III групп, беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до 8 лет, а также женщин со средним или высшим медицинским образованием, имеющих ребенка до 3 лет.
Это - рабочие и служащие предприятия, хорошо знающие территорию, коммунально-энергетические сети, особенности каждого цеха. Им легче ориентироваться в чрезвычайной ситуации, они обучаются на месте работы, знают оборудование, все задвижки и запорные устройства. Они вносят огромный вклад в ликвидацию аварий и катастроф на транспорте, в промышленности.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций созданы следующие формирования:
1. Спасательные группы - 40 чел;
2. Группы разведки и дозиметрического контроля - 12 чел;
3. Звено связи - 7 чел;
4. Аварийно-технические группы - 30 чел;
5. Команды пожаротушения - 25 чел;
6. Группы обеззараживания - 10 чел;
7. Звено по обслуживанию защитных сооружений - 10 чел;
8. Группа обеспечения общественного порядка - 15 чел.
Формирования ГО объектов могут привлекаться в состав сводных спасательных команд, создаваемых на местном уровне.
Одной из важнейших задач объектовой комиссии является подготовка формирований гражданской обороны объекта и всех сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях.