США
Одна из главных особенностей инновационной деятельности в США заключается в том, что государство само стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По оценкам Национального научного фонда США самые эффективные исследовательские центры и венчурные фонды должны в обязательном порядке первые 5 лет полностью или частично финансироваться из средств федерального бюджета. Наиболее эффективные и наукоемкие исследования их правительство финансирует полностью в связи с их сложностью, высоким издержкам, риском и сильной международной конкуренции.
Также в США существует такая практика, при которой они выдают бесплатные лицензии на коммерческое использование изобретений, которые ранее были запатентованы в ходе бюджетных исследований и являются собственностью федерального правительства.
В США сформирована целая государственная инновационная инфраструктура, что само по себе является огромным плюсом. Государство также может создавать целые сети центров распространения инновационных достижений и консультационных центров, которые могут оказывать деловые услуги предприятиям, занимающихся инновационными разработками. Государство выступает агентом рынка инноваций и само способствует его развитию.
Япония
Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) является ключевым государственным органом в Японии, который играет главную роль в определении стратегии развития промышленной отрасли и разработке промышленных НИОКР с последующим внедрением. Управление по науке и технике осуществляет прямой контроль за выполнением конкретных направлений НТП. Вместе с МВТП существует и Японская ассоциация промышленных технологий, которая в освою очень импортирует и экспортирует определенные лицензии. У Японии есть долгосрочная программа научно-технического развития государства, которая включает в себя стимулирование прикладных исследований и закупок зарубежных лицензий. В осуществлении НТП опора делается на крупные корпорации.
|
Германия, Англия, Франция
Вся инновационная политика ЕС опирается на «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», который был принят еще в 1985 году. Главная целью данного документа является ускорение и упрощение процессов, которые будут способствовать воплощению результатов научных исследований в готовых товарах и услугах на внутреннем и внешнем рынках, а также содействием в распространении инновационных разработок по всей территории Евросоюза.
8. Правовое обеспечение инновационной деятельности с точки зрения обеспечения безопасности
Рассмотрим опыт разработки правового обеспечения инновационной деятельности: во время реформ в 1990-х гг. Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации была разработана правовая база, которая определяла основные принципы регулирования НИОКР в России. Регламент организационно-правовых форм деятельности был разработан с учетом международной практики для научных организаций различных форм собственности, также были разработаны нормы социальной поддержки научных сотрудников, договорно-правовая база по международному научно-техническому сотрудничеству.
|
Но, не взирая на большое количество правовых документов, и объявленной еще в 1997 г. Правительством стратегической цели создания ИС, значительного продвижения в данном направлении не наблюдается. Законы и нормативные акты, которые были приняты в различное время, разными органами государственной власти, которые были посвящены научно-исследовательской деятельности, являются только отдельными фрагментами правовой базы для создания и функционирования отечественной инновационной системы. Плохо то, что нет законодательного закрепления отношений государства с наукой и определение ранга конкретной науки в системе стратегических целей национального развития, также не исполняется законодательно закрепленный норматив государственных обязательств по отношению к науке (например, указ еще 1990-х гг. Президента РФ, который гласит о том, что на науку должно выделяться не менее 4% ВВП).
9. Финансовое и материальное обеспечение.
Финансовое и материальное обеспечение инновационной деятельности являются совокупностью компонентов, которые входят в систему ресурсного обеспечения.
К целям ресурсного обеспечения относятся:
1 своевременное снабжение потребителей фирмы нужными видами ресурсов надлежащего качества и количества;
2 улучшение использования ресурсов.
Главным вопросом инновационного менеджмента выступает финансирование инновационной деятельности. Финансовое обеспечение предприятия представляет собой денежные отношения фирмы с другими хозяйственными субъектами и банками в процессе оплаты техническо-научных товаров, работ, выполненных контрагентами, поставок специального оборудования, материалов и необходимых комплектующих изделий, расчетов с учредителями, коллективом работников и госорганами управления. Вся Система финансирования выполняет две основные функции: распределительную и контрольную.
|
Принципы осуществления финансирования:
1. Четкая целевая ориентация системы – ее связь с задачей своевременного и эффективного внедрения современных научно-исследовательских достижений;
2. Обоснованность, логичность и юридическая защищенность необходимых приемов и механизмов;
3. большое количество источников финансирования;
4. широта и комплексность системы, а именно возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических разработок и направлений их использования на практике;
5 адаптивность и гибкость, что подразумевает постоянную настройку не только всей системы финансирования, но и ее взаимосвязанных элементов к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды для поддержания максимальной эффективности.
10. Информационное обеспечение и статистика инноваций.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в РФ регулирует «Положением о государственной системе научно-технической информации», которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.07.1997 г. №950 и статистикой науки и инноваций ОЭСР.
Государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций–юридических лиц вне зависимости от формы их собственности, которые специализируются на сборе и обработке научно-исследовательской информации и взаимодействуют между собой по средствам принятых на себя различных системных обязательств.
Целью создания ГСНТИ является обеспечение формирования и надлежащего использования гос. ресурсов научно-исследовательской информации, их взаимодействие с мировым информационным пространством и содействие созданию рынка информационных товаров и услуг.
Статистика науки и инноваций, которая была основана по инициативе ОЭСР еще в 1989 г., была разработана по международных подходам и стандартам.
Международные стандарты в статистике науки и инноваций представляют собой комплекс рекомендаций, разработанных ведущими международными организациями в таких областях как статистическая наука и инновации, которые обеспечивают методологию их полного описания в условиях рыночной экономики и, которые признаны в качестве международных статистических стандартов. Необходимость стандартизации статистической науки и ликвидации межстрановых различий в ходе учета показателей изначально появилась в ходе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-инновационных коопераций.
Список источников:
1.Курочкин, В. Н. (Вячеслав Николаевич). Правовое обеспечение инновационной деятельности в интересах экономической безопасности России: Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук.
2. Савина Е. Н. Государственное регулирование национальной инновационной системы: автореферат к диссертации – 2010 г.
3. Орешников А. Институциональные аспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем стран Европейского союза // Журнал международного права и международных отношений. — 2006.
4. Дынкин А.А., Грачев М.В., Иванова Н.И. Инновационная экономика. — М.: Наука. 2001; Голиченко О.Г. Национальная инновационная система Российской Федерации.