Лекция 2.
УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Общие аспекты управления.
Управление БЖД - это комплекс управляющих действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на обеспечение безопасности человека в сфере производства и быта как в нормальных, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Управление БЖД имеет правовой, социально-экономический, технический, организационный, медицинский, экологический, психологический и этический аспекты.
1. Правовой аспект заключается в разработке и обязательном выполнении законодательных и нормативных актов.
2. Социально-экономический аспект заключается в целенаправленном финансировании комплекса мер безопасности во всех сферах деятельности человека.
3. Технический - в проектировании и строительстве коммуникаций, внедрении технологий, материалов или проектов, которые ориентированы на сохранение здоровья и безопасности человека.
4. Организационный - в создании аппарата управления, надзора и контроля за безопасностью жизнедеятельности и обеспечении его функционирования на всех уровнях.
5. Медицинский аспект связан с:
¨ комплексной оценкой влияния всех окружающих факторов, трудовой деятельности и сопутствующих им социально-экономических факторов на здоровье человека;
¨ гигиенической регламентацией и государственной регистрацией любых опасных факторов;
¨ профессиональным отбором;
¨ проведением медосмотра, медико-социальной, судо-медицинской и санитарно-гигиенических экспертиз.
6. Экологический аспект заключается в обеспечении благоприятных биологических условий жизни человека и других компонентов биосферы, в уменьшении антропогенного влияния на окружающую среду.
7. Психологический аспект связан с психологическими травмами, нанесенными каждым несчастным случаем, аварией или катастрофой.
8. Этический (моральный) аспект связан со взглядами, представлениями и нормами, которые регулируют безопасное поведение людей.
Управление БЖД должно осуществляться на этапах проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и ликвидации всех народно хозяйственных объектов.
Законодательные основы БЖД.
В Декларации о государственном суверенитете Украины отдельный раздел посвящен экологической безопасности - составной части безопасности жизни человека.
В первой статье Конституции Украины утверждается: “Человек, его жизнь и здоровье определяются на Украине наивысшей социальной ценностью”.
В других статьях провозглашены права граждан на надлежащие безопасные условия труда (ст. 43); на социальную защиту, обеспечения прав в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, утраты кормильца (ст. 46); на охрану здоровья, безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 50).
Одним из первых законов Украины, регулирующих охрану жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, является закон Украины “Об охране труда” (1992). Составной частью этого законодательства является Кодекс законов о труде.
Среди законов, регулирующих безопасность человека во всех сферах его деятельности, следует выделить:
¨ Закон Украины “О пожарной безопасности” (1993);
¨ Закон Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” (1994);
¨ Закон Украины “О дорожном движении” (1993);
¨ Закон Украины “Об охране окружающей Среды” (1991);
¨ Закон Украины “Об охране атмосферного воздуха” (1992);
¨ Закон Украины “ Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”
¨ Закон Украины “ Об экологической экспертизе” и др.
На основе законов разработан ряд кодексов: лесной, водный, о недрах земли и др.
На Украине создан Государственный реестр межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда. Это нормативные акты по вопросам безопасности, гигиены труда и охране окружающей среды, включающие правила, стандарты, положения, инструкции, уставы, списки, международное законодательство и другие нормативные документы.
Ответственность за нарушения.
За нарушение рассмотренных законов виновные привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновных за противоправные действия (нарушение дисциплины, невыполнение обязанностей и т. д.) взыскания в виде выговора или увольнения.
Административная ответственность - разновидность мер государственно-правового влияния на виновных в правонарушении в виде административного взыскания: штрафа, лишения права занятия специальной деятельностью.
Материальная ответственность - разновидность юридической ответственности, предусматривающая выполнение обязанностей юридических или физических лиц в отношении компенсации убытков, причиненных владельцам, гражданам и государству, нарушением требований законодательства в отношении безопасности жизни и здоровья.
Уголовная ответственность реализуется мерами уголовно-правового наказания лиц, виновных в совершении правонарушений с высоким уровнем риска и опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.
В зависимости от тяжести правонарушения и его последствий применяются наказания: исправительные работы, криминальный штраф, лишение права занимать должности, лишение свободы и т. п.
Условия наступления ответственности, мера и степень наказания регулируется КЗоТ, УК Украины и др. нормативными актами.
Органы управления БЖД.
Государственное управление осуществляет:
1) Кабинет Министров Украины;
2) Министерство с чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;
3) Министерство труда и социальной политики;
4) Министерство охраны окружающей природной Среды и ядерной безопасности;
5) Министерство здравоохранения;
6) Министерство внутренних дел;
7) другие министерства и центральные органы государственной исполнительной власти;
8) государственные администрации и органы местного самоуправления.
При Кабинете Министров Украины создан Национальны совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения и Постоянная правительственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Для аварийно-спасательного обслуживания предприятий с вредными и опасными условиями труда созданы отраслевые и региональные профессиональные военизированные аварийно-спасательные формирования (ПВАСФ).
Составной частью системы государственного управления охраной жизни в аварийных и чрезвычайных ситуациях является центральный штаб, территориальные и объектовые подразделения гражданской обороны.
В чрезвычайных ситуациях для спасения людей, ликвидации аварий, стихийных бедствий и их последствий могут привлекаться подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, службы безопасности и Национальной гвардии.
Со сферой государственного управления БЖД связана работа профессиональных союзов и органов жилищно-коммунального хозяйства.