Менеджер по качеству
Менеджер по качеству добивается от компании идеальной управляемости и соответствия её работы принятым стандартам. Менеджер по качеству (Quality Manager) – управленец, отвечающий за создание и поддержание системы, стимулирующей высокое качество продукции или услуг компании.
Особенности профессии
Должность менеджера по качеству может называться по-разному: директор по качеству, заместитель директора по качеству, начальник отдела качества. Но во всех вариантах слово «качество» остаётся ключевым.
Разумно было бы предположить, что он занимается техническим контролем: следит, соблюдается ли технология, и хороша ли эта технология сама по себе, соответствует ли она требованиям прочности, санитарным нормам и пр. Это правда, но не вся.
В последнее время тема качества переросла в нечто большее.
«Идеальное управление»
Современный менеджмент качества – это внедрение в компании методов работы, повышающих качество руководства, потому что без этого невозможно добиться и хорошего качества продукции. Иными словами, управление качеством – это не узкий участок работы, а общность нескольких направлений – так называемая система менеджмента качества (Quality System Management (QSM)). Конечно, в эту систему входит и контроль качества продукции как таковой. Но кроме этого она включает участие в разработке товара / услуги, маркетинг, работу с поставщиками, бесперебойную работу складов, организацию продаж, поддержку потребителей (гарантии, техподдержка, консультации), технику безопасности на производстве, безопасность для окружающей среды и многие другие.
Менеджер по качеству отвечает за то, чтобы все процессы на предприятии были отлажены и «смазаны», и каждый сотрудник отвечал за качество на своём конкретном участке. Для этого сотруднику должно хватать квалификации, а значит, менеджер по качеству следит и за уровнем подготовки нанимаемых специалистов.
|
Чем крупнее корпорация, тем важнее контроль, и менеджер стремится его максимальному качеству.
Менеджер по качеству не управляет всеми сотрудниками, его задача – выстроить оптимальную схему взаимодействия и управления. Как раз для этого он и внедряет СМК, оценивает как она работает, организует мониторинг качества выпускаемой продукции и услуг, разработку внутренних регламентов, взаимодействует с контролирующими и консультирующими организациями, организует процесс сертификации. В этом ему помогают сотрудники отдела качества.
Знак качества
Даже самое замечательное управление не имеет смысла, если оно не улучшает положения компании на рынке. И это положение напрямую связано с качеством товара и услуг, а также с репутацией компании среди партнёров и потребителей.
Поэтому так важно, чтобы продукция компании была сертифицирована, а качество работы соответствовало стандартам. Причём стандарты бывают отечественные и зарубежные.
Например, отечественным стандартом является ГОСТ РФ(Государственный стандарт Российской Федерации).
Сертификат – это документ, подтверждающий, что продукция или вся организационная система организации соответствует требованиям безопасности и общепринятых регламентов. Своего рода знак качества.
Сертификация может быть обязательной и добровольной. В России обязательной сертификации подлежит выпуск товаров, влияющих на состояние здоровья, окружающей среды, имущества. Например, лекарства, автомобильное топливо, выключатели и регуляторы освещения и пр. Однако современные компании всё чаще стремятся к добровольной сертификации. Почему? Они хотят подтвердить свой высокий уровень, чтобы повысить доверие потребителей, потенциальных партнёров и инвесторов.
|
Чтобы соответствовать тому же ISO, предприятия должна тщательно следовать подробнейшим инструкциям этого стандарта. Сначала нужно выявить собственные огрехи (для этого проводится аудит) и внести коррективы в свою работу. Обычно для облегчения процесса приглашают специалистов по подготовке сертификации ISO. Существует немало фирм, занимающихся этим профессионально.
Когда всё готово, можно приглашать комиссию из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Россстандарт). Эта организация ведает выдачей сертификатов, в том числе международных, в России.
Помимо международных систем оценки качества, имеют значение и отраслевые стандарты. Например, в пищевой промышленности их больше десяти, и они время от времени меняются.
Менеджеру по качеству приходится знакомиться с ними, при необходимости он консультируется с сотрудниками Росстандарта и другими специалистами.
Важные качества
Профессия менеджер по качеству требует от человека лидерских качеств, хорошего интеллекта, аналитических способностей, цепкой памяти, ответственности, умения налаживать контакт с людьми независимо от их положения.
|
Знания и навыки
Менеджер по качеству должен хорошо понимать бизнес-процессы отрасли, в которой он работает, представлять особенности и проблемы производства (или оказания услуг), знать законы, регулирующие отрасль, знать основные требования стандартов, уметь соотносить требования отечественной и зарубежной стандартизации, проводить внутренний аудит деятельности компании.
Quality manager
The quality manager tries to obtain from the company of ideal controllability and compliance of her work to the adopted standards. Quality Manager– the manager who is responsible for creation and maintenance of the system stimulating high quality of production or company services.
Features of a profession
The position of the manager on quality can be called differently: director of quality, deputy director for quality, head of quality. But in all options the word "quality" remains key.
It would be reasonable to assume that he is engaged in technical control: watches whether the technology is observed, and whether this technology in itself is good, whether she conforms to requirements of durability, sanitary standards and so forth. It is the truth, but not all.
Recently the subject of quality has developed into something bigger.
"Ideal management"
Modern quality management is an introduction in the company of the methods of work increasing quality of the management because without it it is impossible to achieve also high quality production. In other words, quality management is not the narrow site of work, but community of several directions – a so-called Quality System Management (QSM). Of course, this system includes also quality control of production per se. But besides she includes participation in development of goods / service, marketing, work with suppliers, trouble-free operation of warehouses, the organization of sales, support of consumers (guarantees, technical support, consultations), safety measures on production, safety for the environment and many other.
The quality manager is responsible for that all processes at the enterprise have been debugged and "greased", and each employee was responsible for quality on the concrete site. For this purpose qualification has to be enough for the employee, so, the quality manager watches also level of training of the employed experts.
The larger the Corporation, the more important the control, and the Manager is committed to the maximum quality.
The quality Manager is not managing all staff, its mission is to build an optimal scheme of interaction and management. Just for this he introduces the QMS evaluates how it works, organization of monitoring of quality of products and services, development of internal regulations, interacting with regulatory authorities and consulting organizations, organizes the certification process. It helps the quality Department employees.
A sign of quality
Even the most wonderful office has no meaning if it does not improve the company's position in the market. And this situation is directly related to the quality of goods and services, as well as with the company's reputation among partners and customers.
It is therefore important that the company's products have been certified, and the quality of the work met the standards. The standards are domestic and foreign. For example, the domestic standard is the Russian GOST(State standard of the Russian Federation).
The certificate is a document confirming that the products, or the entire institutional system of the organization conforms to safety standards and common regulations. A kind of quality mark.
Certification may be mandatory and voluntary. In Russia obligatory certification shall be subject to the production of goods affecting health, environment, property. For example, medicines, motor fuel, switches and lighting controls, etc. However, modern companies increasingly seek voluntary certification. Why? They want to confirm its high level in order to increase the confidence of consumers, potential partners and investors.
To meet the same ISO, the enterprises need to carefully follow the detailed instructions of this standard. First you need to identify their own flaws (audited) and to make adjustments to their work. Usually to facilitate the process invited experts in the preparation of the ISO certification. There are many companies who do this professionally.
When everything is ready, you can invite a Commission of the Federal Agency for technical regulation and Metrology (Rosstandart). This organization is responsible for issuing certificates, including international ones, in Russia.
In addition to international systems of quality assessment, has value and industry standards. For example, in the food industry there are more than ten, and they change from time to time.
The quality Manager had to meet with them when necessary, he consults with staff of Rosstandart and other experts.
Important qualities
The profession the quality manager demands from the person of leadership skills, good intelligence, analytical skills, tenacious memory, responsibility, ability to come into contact with people irrespective of their situation.
Knowledge and skills
The quality manager has to understand well business processes of branch in which he works, to represent features and problems of production (or rendering services), to know the laws regulating branch, to know the main requirements of standards, to be able to correlate requirements of domestic and foreign standardization, to book internal audit of activity of the company.