На рис. 194 показан дизель 6ДКРН 74/160-2. Стойки А-образной формы остова и фундаментная рама выполнены стальными сварными. Отсеки картера с боковых сторон двигателя закрыты стальными съемными щитами со смотровыми люками и предохранительными клапанами. Цилиндры чугунные, соединены болтами в две секции, между которыми размещен приводной отсек. Блок цилиндров крепится на верхней части А-образных стоек. Цилиндровые втулки из легированного чугуна, каждая втулка имеет продувочные окна с тангенциальным их размещением в горизонтальной плоскости. Смазка цилиндровых втулок осуществляется лубрикатором через шариковые невозвратные клапаны.
В двигателе применен газотурбинный импульсный наддув с одноступенчатым сжатием и последующим охлаждением сжатого продувочного воздуха в трубчатых воздухоохладителях. Поршень составной: головка их хромомолибденовой стали и короткая нижняя часть из чугуна, которая закрепляется между штоком и головкой. Поршень охлаждается маслом. Крышка цилиндра литая из хромомолибденовой стали. В крышках цилиндров расположен выпускной клапан. Коленчатый вал составной. Полые рамовые и кривошипные шейки из углеродистой стали, щеки излитой стали, некоторые щеки отлиты вместе с противовесами. Крейцкопф двусторонний.
Топливные насосы высокого давления сдвоенные золотникового типа с регулированием по концу подачи топлива. Топливоподкачивающие насосы двухплунжерные. Топливные форсунки (по две на цилиндр) со щелевыми фильтрами высокого давления и охлаждением дизельным топливом. Топливные насосы приводятся от кулачковых шайб второго распределительного вала. Система охлаждения цилиндров замкнутая, дизель охлаждается пресной водой, допустимая температура воды на выходе из двигателя 338° К. Насосы забортной и пресной воды имеют индивидуальный электропривод. Система смазки циркуляционная, отдельная для двигателя и отдельная для подшипников газотурбонагнетателя.
|
Пуск двигателя осуществляется сжатым воздухом давлением до 3,0 Мн/м2; пусковые золотники приводятся в действие от шайб переднего или заднего хода в зависимости от того, на какой ход работает двигатель. Изменение направления вращения коленчатого вала осуществляется после реверсирования воздухораспределителя автоматически, в пусковые периоды — проворачиванием коленчатого вала относительно застопоренных распределительных валов топливных насосов и привода выпускных клапанов.
Расчёт рабочего цикла
Наименование величины | Условное обозначение | Значение | Единицы измерения |
Номинальная цилиндровая мощность | Nец | кВт | |
Частота вращения КЛВ | n | Об/мин. | |
Перепад давления на воздухоохладителях | ∆Px | Па | |
Барометрическое давление | Po | 1.013*105 | Па |
Температура в МО | to | °С | |
Температура ЗВ | tзв | °С | |
Степень сжатия | Ԑ | 11,1 | - |
Давление продувочного воздуха в ресивере | Ps | 1.98 | МПа |
Перепад давления на фильтрах (ТК) | ∆Pф | Па | |
Газовая постоянная | R | Дж/кг | |
Температура выпускных газов | Тг | К | |
ѱs | 0.09 | - | |
nк | 1.6 | - | |
n1 | 1.373 | - | |
n2 | 1.283 | - | |
∆t | К | ||
d | 0.01 | - | |
Степень повышения давления | λ | 1.2 | - |
z | - | ||
α | - | ||
Коэффициент использования теплоты к моменту начала расширения | ξz | 0.8 | - |
φскр | 0,970 | - | |
φа | 1.6 | - | |
µb | 28.97 | - | |
Cгpm | 1.06 | - | |
ηm | 0.9 | - | |
ξг | 0.98 | - | |
qг | 0.45 | - | |
γг | 0.07 | - | |
Ход поршня | S | см | |
Диаметр цилиндра | D | см | |
Топливо | Q(теплота) | Дж | |
C(углерод) | 0.87 | % | |
H(водород) | 0.115 | % | |
S(сера) | 0.4 | % | |
O(кислород) | 0.006 | % |
|
Процесс впуска:
1. Давление воздуха на входе в компрессор:
P0ˊ = P0 - ∆Pф
P0ˊ = 1.013×105 – 392 = 100908 Па
2. Давление воздуха после компрессора:
Pк = Ps + ∆Px
Pк = 198000 + 1962 = 199692 Па
3. Степень повышения давления:
πк = Pк / P0ˊ
πк = 199692 / 100908 = 1.98162
4. Давление в цилиндре в конце процесса наполнения:
Pa = 0.96 × Ps
Pa = 0.96×198000 = 190080 Па
5. Температура воздуха после компрессора:
Тк = Т0ˊ × πк(nk-1)/nk
Тк = 298×1.98162(1.6-1)/1.6 = 385.1225 К
Т0ˊ= 273 + to = 273+25 = 298°С
6. Температура воздуха в ресивере:
Ts = 273 + tзв + 20
Ts = 273+20+20 = 313 К
7. Степень охлаждения воздуха:
= 0.8278
8. Температура воздуха в рабочем цилиндре с учётом подогрева:
Tsˊ = Ts + ∆t
Tsˊ = 313+10 = 323 К
9. Температура смеси воздуха и остаточных газов:
= 354.2056
10. Коэффициент наполнения:
= 0.8713
11. Коэффициент наполнения (условный):
= 0.7929
12. Рабочий объём цилиндра:
= 0.68813 м3
13. Плотность надувочного воздуха:
= 2.2014
14. Заряд воздуха отнесённый к полному рабочему объёму цилиндра:
= 1.1835
Процесс сжатия:
1. Давление в цилиндре в конце сжатия:
= 5178033 Па
2. Температура воздуха в конце сжатия:
= 869.2824 К
Процесс сгорания:
1. Максимальное давление сгорания:
= 621363.6 Па
2. Количество воздуха для сгорания 1кг. топлива:
= 0.5408
3. Средняя молярная теплоёмкость воздуха:
|
= 21.4432
4. Теоретический коэффициент молекулярного изменения:
= 1.0267
5. Коэффициент молекулярного изменения:
= 1.025
6. Средняя молярная изобарная теплоёмкость:
= 33.1368
7. Температура в конце сжатия:
Процесс расширения:
1. Степень предварительного расширения:
= 1,592
2. Степень последующего расширения:
= 6,97236
3. Давление в конце расширения:
= 561360,51791 Па
4. Температура в конце расширения:
= 935,21611 К
Параметры газа в выпускном тракте:
1. Среднее давление за выпускными органами:
= 174240 Па
2. Среднее давление газов перед ГТН:
= 170155,2 Па
3. Средняя температура газов перед ГТН:
= 29,5108
= 490,93482 К
Энергетические и экономические показатели:
1. Среднее индикаторное давление теоретического цикла:
= 1013020,63516 Па
2. Среднее индикаторное давление действительного цикла:
= 894192.754 Па
3. Индикаторная мощность:
= 10028235.81881
4. Среднее эффективное давление:
= 804773,4786 Па
5. Эффективная мощность:
= 9025412,23693
6. Средний индикаторный расход топлива:
= 0,22456
7. Удельный эффективный расход топлива:
= 0,24951
8. Часовой расход:
= 2251940,6355
9. Цикловая подача топлива:
= 326,3682
10. Индикатор КПД:
= 0,36476
11. Эффект КПД:
= 0,32828
Построение индикаторной диаграммы.
1 кг/см2 = 2 мм. → 1 Па = 0,0000204 мм.
m = 0,0000204
Va = 120 мм.
Vc = Va: ε = 120: 11.1 = 10.810 мм.
= = 119,989 мм.
Vz = ρ Vc = 1.592 10.81 = 17.21 мм.
Vsˊ= Va – Vc = 120 – 10.81 = 109.19 мм.
Vh = Vs - Vsˊ = 119.989 – 109.19 = 10.799 мм.
f = Vs + Vc = 130.799 мм.
Pz = 6213639.6 0.0000204 = 126.76 мм.
Pc = 5178033 0.0000204 = 105.63 мм.
a = Pa m = 190080 0.0000204 = 3.877 мм.
b = = 561360.51791 0.0000204 = 11.4517 мм.
ε | V=Va: ε | мм. |
120: 1 | ||
1,25 | 120: 1.25 | |
1,5 | 120: 1.5 | |
120: 2 | ||
120: 3 | ||
120: 4 | ||
5,5 | 120: 5.5 | 21.81 |
6,5 | 120: 6.5 | 18.4615 |
120: 7 | 17.1428 | |
120: 10 |
ε | p = Pa m [мм.] |
1,25 | 5,2677 |
1,5 | 6,7661 |
10,0434 | |
17,5248 | |
26,0132 | |
5,5 | 40,2795 |
6,5 | 50,6636 |
56,09 | |
91,5306 |
Политропа сжатия:
Отсюда:
p = Pa m
ε | p = m [мм.] |
1,25 | 15,2478 |
1,5 | 19,2662 |
27,8672 | |
46,8833 | |
67,81 | |
5,5 | 102,037 |
6,5 | 126,427 |
Политропа расширения:
Отсюда:
p = m
F – площадь индикаторной диаграммы
Vs – длина диаграммы (соответствует рабочему ходу поршня)
m – масштаб ординат диаграммы
= 1049932,84 Па
Прочностной расчёт
Расчет поршня.
Таблица 2. Конструктивные соотношения элементов поршня, поршневых пальцев и колец.
Параметр и формула | Числовое значение [м] |
Толщина днища поршня (δ) 0,12D | 0.088 |
Зазор между тронком и втулкой цилиндра (D-D1) 0,001D | 0.00074 |
Длина поршня, L (0,45)D | 1.073 |
Длина тронковой части Lт (1.2)S | 1.96 |
Зазор между цилиндром и головкой поршня (D-D2) (0,009)D | 0.00666 |
Расстояние С от верхней кромки поршня до первого кольца (С~δ) | 0.088 |
Расстояние от нижней кромки тронка до оси поршневого пальца L1 0,75D | 0.555 |
Толщина стенки головки поршня S4 0,065D | 0.481 |
Толщина стенки тронка, S1 0,5S4 | 0.37 |
Число уплотнительных колец | |
Радиальная толщина кольца, b 0,04D | 0.0296 |
Высота кольца, h 1b | 0.0296 |
Ширина перемычки между канавками, h1 | 0.0296 |
Диаметральный зазор между кольцом и канавкой поршня, S2 | 0.0005 |
Тепловой зазор на высоте кольца, S3 | 0.0001 |
Число маслосъемных колец | |
Диаметр поршневого пальца, d 0,5D | 0.37 |
Диаметр внутреннего отверстия пальца, d0 0,7d | 0.259 |
Длина пальца, l 0,40D | 0.296 |
Расстояние между внутренними торцами бобышек. l1 0,45D | 0.333 |
Длина опорной поверхности в бобышке, lб 0,27D | 0.1998 |
Расстояние между центрами бобышек | 0.5328 |
D – диаметр цилиндра S – ход поршня |
После конструктивного определения толщины днища поршня находим рабочее напряжение изгиба от совместного действия механических и тепловых нагрузок
= 86,85 МПа
где:
Pz – максимальное давление цикла = 62 МПа
- диаметр заделки днища = 0,25234 м
δ – толщина днища поршня = 0,088 м
= D2 – S4
[σи] = 100МПа,
[σи] ≥ σи
Условие прочности соблюдено.
Проверяем длину тронка (Lт) на допускаемое удельное давление
= 0,15 МПа
= 2,672 МН
[Pт]=0,35Мпа
Условие работоспособности соблюдено.
После определения размеров бобышек, проверяем их на допустимое удельное давление:
= 18,07 МПа
[P]=40МПа
Условие работоспособности соблюдено.
После определения по таблице размеров кольца, проверяем его на изгиб:
= 109,46 МПа
где: D – диаметр цилиндра, м
b – толщина кольца, м
Р – удельное давление кольца на стенку рабочей втулки, вызванное силами упругости, МПа =0,045МПа
[σиз] = 150МПа
[σиз] ≥ σиз
Условие прочности соблюдено.
После определения размеров поршневого пальца, рассчитываем его на изгиб как двухопорную балку:
= 0,569 МН
Момент сопротивления сечения:
= 0.00549 м3
Напряжение изгиба в пальце:
= 103,645 Па
[σиз]=120МПа
Условие работоспособности соблюдено.
Проверяем принятые размеры на не выдавливание смазки из головного подшипника:
= 50 МПа ≤ к
к - от 20 до 50.
Расчет коленчатого вала
Расчеты коленчатых валов показывают, что наиболее напряжены галтели сопряжения щек с шейками. Запасы прочности в этих местах имеют обычно минимальное значение. Однако, указанные напряжения не могут быть уменьшены только за счет увеличения радиуса галтелей.
Произведем поверочный расчет коленчатого вала дизеля с однорядным расположением цилиндров по формулам Российского Речного Регистра.
Эскиз коленчатого вала- приложение, рисунок 7.
Таблица 5. Конструктивные соотношения коленчатого вала.
Параметр и расчетная формула | Значение [м] |
Расстояние между серединами рамовых шеек, L (1,7D) | 1.258 |
Диаметр шейки кривошипа, dk (0,7D) | 0.518 |
Диаметр рамовой шейки, dp (0,7D) | 0.518 |
Диаметр сверления в шейке, d0 (0,4d) | 12.88 |
Длина шейки кривошипа, l1 (1dk) | 0.518 |
Длина рамовой шейки, l (0,35dp) | 0.1813 |
Толщина шейки кривошипа, h (0,35D) | 0.259 |
Ширина шейки кривошипа, b (1D) | 0.74 |
Радиус галтели, r (0,07d) | 2.254 |
d – диаметр рамовых и кривошипных шеек из расчета по формуле Регистра D – диаметр цилиндра |
Диаметр шеек коленчатого вала, согласно формул Регистра должен быть не менее:
= 32,2 м. 0,3749
где: К – коэффициент
= 0,7937
а – коэффициент = 1
Rm – временное сопротивление материала при растяжении, 780 МПа
D – диаметр цилиндра, 0,74 м
А=1 – коэффициент
В=1 – коэффициент
Рz – давление сгорания, 62 МПа
L – расстояние между серединами коренных шеек
φ=5,95 - коэффициент (по таблице)
t – коэффициент, t=0,85+0,75Рi=1,51
Pi=0,88МПа – среднее индикаторное давление
S- ход поршня, 1.6 м
Диаметры шеек коленчатого вала, полученные по формуле Регистра, проверяем на максимально допустимое удельное давление (на 1м2 проекции шейки) по формулам:
1. Для кривошипных шеек
= 9,96 МПа
2. Для рамовых шеек
= 17,78 МПа
где:
Рzi – максимальная сила давления газов, МН
dk – диаметр шейки кривошипа
dp – диаметр рамовой шейки, 0,288м
l1 - длина шейки кривошипа, 0,297м
l – длина рамовой шейки, 0,144м
m – коэффициент, учитывающий влияние наиболее нагруженного соседнего кривошипа, m=1,25
[Kmax]=18 МПа – условие прочности соблюдено.