Рассмотрим типы поведения детей.




Типы поведения подростков и их характеристика

(По материалам книги С.В. Кривцовой Учитель и проблемы дисциплины Серия "Психолог в школе" «Генезис», 2004.https://nkozlov.ru/library/psychology/psychology2/)

Внутренняя свобода и «плохое» поведение

Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы. Свободная личность — это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка.

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность — нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Партнерские отношения с подростками избавляют педагога от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах: - ребенок всегда выбирает поведение, педагог помогает сделать выбор осознанным; - свобода выбора — это готовность самому отвечать за его последствия.

Три основных закона поведения

1-й закон: Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2-й закон: Любое поведение ребят подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к общей жизни коллектива.

3-й закон: Нарушая дисциплину, подросток осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

· привлечение внимания

· власть

· месть

· избегание неудачи.

В процессе коллективной жизни базовая потребность подростка — ощущать себя причастным к данной общности — воплощается в три частные цели:

· ощущать свою интеллектуальную состоятельность,

· строить и поддерживать приемлемые отношения (коммуникативная состоятельность),

· вносить свой особый вклад в жизнь коллектива (состоятельность в деятельности).

Ребята пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что педагог называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».

Как правило, на предпочтение ребенком приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:

· качество отношений между ним и педагогом;

· атмосфера в коллективе - поддерживающая или, наоборот, деструктивная;

· соответствующая этому структура детского коллектива.

Рассмотрим типы поведения детей.

Привлечение внимания — некоторые подростки выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая педагогу вести работу, а ребятам — понимать требования и действовать.

Власть — некоторые подростки «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над педагогом, над всем коллективом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в порядок.

Месть — для некоторых подростков главной целью их присутствия в коллективе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как педагогу, так и кому-то из ребят или всему миру.

Избегание неудачи — некоторые ребята так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям педагога, или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Педагогу необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ребенка, чтобы правильно строить свое собственное поведение.

Избегайте субъективных оценок. Описания, в которых фигурируют слова «невозможный»; «рассеянный», «инфантильный», «необщительный», «взрывной», — это оценки обиженных педагогов. Они впечатляют больше, чем само поведение. В них столько личного, привнесенного, что создается впечатление, будто искупить вину за свое поведение нарушитель не сможет никогда. Так, например, педагог называядевочку неуправляемой, скорее описывает свои неудавшиеся попытки изменить ее поведение. «Неуправляемая» — обобщенный негативный ярлык, который больше говорит об уровне воспитателя, чем о том, что действительно делает эта девочка. Характеризуя подростка подобным образом, вы как бы даете ему разрешение вести себя именно так. Вы ожидаете неуправляемости, и дети ведут себя в соответствии с вашими ожиданиями.

 

Таблица 1. Мотивы «плохого» поведения

  Привлечение внимания Власть Месть Избег неудач
Социальные причины     Эмоциональная холодность роди-телей, внимание уделяется «пло-хому», а не хоро-шему поведению Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе   Слишком высокие требования родителей и учителей  
Сильные стороны поведения Потребность в контакте с педагогом Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя от боли Нет
Эмоции педагога     Раздражение, негодование     Гнев, негодование, может быть, страх     Обида, боль, опустошение, негодование и страх Профессиональная беспомощность    
Желания педагога     Сделать замечание     Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Реакции ребенка   Временно прекращают выходку     Прекращают выходку, когда решат сами     Прекращают выходку, когда решат сами   Попадают в зависимость от педагога, продолжают ничего не делать
Способы профилактики   Учить детей просить внима-ния приемлемы-ми способами.оказывать внима-ние за хорошее поведение Уходить от конфронтации.отдавать часть своих организационных функций   Строить отношения с ребенком по принципу заботы о нем Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: