Класс 04.03
Учебные цели: устанавливать хронологическую последовательность событий; показывать на карте независимые государства в Латинской Америке; давать характеристику революционным и национально-освободительным движениям в регионе; характеризовать роль национально-освободительной борьбы в модернизации латиноамериканского континента; применять и объяснять на примерах термины и понятия.
ХОД УРОКА
Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа на повторение устно
1. Какие народы населяли Латинскую Америку до появления здесь европейцев? Чем они занимались?
2. Кто и с какой целью участвовал в захвате латиноамериканских земель?
3. Почему сравнительно небольшим отрядам колонизаторов удалось завоевать и покорить себе местные цивилизации'?
4. Почему Испания и Португалия за короткое время превратились в крупные колониальные империи?
Рассказ учителя
Латинская Америка-часть континента, лежащая к югу от границы между США с Мексикой. Название регион получил из-за преобладания там испанского и португальского языков, которые возникли на основе латинского языка.
Страны Латинской Америки обрели независимость в первой четверти XIX в. в результате вооруженной национально-освободительной борьбы против Испании во главе с выдающимися предводителями Хосе Сан-Мартином, Симоном Боливаром, Агустином Итурбидом. Испания сохранила власть только над Кубой и Пуэрто-Рико. В 1816 г. в результате антииспанского восстания провозглашена независимость Аргентины, в 1824 г. — Мексики, в 1825 г. — верхнего Перу (Боливия), в 1832 г.-появляется независимая Республика Новая Гранада (Колумбия) и др.
Победе народов Латинской Америки способствовала ситуация, сложившаяся в Европе. Великие европейские державы направили все усилия на борьбу с Наполеоном и революционными выступлениями 1820-х годов.
Также весомым фактором стала позиция США. В 1823 г. президент США Джеймс Монро заявил, что американцы, отказавшись от вмешательства в дела Европы, имеют право требовать невмешательства европейцев в дела Америки.
Доминирующее положение в политической и экономической жизни независимых стран занимали группировки крупных землевладельцев-латифундистов, потомков испанских и португальских дворян-колонизаторов, которые использовали труд безземельных крестьян (преимущественно индейцев) и негров-рабов. (Рабство, в частности в Бразилии, существовало до конца XIX в.)
После обретения независимости латиноамериканские страны, кроме Бразилии, были провозглашены республиками. Бразилия стала республикой лишь в 1889 году. Полнота власти в государствах принадлежала вождям (каудилио), которые опирались на армию и латифундистов. При этом в странах формально сохранялись конституции, представительные органы (парламенты), имитировалось проведение выборов. Такое положение предопределяло слабость государственной власти. Многочисленные военные перевороты, гражданские войны, установление личных диктатур стали характерной чертой политической жизни в Латинской Америке. Начались войны, в результате которых распалась большая Колумбия и Соединенные Провинции Центральной Америки.
Сельское хозяйство стран имело монокультурный характер. В Аргентине преобладало производство мяса и зерна, в Бразилии и Колумбии — кофе, на Кубе — сахара и табака, в центральноамериканских странах — тропических фруктов, что дало основания называть последние «банановыми республиками».
Сочетание политического суверенитета и экономической зависимости стало важной особенностью развития стран региона.
Составление таблицы поп.26 и прочитанному материалу
страна | событие |
Проверка знаний и умений
Экспресс-тестирование
1. Страны Латинской Америки освободились от колониальной зависимости:
А в конце XVIII в.;
Б в начале XIX в.;
В середине XIX в.;
Г в конце XIX в.
2. "Доктрина Монро" была провозглашена в:
А 1823 г.;
Б 1848.;
В 1870 г.;
Г 1889 г.
3. Какая из стран Латинской Америки была провозглашена империей?
А Венесуэла;
Б Аргентина;
В Бразилия;
Г Мексика.
4. В результате испано-американской войны Испания потеряла:
А Мексику;
Б Панаму и Коста-Рико;
В Кубу и Пуэто-Рико;
Г Тринидад и Тобаго.
5. Какая война между странами Латинской Америки была самой кровавой?
А Аргентино-бразильская;
Б парагвайская;
В испано-американская;
Г «селитры».
6. Строительство Панамского канала было завершено в:
А 1898 г.;
Б 1904 г.;
В 1910 г.;
Г 1914 г.
7. Господствующее положение в странах Латинской Америки имели:
А рабы;
Б латифундисты;
В фермеры;
Г.
8. Какая из приведенных стран не имела колоний в Латинской Америке?
А Нидерланды;
Б Испания;
В Дания;
Г Бельгия.
9. «Банановыми республиками» называли страны:
А Северной Америки;
Б Африки;
В Центральной Америки;
Г Южной Америки.
10. Производство табака и сахара преобладало в сельском хозяйстве:
А Бразилии;
Б Колумбии;
В Панамы;
Г Кубы.
11. В странах Латинской Америки после обретения независимости по форме государства преобладала:
А конституционная монархия;
Б Республика;
В империя;
Г дуалистическая монархия.
12. Во второй половине XIX века. страны Южной Америки находились под влиянием:
А Испании;
Б Португалии;
В Великобритании;
Г Франции.
Домашнее задание
1. Проработать текст параграфа 26, выучить новые исторические понятия и даты.
2. Завершить составление таблицы
3. Составить исторические портреты Хосе Сан-Мартина и Симона Боливара.