Конспект урока всеобщей истории по теме «ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ».




Класс 04.03

Учебные цели: устанавливать хронологическую последовательность событий; показывать на карте независимые государства в Латинской Америке; давать характеристику революционным и национально-освободительным движениям в регионе; характеризовать роль национально-освободительной борьбы в модернизации латиноамериканского континента; применять и объяснять на примерах термины и понятия.

 

ХОД УРОКА

 

Актуализация опорных знаний учащихся

 

Беседа на повторение устно

 

1. Какие народы населяли Латинскую Америку до появления здесь европейцев? Чем они занимались?

2. Кто и с какой целью участвовал в захвате латиноамериканских земель?

3. Почему сравнительно небольшим отрядам колонизаторов удалось завоевать и покорить себе местные цивилизации'?

4. Почему Испания и Португалия за короткое время превратились в крупные колониальные империи?

Рассказ учителя

 

Латинская Америка-часть континента, лежащая к югу от границы между США с Мексикой. Название регион получил из-за преобладания там испанского и португальского языков, которые возникли на основе латинского языка.

 

Страны Латинской Америки обрели независимость в первой четверти XIX в. в результате вооруженной национально-освободительной борьбы против Испании во главе с выдающимися предводителями Хосе Сан-Мартином, Симоном Боливаром, Агустином Итурбидом. Испания сохранила власть только над Кубой и Пуэрто-Рико. В 1816 г. в результате антииспанского восстания провозглашена независимость Аргентины, в 1824 г. — Мексики, в 1825 г. — верхнего Перу (Боливия), в 1832 г.-появляется независимая Республика Новая Гранада (Колумбия) и др.

 

Победе народов Латинской Америки способствовала ситуация, сложившаяся в Европе. Великие европейские державы направили все усилия на борьбу с Наполеоном и революционными выступлениями 1820-х годов.

 

Также весомым фактором стала позиция США. В 1823 г. президент США Джеймс Монро заявил, что американцы, отказавшись от вмешательства в дела Европы, имеют право требовать невмешательства европейцев в дела Америки.

 

Доминирующее положение в политической и экономической жизни независимых стран занимали группировки крупных землевладельцев-латифундистов, потомков испанских и португальских дворян-колонизаторов, которые использовали труд безземельных крестьян (преимущественно индейцев) и негров-рабов. (Рабство, в частности в Бразилии, существовало до конца XIX в.)

 

После обретения независимости латиноамериканские страны, кроме Бразилии, были провозглашены республиками. Бразилия стала республикой лишь в 1889 году. Полнота власти в государствах принадлежала вождям (каудилио), которые опирались на армию и латифундистов. При этом в странах формально сохранялись конституции, представительные органы (парламенты), имитировалось проведение выборов. Такое положение предопределяло слабость государственной власти. Многочисленные военные перевороты, гражданские войны, установление личных диктатур стали характерной чертой политической жизни в Латинской Америке. Начались войны, в результате которых распалась большая Колумбия и Соединенные Провинции Центральной Америки.

 

Сельское хозяйство стран имело монокультурный характер. В Аргентине преобладало производство мяса и зерна, в Бразилии и Колумбии — кофе, на Кубе — сахара и табака, в центральноамериканских странах — тропических фруктов, что дало основания называть последние «банановыми республиками».

 

Сочетание политического суверенитета и экономической зависимости стало важной особенностью развития стран региона.

 

Составление таблицы поп.26 и прочитанному материалу

 

страна событие
   

 

Проверка знаний и умений

 

Экспресс-тестирование

 

1. Страны Латинской Америки освободились от колониальной зависимости:

 

А в конце XVIII в.;

Б в начале XIX в.;

В середине XIX в.;

Г в конце XIX в.

2. "Доктрина Монро" была провозглашена в:

 

А 1823 г.;

Б 1848.;

В 1870 г.;

Г 1889 г.

3. Какая из стран Латинской Америки была провозглашена империей?

 

А Венесуэла;

Б Аргентина;

В Бразилия;

Г Мексика.

4. В результате испано-американской войны Испания потеряла:

 

А Мексику;

Б Панаму и Коста-Рико;

В Кубу и Пуэто-Рико;

Г Тринидад и Тобаго.

5. Какая война между странами Латинской Америки была самой кровавой?

 

А Аргентино-бразильская;

Б парагвайская;

В испано-американская;

Г «селитры».

6. Строительство Панамского канала было завершено в:

 

А 1898 г.;

Б 1904 г.;

В 1910 г.;

Г 1914 г.

7. Господствующее положение в странах Латинской Америки имели:

 

А рабы;

Б латифундисты;

В фермеры;

Г.

8. Какая из приведенных стран не имела колоний в Латинской Америке?

 

А Нидерланды;

Б Испания;

В Дания;

Г Бельгия.

9. «Банановыми республиками» называли страны:

 

А Северной Америки;

Б Африки;

В Центральной Америки;

Г Южной Америки.

10. Производство табака и сахара преобладало в сельском хозяйстве:

 

А Бразилии;

Б Колумбии;

В Панамы;

Г Кубы.

11. В странах Латинской Америки после обретения независимости по форме государства преобладала:

 

А конституционная монархия;

Б Республика;

В империя;

Г дуалистическая монархия.

12. Во второй половине XIX века. страны Южной Америки находились под влиянием:

 

А Испании;

Б Португалии;

В Великобритании;

Г Франции.

 

Домашнее задание

 

1. Проработать текст параграфа 26, выучить новые исторические понятия и даты.

 

2. Завершить составление таблицы

 

3. Составить исторические портреты Хосе Сан-Мартина и Симона Боливара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: