Проверка знаний теоретического материала
Тестирование по теме «Структура сообщества»
· 1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:
o а) экосистему;
o б) биосферу;
o в) сообщество;
o г) агроценоз.
· 2) Примером природной экосистемы служит:
o а) пшеничное поле;
o б) оранжерея;
o в) дубрава;
o г) теплица.
· 3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:
o а) ее изменения;
o б) ее устойчивости;
o в) ее закономерного развития;
o г) конкуренции видов
o 4) Одна из главных причин сокращения разнообразия видов жи-
вотных:
· а) колебания численности растительноядных;
· б) межвидовая борьба;
· в) чрезмерное размножение хищников;
· г) разрушение мест обитания животных.
·
· 5) Почему дубраву считают биогеоценозом?
· а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;
· б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;
· в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;
· г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.
· 6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
o а) березовой рощи;
o б) экваториального леса;
o в) дубравы;
o г) тайги.
·
· 7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:
o а) тропического леса;
o б) степи;
o в) широколиственного леса;
o г) тундры.
·
· 8) Ярусное строение фитоценоза:
o а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;
o б) не имеет никакого значения для растений;
o в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;
|
o г) приводит к уменьшению видового разнообразия.
·
· 9) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:
o а) возрастающее потребление ресурсов;
o б) эволюционное старение видов;
o в) расселение видов в другие экосистемы.
·
· 10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:
o а) видовой состав, видовое разнообразие;
o б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;
o в) экологические взаимодействия организмов.
Практическая работа «Природные ресурсы и рациональное использование
Дайте характеристику природных ресурсов, заполнив таблицу:
Природные ресурсы | Роль и значение в природе | Причины сокращения | Последствия антропогенного воздействия | Меры по охране и рациональному использованию |
Водные ресурсы | Поддержание жизнедеятельности всего живого-растений, животных и человека | Загрязнение вод, рост городов, снижение очищения водоёмов. | Дефицит пресной воды возрастающее загрязнение вод,истощение подземных вод | Создание очистных сооружений, снижение водоёмкости производства, перевод предприятий на замкнутый водооборот, экономное расходование водных ресурсов… |
Почвенные ресурсы | Сохранение влаги и питательных веществ, надежное закрепление корней растений, среда обитания для многих животных | Сельскохозяйственная деятельность, истощение и загрязнение почвы | Почвенная эрозия, осолонцевание переувлажнение и оглеение засоление. | Внедрение почвозащитных севооборотов. Строгое соблюдение агротехники, противоэрозионные лесонасаждения. Мелиорация |
Лесные ресурсы | Предохраняет почву от эрозии, снижает уровень шума, очищает атмосферу, повышение влажности воздуха, регулирует влагу в почве | Использование в качестве топлива, вырубка леса, сокращение и деградация леса вследствие загрязнения воздушной среды | Влияние на насаждение атмосферных загрязнителей, рекреакция, пожары | Борьба с потерями древесины,борьба с лесными пожарами, защита лесов от вредителей и болезней, защита лесов от химических загрязнений |
Домашнее задание
|
Тест по теме «Экологические проблемы»
1.Усилению парникового эффекта в биосфере способствует …
а) появление озоновых дыр в атмосфере
б) опустынивание земель
в) осушение болот
г) развитие промышленности и транспорта
Каковы последствия расширения озоновых дыр?
а) повышение температуры воздуха, частое появление туманов
б) усиление ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
в) понижение температуры и повышение влажности воздуха
г) уменьшение прозрачности атмосферы и снижение интенсивности фотосинтеза
Где находится озоновый слой?
а) в гидросфере
б) в стратосфере
в) в тропосфере
г) в биосфере
Что означает охрана природы?
а) комплекс работ, направленных на охрану окружающей среды от загрязнений
б) сохранение баланса экологических систем
в) чистота окружающей среды
г) охрана биосферы и атмосферы от загрязнения
5. К парниковым газам относят:
а) азот
б) диоксид углерода
в) кислород
г) водород
6. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации …
|
а) кислорода
б) углекислого газа
в) сернистого газа
г) паров воды
7. К глобальным изменениям в биосфере может привести …
а) увеличение численности отдельных видов
б) опустынивание территорий
в) выпадение обильных осадков
г) смена одного сообщества другим
8. «Парниковый эффект» вызывает:
а) похолодание климата
б) образование озоновых дыр
в) потепление климата
г) кислотный дождь
9. Причиной глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать …
а) перевыпас скота на пастбищах
б) вулканическую деятельность
в) сокращение биоразнообразия планеты
г) разливы рек при половодье
10.Глобальные проблемы порождены деятельностью …
а) только развитых стран
б) только развивающихся стран
в) всего человечества в целом
г) только европейских стран