С2 Сочинение-рассуждение
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания. ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Категория наклонения «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
Аргументы
Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18).
Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.
Вывод
Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.
Аргументы.
Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1. Синтаксических – в заданиях В5 (вводные слова, обращения), В7 (сложноподчиненное предложение)
Речевые клише для аргументации.
В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
|
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
В качестве примера можно привести предложение … текста.
Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как …
Это подтверждает вывод о том, что ….
Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как ….
Тематика сочинений С2:
1)Лексика и фразеология
2) Лексика и грамматика
3) Морфология
4) Синтаксис и пунктуация
5) Человек и его язык (речь)
6) Язык и речь
7) Язык художественной литературы.
8) Средства речевой выразительности
Аргументы
Лексикой называют словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».
Разговорная и просторечная лексика
1. Средство речевой характеристики героя:«Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик.
2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
|
Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека.
Устаревшие слова используются для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами. Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности. Для создания комического эффекта, иронии: Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль: Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний. выражают авторскую оценку изображаемого: Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».
Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
Лексика и грамматика
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса словосочетания с разными видами связи;
|
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения; обращения;
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса: разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные),прямая речь, косвенная речь, диалог
Синтаксические средства выразительности: риторические вопросы, риторические, синтаксический параллелизм, анафора, инверсия, парцелляция, многосоюзие/бессоюзие, градация
Аргументы
Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы
Вводные конструкции 1. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др.3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
Обращения и средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка!) Риторические обращения усиливают выразительность текста.
Вопросительные предложения: 1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе?2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению:В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось.Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали. Роль грамматических явлений (пример)
Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.
Морфология
С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса: словосочетания с разными видами связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова и предложения; обращения;
Функции абзаца
Отделение друг от друга на письме реплик диалога;отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения.
Средства выразительности: тропы; синонимы, антонимы, омонимы; фразеологизмы; риторические (стилистические) фигуры речи.
Сочинение по тексту С.Соловейчика
(Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Примеры-аргументы (иллюстрация лексического явления)
Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые снижают пафосный настрой всего текста и дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.
Примеры-аргументы (иллюстрация грамматического явления)
Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.
Выводы.
Эти примеры свидетельствуют о том, что … действительно …
Эти примеры доказывают, что ….
С помощью этих примеров мы доказали, что …