Цель: выявление способности детей к построению речевого высказывания.
Материал: три листа альбома, на каждом из которых изображено семь предметных картинок, карандаш.
Инструкция:
«Переверните страницу альбома. Рассмотрите картинки. Мы с вами будем записывать предложения, но только не буквами, а при помощи картинок. Я вам скажу предложение, а вы подумаете, как каждое слово обозначить картинкой. Надо отметить столько же картинок, сколько слов в этом предложении. Под нужной картинкой вы поставите галочку в кружке».
Первое задание является тренировочным и обсуждается вместе с детьми. Полная инструкция повторяется дважды - перед вводным и основным заданиями.
Для первого, вводного, задания педагог говорит фразу: «Щенка повезли домой».
Для основного задания - «Мальчик ловит рыбу», «Девочка шьет платье».
Предложения надо произносить медленно, с паузами между словами. Каждое предложение, кроме вводного, повторяется только дважды.
«Внимание, я говорю предложение: «Щенка повезли домой» и показываю картинки на каждое слово. Поставим галочку под картинкой, на которой нарисован щенок, затем автобус, потом - дом. Прочитаем – «Щенка повезли домой».
Переверните страницу. Здесь точно такое же задание. Только вы теперь выполняете его. Внимание, я говорю предложение: «Мальчик ловит рыбу».
Переверните страницу. Здесь точно такое же задание и вы тоже выполняете его сами: «Девочка шьет платье».
Физкультурная минутка
Педагог предлагает детям отдохнуть и поиграть.
«Встаньте и подойдите ко мне, сейчас мы поиграем ».
Задание № 5. «Пальчики здороваются»
Цель: выявление уровня развития тонкокоординированных движений рук и пальцев.
|
Инструкция:
«Встанем свободно, так чтобы всем было удобно выполнять движения. Приготовьте для игры ладошки. Будем соединять пальчики сначала у «удобной» руки, у той которой вы держите карандаш, ложку. Покажите большой палец. Вот так (специалист показывает). Соединяем большой палец с указательным, теперь со средним, с безымянным, с мизинчиком. Не торопитесь, будьте внимательны. Теперь сделаем это упражнение другой рукой. Приготовьте пальчики. Покажите большой палец. Соединяем большой палец с указательным, теперь со средним, теперь с безымянным, с мизинчиком. А сейчас соединяем пальчики у двух ладошек: большие с указательными, большие со средними, большие с безымянными, большие с мизинцами.
А теперь сделайте это сами: сначала на одной руке, затем на – другой, а потом - на обеих руках вместе».
Задание № 6. «Игра в мяч»
Цель: выявление способности логически обоснованно и грамматически правильно выстраивать предложение.
Материал: мяч.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем в мяч. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить предложение. Тот, кто поймал мяч, должен закончить мое предложение. Будьте внимательны. Я покажу, как правильно играть. Бросаю мяч Диме: «После весны будет …(лето) – Дима отвечает и возвращает мне мяч».
Начинаем играть по солнышку.
1. «Петя взял зонт потому, что……»
2. «Костю похвалили за- то, что…»
3. «Ребята приготовили клей и бумагу, для того чтобы…»
4. «Таня пришла нарядной в детский сад, потому, что…….»
5. «Мама взяла сумку, для того чтобы…….»
6. «Оля плачет из-за того, что……»
7. «Ваня взял лейку, чтобы »
|
8. «Дети не пошли гулять, так как …»
Педагог предлагает детям вернуться на свои места за столами и продолжить работу с альбомом.
III серия заданий
Задание № 1. «Продолжи узор»
Цель: выявление графомоторной координации и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
Материал: одна страница альбома, заготовленный образец на листе бумаги (формат А3) с образцами двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца линии, не отрывая карандаша от листа бумаги.
Инструкция:
«Откройте следующую страницу альбома. Рассмотрите, что на ней нарисовано. В левом верхнем углу нарисованы два узора. (Специалист показывает на образце место, где расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до края листа. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите – продолжите второй узор (показывает второй узор). Рисовать надо, не отрывая карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать».
Основную часть инструкции можно повторить дважды: «Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до края листа».
«Кто закончил, положите карандаш, чтобы я видела, что вы закончили выполнять задание».
Задание № 2 «Квадрат»
Цель: определение знания геометрических фигур, изучение пространственной ориентировки, на плоскости листа, выявление умений действовать в соответствии с инструкцией взрослого, выявление уровня распределения внимания, концентрированности, сосредоточенности, организованности.
|
Материал: одна страница альбома (та же, что и в предыдущем задании).
Инструкция:
«А теперь продолжим работать на этом листе.
В нижнем левом углу листа нарисован большой квадрат. Рассмотрите квадрат: он разделен на части – маленькие квадраты. В каждом из них мы будем рисовать геометрические фигуры. Возьмите карандаш. Слушайте внимательно.
Найдите середину: средний квадрат; в нем нарисуйте большой круг.
В верхнем левом квадрате нарисуйте маленький треугольник.
В нижнем правом квадрате – большой четырехугольник.
В квадрате над ним – маленький овал.
Слева от круга – маленький четырехугольник.
Под ним нарисуй большой квадрат.
Задание № 3. «Слова»
Цель: оценка уровня звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированности графической деятельности (написания графем), произвольной регуляции собственной деятельности.
Материал: одна страница альбома (та же что и в предыдущем задании), доска и мел (или заготовленный образец на листе бумаги, формат А3).
Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенные рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.
Инструкция:
«А теперь продолжим работать на этом же листе. В нижнем правом углу листа нарисованы квадратики. Найдите и положите правую руку.
А теперь посмотрите на доску. Сейчас я скажу слово, и каждый звук (с помощью буквы) поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечает звуки в квадратах.
В слове ДОМ – три звука: Д, О, М ( вписывает буквы в квадраты ). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков слове. Будьте внимательны!
Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку – вот так (в квадратах на доске стираются буквы - одна или две, а на их место ставятся галочки).
Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы - отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы). Каждое слово в своей строчке.
Начали. Первое слово - ШАР, начинаем отмечать звуки сверху вниз в первой строчке. Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.
Второе слово – СУП, во второй строчке. Третье слово- МУХА, в третьей строчке. Четвертое слово- РЫБКА, в четвертой строчке. Пятое слово – ДЫМОК, в пятой строчке. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух – трех раз. Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.