II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ




КАРТА

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2,5 ДО 4 ЛЕТ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОМОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

(СОСТАВИТЕЛЬ Л.Г. БОГДАНОВА)

Данная карта обследования предназначена для обследования детей младшего дошкольного возраста с задержкой психомоторного развития и речевого развития коррекционным педагогом специализированных дошкольных учреждений.

Карта предусматривает задания различного уровня сложности в зависимости от возраста ребенка.

В процессе исследования коррекционный педагог использует различные методы: изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком, игровые упражнения.

Для обследования детей используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, музыкальные инструменты, картинки, речевой материал.

Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.

Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических и речевых функций.

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения, возраст_________________________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил_________________

(№ ДОУ, район)

Решение медико-педагогической комиссии от_____

Протокол №___________________ принят на срок_

Диагноз медико-педагогической комиссии________

Дата заполнения карты _____________________________________________

Коррекционный педагог ____________________________________________

Решением РМПК от__________________ продлен срок пребывания в группе

Члены РМПК______________________________________________________

Решением РМПК от____________________________________________________________

выпускается с _________________________________________________________________

в ____________________________________________________________ (тип школы, ДОУ)

Ответственный за выпуск_______________________________________________________

Члены РМПК


АНАМНЕЗ

Мать ______________________________________________ возраст при рождении ребенка

Отец______________________________________________ возраст при рождении ребенка

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у
родителей ____________________________________________________________________

Данные о нарушениях у родителей и родственников________________________________

От какой беременности ребенок_________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы,
психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)________________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)__________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

Когда закричал ребенок_________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-
фактора матери и ребенка) ______________________________________________________

Вес и рост при рождении _______________________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить)_________________________________________

как взял грудь_________________________ как сосал

наблюдалось ли срыгивание, поперхивание________

Грудное вскармливание до ______________________

Выписались из роддома_______________ если задержались, то почему

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Когда стал держать голову_____________________________________ (в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть_______________________________________________ (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить__________________________________________ (в норме с 11-12 мес.)

Когда появились зубы _________________________________________ (в норме 6-8 мес.)

К году количество зубов________________________________________________________

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой

температуре)

До 1 года:_____________________________________________________________________

От 1 года до 3 лет:
После 3 лет:______

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Гуление ______________________________________________________________________

Лепет ____________________________________________________ (в норме от 4 до 8 мес.)

Первые слова с_____________________________________________ (в норме около 1 года)

Первые фразы с __________________________________ (в норме от 1 года 6 мес. до 2 лет)

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

1. Социальная среда, где воспитывался ребенок (дома с мамой, бабушкой, в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным либо круглосуточным пребыванием и др.).

2. Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия, какой язык преобладает в общении).

3. Отношение членов семьи к дефекту ребенка (безразличное, постоянно фиксируют внимание, предъявляют завышенные требования, оставляют дефект незамеченным).

4. Какие меры принимались для устранения патологии развития:

а) занимались ли с коррекционным педагогом, логопедом;

б) результаты коррекционной работы;

в) проводилось ли лечение у врача;

г) пребывание в специальных учреждениях образования и здравоохранения.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

При наблюдении за игрой отметить:
1. Наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения____________________________

2. Адекватен ли выбор игрушек (кукла - одежда, машина - кирпичи)

3. Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий («Покорми куклу»)

4. Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца)_____________________________

5. Сопровождает ли игру речью _________________________________________________

6. Характер игровой деятельности ребенка (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры).

II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1. Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое).

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления звучания игрушки;

в) дифференциация музыкальных инструментов (с 3 лет) (барабан, дудочка, гармошка):

1 -е задание - при зрительном соотнесении с инструментом выполнять соответствующие действия (звучит барабан - шагать, дудочка - кружиться, гармошка - хлопать); 2-е задание - то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) узнавание реальных предметов;

б) узнавание предметов на картинках;

в) выделение основных деталей предметов (кукла - части тела, лица; рубашка - рукава,
карман, пуговицы и т.д.);

г) восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
самый большой - большой - маленький.

1-е задание: разобрать матрешку и поставить в ряд по величине; 2-е задание: собрать матрешку;

д) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный;

е) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм (подобрать картинки к образу. ^^ ▲ «щ

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) кубики «горка»;

г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3 лет).

5. Особенности памяти (какой игрушки не стало, выбрать из трех предметов).

6. Особенности мышления:

а) наглядно-действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки);

б) Способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на заданную тему
(«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);

в) классификация предметов (с 3 лет). Положить картинку к соответствующей логической
группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда». Ребенку даны картинки
«платье», «чашка».

7. Развитие элементарных математических представлений (с 3 лет):

а) один - много______________________________________________________________

б) счет от 1 до 3_____________________________________________________________

в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке (1-3)____________

г) выделение из множества по образцу, по показу и слову (1, 2, 3 предметов)_________

д) больше - меньше, одинаково________________________________________________

8. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики: моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и

ДР-)-Для детей от 2 до 3 лет:

- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте;

- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на двух ногах на месте;

- выполнить наклоны вперед и в стороны. Для детей от 3 до 4 лет:

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

- пройти по положенному на пол шнуру;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).

9. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики):

а) какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими
руками);

б) сформированность навыков самообслуживания;

в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования:

2-3 года - «покормить» куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой;

3-4 года - расстегивание, застегивание пуговиц; умение держать карандаш; рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека; складывание крупной мозаики.

 

III. СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫРЕБЕНКА

1. Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)

2. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций - радостное, тревожное, аффективные состояния и др.) ______________________________________________________________

3. Наличие познавательного интереса к окружающему.

4. Сформированность целенаправленной деятельности.

5. Межличностные отношения:

а) со взрослыми;

б) со сверстниками;

в) адаптация в коллективе.

IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ

1. Анатомическое строение артикуляторного аппарата______________________________

2. Мимика и артикуляторная моторика:
а) мимические движения____________

б) одиночные и серии движений органов артикуляции

3. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):

а) тип неречевого и речевого дыхания

б) характеристика голоса

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный)

б) ритм (нормальный или аритмия)

в) паузация (правильная, нарушенная: деление слов паузой на слоги, деление слогов на
звуки)

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).

5. Исследование фонетической стороны речи:

а) воспроизведение звукоподражаний.
Повторить за педагогом:

Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»

Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»

Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»

Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».

б) исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет).

Повторить слова из 1, 2, 3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.

в) Состояние звукопроизношения:

гласные _________________________ свистящие______________________________

б-п-м____________________________ шипящие ______________________________

в-ф___________________________________ аффрикаты_____________________________

д-т-н____________________________ ы_____________________________________

г-к ___________________________________ л, л'____________________________________

й ____________________________________ Р, Р'____________________________________

6. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет):

а) показать на картинках предметы:

стол - стул косы - козы

папа - баба корка - горка

точка - дочка миска - мишка

б) произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).

7. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи:

1) пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);

в) понимание действий:

- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.;

- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.);

2) понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи);

3) понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.);

4) понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет) (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину);

5) понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).

8. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);

б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,
рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:

стол - столы мяч - мячи

кукла - куклы рука - руки

шар - шары глаз - глаза

б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже
без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);

в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
единственного числа без предлога. Назвать по картинкам:

Это хвост кого? (лисы) Это машинка кого? (мальчика)

Это сумка кого? (мамы) Это уши кого? (зайца)

г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными
мужского и женского родов (с 3 лет). Назвать цвет предметов:

красный шар синий карандаш

красная машина синяя чашка

д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации
действий с предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:
стол - столик нос -...

дом -... ложка -...

кукла -... кровать -...

9. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).

Заключение коррекционного педагога:__________________________________________

Дата___________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: