КАРТА
ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2,5 ДО 4 ЛЕТ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОМОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
(СОСТАВИТЕЛЬ Л.Г. БОГДАНОВА)
Данная карта обследования предназначена для обследования детей младшего дошкольного возраста с задержкой психомоторного развития и речевого развития коррекционным педагогом специализированных дошкольных учреждений.
Карта предусматривает задания различного уровня сложности в зависимости от возраста ребенка.
В процессе исследования коррекционный педагог использует различные методы: изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком, игровые упражнения.
Для обследования детей используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, музыкальные инструменты, картинки, речевой материал.
Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.
Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических и речевых функций.
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения, возраст_________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил_________________
(№ ДОУ, район)
Решение медико-педагогической комиссии от_____
Протокол №___________________ принят на срок_
Диагноз медико-педагогической комиссии________
Дата заполнения карты _____________________________________________
Коррекционный педагог ____________________________________________
Решением РМПК от__________________ продлен срок пребывания в группе
Члены РМПК______________________________________________________
Решением РМПК от____________________________________________________________
выпускается с _________________________________________________________________
в ____________________________________________________________ (тип школы, ДОУ)
Ответственный за выпуск_______________________________________________________
Члены РМПК
АНАМНЕЗ
Мать ______________________________________________ возраст при рождении ребенка
Отец______________________________________________ возраст при рождении ребенка
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у
родителей ____________________________________________________________________
Данные о нарушениях у родителей и родственников________________________________
От какой беременности ребенок_________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы,
психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)__________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок_________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-
фактора матери и ребенка) ______________________________________________________
Вес и рост при рождении _______________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить)_________________________________________
как взял грудь_________________________ как сосал
наблюдалось ли срыгивание, поперхивание________
Грудное вскармливание до ______________________
Выписались из роддома_______________ если задержались, то почему
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Когда стал держать голову_____________________________________ (в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть_______________________________________________ (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить__________________________________________ (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились зубы _________________________________________ (в норме 6-8 мес.)
К году количество зубов________________________________________________________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой
температуре)
До 1 года:_____________________________________________________________________
От 1 года до 3 лет:
После 3 лет:______
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ______________________________________________________________________
Лепет ____________________________________________________ (в норме от 4 до 8 мес.)
Первые слова с_____________________________________________ (в норме около 1 года)
Первые фразы с __________________________________ (в норме от 1 года 6 мес. до 2 лет)
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
1. Социальная среда, где воспитывался ребенок (дома с мамой, бабушкой, в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным либо круглосуточным пребыванием и др.).
2. Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия, какой язык преобладает в общении).
3. Отношение членов семьи к дефекту ребенка (безразличное, постоянно фиксируют внимание, предъявляют завышенные требования, оставляют дефект незамеченным).
4. Какие меры принимались для устранения патологии развития:
а) занимались ли с коррекционным педагогом, логопедом;
б) результаты коррекционной работы;
в) проводилось ли лечение у врача;
г) пребывание в специальных учреждениях образования и здравоохранения.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
При наблюдении за игрой отметить:
1. Наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения____________________________
2. Адекватен ли выбор игрушек (кукла - одежда, машина - кирпичи)
3. Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий («Покорми куклу»)
4. Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца)_____________________________
5. Сопровождает ли игру речью _________________________________________________
6. Характер игровой деятельности ребенка (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры).
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1. Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое).
2. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления звучания игрушки;
в) дифференциация музыкальных инструментов (с 3 лет) (барабан, дудочка, гармошка):
1 -е задание - при зрительном соотнесении с инструментом выполнять соответствующие действия (звучит барабан - шагать, дудочка - кружиться, гармошка - хлопать); 2-е задание - то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой).
3. Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание реальных предметов;
б) узнавание предметов на картинках;
в) выделение основных деталей предметов (кукла - части тела, лица; рубашка - рукава,
карман, пуговицы и т.д.);
г) восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
самый большой - большой - маленький.
1-е задание: разобрать матрешку и поставить в ряд по величине; 2-е задание: собрать матрешку;
д) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный;
е) восприятие формы (с 3 лет), различение основных геометрических форм (подобрать картинки к образу. ^^ ▲ «щ
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) кубики «горка»;
г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3 лет).
5. Особенности памяти (какой игрушки не стало, выбрать из трех предметов).
6. Особенности мышления:
а) наглядно-действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки);
б) Способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на заданную тему
(«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);
в) классификация предметов (с 3 лет). Положить картинку к соответствующей логической
группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда». Ребенку даны картинки
«платье», «чашка».
7. Развитие элементарных математических представлений (с 3 лет):
а) один - много______________________________________________________________
б) счет от 1 до 3_____________________________________________________________
в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке (1-3)____________
г) выделение из множества по образцу, по показу и слову (1, 2, 3 предметов)_________
д) больше - меньше, одинаково________________________________________________
8. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики: моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и
ДР-)-Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте;
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед и в стороны. Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).
9. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики):
а) какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими
руками);
б) сформированность навыков самообслуживания;
в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования:
2-3 года - «покормить» куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой;
3-4 года - расстегивание, застегивание пуговиц; умение держать карандаш; рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека; складывание крупной мозаики.
III. СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫРЕБЕНКА
1. Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)
2. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций - радостное, тревожное, аффективные состояния и др.) ______________________________________________________________
3. Наличие познавательного интереса к окружающему.
4. Сформированность целенаправленной деятельности.
5. Межличностные отношения:
а) со взрослыми;
б) со сверстниками;
в) адаптация в коллективе.
IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
1. Анатомическое строение артикуляторного аппарата______________________________
2. Мимика и артикуляторная моторика:
а) мимические движения____________
б) одиночные и серии движений органов артикуляции
3. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):
а) тип неречевого и речевого дыхания
б) характеристика голоса
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный)
б) ритм (нормальный или аритмия)
в) паузация (правильная, нарушенная: деление слов паузой на слоги, деление слогов на
звуки)
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).
5. Исследование фонетической стороны речи:
а) воспроизведение звукоподражаний.
Повторить за педагогом:
Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»
Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»
Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»
Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».
б) исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет).
Повторить слова из 1, 2, 3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.
в) Состояние звукопроизношения:
гласные _________________________ свистящие______________________________
б-п-м____________________________ шипящие ______________________________
в-ф___________________________________ аффрикаты_____________________________
д-т-н____________________________ ы_____________________________________
г-к ___________________________________ л, л'____________________________________
й ____________________________________ Р, Р'____________________________________
6. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет):
а) показать на картинках предметы:
стол - стул косы - козы
папа - баба корка - горка
точка - дочка миска - мишка
б) произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).
7. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи:
1) пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);
в) понимание действий:
- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.;
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.);
2) понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи);
3) понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.);
4) понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет) (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину);
5) понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).
8. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);
б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,
рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:
стол - столы мяч - мячи
кукла - куклы рука - руки
шар - шары глаз - глаза
б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже
без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);
в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
единственного числа без предлога. Назвать по картинкам:
Это хвост кого? (лисы) Это машинка кого? (мальчика)
Это сумка кого? (мамы) Это уши кого? (зайца)
г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными
мужского и женского родов (с 3 лет). Назвать цвет предметов:
красный шар синий карандаш
красная машина синяя чашка
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации
действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:
стол - столик нос -...
дом -... ложка -...
кукла -... кровать -...
9. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).
Заключение коррекционного педагога:__________________________________________
Дата___________________________________________________