Уклонение от альтернативной гражданской службы




 

В конце 80-х - начале 90-х годов Россия подписала ряд международных документов, которые касались и права на АГС. Это право и было зафиксировано в Конституции 1993 г. В 1994 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «Об альтернативной гражданской службе», который был отправлен на доработку, и до сих пор решение этого вопроса находится в подвешенном состоянии. Однако неразрешенность его уже сейчас таит в себе большие проблемы для нашего государства и многих его граждан.

Альтернативная гражданская служба - вид службы, которую гражданин Российской Федерации обязан нести в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях.

Таким образом АГС - это обычная трудовая деятельность в соответствии с Трудовым кодексом, но с некоторыми особенностями. В частности, альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях. Альтернативнослужащий, в отличие от солдата, имеет право на образование - по заочной или вечерней форме. В настоящее время альтернативнослужащие работают санитарами в больницах и домах престарелых, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, разносят почту, дежурят на метеостанциях.

Если верующие могут отказаться от службы в армии, обосновав это своим вероисповеданием, то другие граждане вправе заявлять не о вере, а об убеждениях, несовместимых с военной службой. «Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения». Убеждение, вступающее в противоречие с военной службой, - это твердое мнение человека об этой службе, приведшее его к решению о невозможности её прохождения.

Убеждения могут быть миротворческие, философские, морально-этические, политические, правовые либо иметь взаимодополняющее, комплексное содержание.

Право пройти АГС вместо армии имеет не только верующий, отвергающий для себя военную службу (к какой бы конфессии он ни принадлежал), но и любой гражданин, подлежащий призыву и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки, если он желает защищать Отечество не в военной форме, а мирным трудом.

Вакансии для выбравших АГС распределяются в соответствии с образованием, квалификацией, опытом предыдущей работы, состоянием здоровья, потребностью организаций в трудовых ресурсах и предоставляются Рострудом. Количество свободных мест в 2005 году составляло 3.136, в 2008 году - 9.209. В 2010 году в организации АГС принимали участие 7 федеральных органов исполнительной власти и 67 органов исполнительной власти субъектов РФ. Роструд получил заявки на более чем 5.700 вакансий по 121 профессии от 563 организаций.

Представители коренных малочисленных народов направляются в оленеводческие бригады и предприятия, занимающиеся традиционными промыслами. Остальные направляемые на АГС служат, в основном, санитарами и почтальонами. Также наиболее востребованными являются специальности строительной отрасли (каменщик, дорожный рабочий, электрогазосварщик). Разброс зарплат: от 3 800 руб. до 20 000 руб. К сожалению, из числа граждан, направляемых на АГС, 58% вообще не имеют специальности, а 15% имеют специальности, которые работодателями не востребованы. Более 70% «альтернативщиков» оставлены нести службу в субъектах РФ, из которых они призывались, так как всего около 10% вакансий включают предоставление общежития, поэтому принцип экстерриториальности АГС практически не соблюдается.

Ещё одной проблемой является направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия, что оказывается несовместимым с его убеждениями.

В 2010 году большая часть выбрала АГС из-за принадлежности к различным религиозным конфессиям - 324 человека, остальные 59 - из пацифистских убеждений. Заявлений от представителей малых народов не поступало. Из 383 призывников 295 направлены в организации, подведомственные 52 исполнительным органам государственной власти субъектов РФ. 243 будут проходить АГС в учреждениях социальной сферы, 29 пройдут службу в образовательных учреждениях, а 23 человека - в сельскохозяйственных учреждениях. Остальные 88 граждан направлены в 5 федеральных органов исполнительной власти, из них в Федеральное агентство связи направлены 77 человек; в Роскосмос - 4; в Федеральное медико-биологическое агентство - 3; в Спецстрой - 2; в Федеральную службу исполнения наказаний - 2.

Всего за период с 2004 по 2010 годы было подано 5388 заявлений. В отношении 4072 (80,5 %) граждан вынесены заключения о замене военной службы альтернативной гражданской. На АГС направлено 2174 гражданина, из них 1411 граждан уволены с АГС по истечению срока службы, по семейным обстоятельствам и по заключениям военно-врачебных комиссий. На конец 2010 года АГС проходили 968 граждан.

В ходе весеннего призыва 2011 года на АГС направлено 294 человека. Граждане могут проходить АГС по 125 профессиям в 633 организациях; имеется более 4.870 рабочих мест. По состоянию на 12 июля 2011 года АГС проходят 979 граждан. В том числе: в федеральных органах исполнительной власти - 254 чел. (Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство связи); в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 725 чел.

В период с 2007 по 2009 годы количество граждан, желающих пройти АГС, колебалось около показателя 450 человек в год, а в 2010 и 2011 годах их количество увеличилось в 1,7 раза. Наибольшее количество граждан проходит АГС на территории Краснодарского края, Ставропольского края, Московской и Смоленской областей.

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной службой подается гражданином в военкомат по месту постановки на воинский учет не позднее полугода до начала того призыва, в ходе которого заявитель должен быть призван на военную службу (т. е. подлежащие призыву в осенний призыв подают заявления до 1 апреля, а призываемые весной следующего года - до 1 октября). Те, у кого преждевременно, по истечении указанных сроков, прекратилось действие отсрочки (например, по причине отчисления из вуза), вправе подать заявление в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Соблюдение установленных законом сроков подачи заявления весьма важно, т. к. большинство отказов, вынесенных призывными комиссиями в предшествующие годы, мотивированы несвоевременной подачей заявления. Однако можно смело подавать заявление на обжалование решения в суд, так как данный пункт закона об АГС нарушает конституционные права, в частности ст. 59 Конституции РФ. Однако призывная комиссия вправе признать причины нарушения срока уважительными и вынести положительное решение. Заявление должно быть принято сотрудниками военкомата и представлено на рассмотрение призывной комиссии в любом случае, даже если оно подано позже положенного срока. Решение об отказе в праве на АГС, в том числе и по основанию нарушения срока и (или) порядка подачи заявления, полномочна принять только призывная комиссия. Решение призывной комиссии об отказе в праве на АГС может быть обжаловано в суде. Заявления рассматриваются в ходе призыва, предшествующего тому, в который заявитель должен быть призван. Если время призыва - осенью, значит, заявление должно быть рассмотрено в весенний призыв. В заявлении гражданин должен обосновать свой выбор, указав причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене военной службы АГС (ст. 11 ФЗ об АГС). Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если характеризующие его документы и другие данные на самом деле не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Решение об отказе должно быть мотивированным, т. е. основанным на фактах, установленных комиссией и опровергающих доводы гражданина (ст. 12 ФЗ об АГС).

Право на отказ от воинской службы по убеждениям является важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, совести и вероисповедения, сформулированного во Всеобщей декларации прав человека, в Международном Пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Это утверждается также в резолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека. Комитетом ООН по правам человека. Советом Европы и Европейским Парламентом. Эти органы настоятельно призывают правительства предоставить гарантии того, что гражданам, отказывающимся от обязательной воинской повинности по причине своих сознательных убеждений, будет дана возможность проходить альтернативную службу.

Уже с начала 90-х годов и вплоть до приятия Федерального Закона №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» высказываемое желание пройти альтернативную службу становится способом уклонения от военной службы, однако юридически альтернативная служба не считается уклонением от воинской. При этом «уклонист» надеялся избежать и альтернативной службы в связи с затруднениями со стороны государственных служб, призванных обеспечить ему это право. Существенным звеном в реализации этого права являлось «Определение Конституционного Суда РФ» от 22 мая 1996 г., которое гласит: «Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами (ст. 80, ч. 1 УК РСФСР - уклонение от очередного призыва на действительную военную службу и ст. 6 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе») правонарушения».

Таким образом, для призывников появился вполне легитимный способ уклонения от военной службы. Достаточно было заявить о своих убеждениях (религиозных, пацифистских, этических, философских, даже при отсутствии таковых). Причем, им даже не требуется разъяснений и доказательств своих убеждений, поскольку это противоречит ст. 29, ч. 3 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них».

Однако развитие альтернативной службы и появление ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» привело к тому, что АГС - агитаторам пришлось избавиться от «правозащитных иллюзий 90-х годов». В стране появилась реальная возможность альтернативной службы, а вместе с ней - такое преступление, как уклонение от альтернативной гражданской службы. Ст. 5, п. 1 ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе» гласит: «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев».

Это преступление также характеризуется имеющимся умыслом. Социальные мотивы уклонения от альтернативной службы связаны с длительным сроком прохождения, тяжелыми условиями труда и мизерной зарплатой - все это, подкрепленное трудностями, связанными с получением права на АГС. Призывника отправляют в те места, где не хватает работников, чаще всего такими учреждениями являются больницы или дома престарелых. В них призывник обязан выполнять трудную работу в далеко не самых лучших санитарных условиях по 8 часов в день. Поскольку все эти организации являются бюджетными, зарплаты там за редким исключением выше 1500 рублей в месяц. Кроме того, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

 


Заключение

 

В процессе написания данной курсовой работы была изучена нормативная база, в которую вошли: Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Постановления Пленума Верховного суда РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы по призыву.

Поэтому можно сделать вывод, что в первую очередь уклонение гражданина от призыва состоит в неявке гражданина по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины или путем причинения себе телесного повреждения, подлога документов или иного обмана незаконного освобождения от призыва на военную службу.

В случае уклонения гражданина от призыва, сотрудники военного комиссариата должны обратиться в полицию. Орган внутренних дел в пределах своей компетенции производят розыск и при наличии незаконных оснований задержание граждан, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы, военных сборов, альтернативной службы.

Существующие и прогнозируемые случаи и тенденции уклонения от военной службы требуют создания определенной профилактической системы. Она должна помочь поэтапно, в зависимости от сроков службы, укреплять мотивацию военнослужащих к выполнению воинского долга. При этом должны учитывать и проблемы социально0бытового обеспечения военнослужащих, своевременность и справедливость распределения отпусков и многие другие факторы, способные содержать порывы и намерения к уклонению.

При этом стоит отметить, что значительные ресурсы затрачиваются на организацию розыска военнослужащих, самовольно оставивших часть.

В уголовном законодательстве способ уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы не конкретизирован. В разъяснении Пленума Верховного суда РФ можно определить признаки объективной стороны преступления, с точки зрения единообразного ее понимания в правоприменительной практике. Состав преступлений носит формальный характер. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 328 УК РФ, следует считать оконченным в момент неявки призывника в указанный срок к месту сбора без уважительных причин или в момент оставления сборного пункта с целью уклониться от призыва на военную службу. Если призывник решением призывной комиссии в результате подделки документов, либо использования заведомо подложного документа, то моментом окончания преступления следует считать момент принятия решения об этом призывной комиссией. В этих случаях виновный должен нести ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 328 ч. 1 и 327 УК РФ. В случае освобождения от призыва в результате дачи взятки, ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 328 ч. 1 и 327 УК РФ.

Способами уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы могут быть:

. Неявка без уважительных причин к месту прохождения службы в указанные в предписании сроки.

. Самовольное оставление места работы или места службы.

. Неявка без уважительных причин на работу.

. Обман.

. Отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время существуют четыре устойчивые группы риска, к которым относятся лица с негативной установкой на службу:

. Призывники, страдающие расстройствами здоровья, имеющие физические недостатки.

. Призывники слабо подготовленные к военной службе.

. Призывники, у которых сложилась неблагополучная обстановка дома.

. Призывники, которых напыляют для прохождения военной службы в «горячие точки».

военный гражданский служба уклонение

 


Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
  Альтернативная гражданская служба особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Связана с религиозными взглядами или иными вескими причинами.
  Армия часть вооружённых сил государства; например, РККА и РККФ, Советская Армия и ВМФ, армия вторжения, действующая армия, армия прикрытия, экспедиционная армия и т. п.
  Военная служба особый вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция) на воинских должностях в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
  Воинская часть организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых Силах (ВС).
  Дезертирство это преступление, которое определяется в законе как самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка с той же целью на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
  Законопроект документ c текстoм закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
  Конфессия особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
  Призывник лицо подлежащее по законам государства призыву на военную службу в Вооружённые Силы (ВС), при призывной или смешанной системе комплектования ВС.
  Симуляция психических расстройств воспроизведение с различной степенью достоверности симптомов психической болезни, отсутствующих в действительности.
  Членовредительство причинение вреда своему здоровью с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы.
  Федеральный закон федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: