Виды организаций будущего




В настоящее время выделяют два основных типа организаций будущего: горизонтальные и сетевые корпорации.

К общим признакам горизонтальных корпораций относятся[7]:

· организационная структура горизонтальной корпорации формируется вокруг базовых процессов со специфическими целями в каждом из них, а не в зависимости от функционального разделения труда: по функциям управления, отдельным заданиям, поставленным задачам;

· горизонтальная корпорация представляет собой плоскую иерархию, при этом сокращается вертикальное администрирование, сочетаются фрагментарные задачи;

· выявляются и устраняются работы, которые не обеспечивают получение добавленной стоимости;

· происходит минимизация деятельности внутри каждого базового процесса;

· основными “несущими опорами” горизонтальной корпорации становятся автономные межфункциональные рабочие группы (команды), каждая из которых имеет определенную цель и осуществляется четкий контроль достижения этих целей;

· используется минимально возможное количество автономных групп (команд) для осуществления соответствующих базовых процессов;

· основным критерием эффективности деятельности компании становится не ее прибыльность или котировка акций компании, а степень удовлетворения потребностей конкретных потребителей.

Специалистами предполагается, что в законченном виде горизонтальная корпорация будет иметь лишь несколько менеджеров высшего звена, в ведении которых будут централизованы функции финансов и управления персоналом. Такая организационная структура сможет обходиться максимум тремя или четырьмя промежуточными уровнями управления, осуществляющими руководство базовыми процессами.

Опыт показывает, что основными преимуществами организационных структур горизонтального типа являются[8]:

· возросшая гибкость компании, максимальное приспособление к постоянно меняющимся требованиям рынка;

· сокращение нерациональных затрат;

· мобилизация всех ресурсов компании.

В качестве примеров горизонтальных корпораций выступают эдхократические и многомерные организации.

Эдхократия – это и управленческий стиль, и организационный дизайн[9]. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха.

Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие[10]:

· работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновационности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ);

· работники – высококвалифицированные эксперты в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют взаимодействовать друг с другом высокоэффективным образом;

· структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи;

· право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;

· система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер.

Этот вид организации наиболее пригоден в таких областях как консультационно-нововведенческая, компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская и опытно-конструкторская, производство фильмов и т.д.

При добавлении к матричным структурам дополнительного уровня в виде территории, рынка и потребителя, получается многомерная организация.

Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, которая выполняет три задачи[11]:

· обеспечение производства ресурсами;

· производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги;

· обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

Преимущества многомерных организаций[12]:

· отсутствие необходимости в проведении каких-либо реорганизаций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ;

· подразделения можно создавать, ликвидировать или модифицировать без серьезных изменений положения других подразделений;

· создание максимально благоприятной ситуации для делегирования полномочий при том, что роль руководства организации остается ведущей;

· к каждому многомерному образованию применяется унифицированная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффективности – получаемая прибыль, что предотвращает выполнение псевдоработы и возникновение элементов плохой бюрократии.

Следующий тип организаций будущего – это сетевые организации, исповедующие новые принципы менеджмента.

Сетевые системы отражают связи между элементами внутренней и внешней среды компаний.

Термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой[13].

При создании компании-сети предприятие разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). На смену централизованным приходят федеративные структуры.

Сетевые организации могут быть представлены двумя моделями:

· сеть, формирующаяся вокруг крупной компании;

· сеть компаний, близких по масштабам.

Преимущества сетевых организаций[14]:

· адаптивность компаний к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;

· концентрация деятельности компании на приоритетных областях специализации, на уникальных процессах;

· существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;

· низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;

· привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Сетевые структуры являются идеальной школой повышения компетентности работников компании. Ведь к решению тех или иных задач привлекаются лучшие исполнители.

В качестве слабых мест сетевых организаций выделяют[15]:

· при формировании сетевых моделей предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как современные тенденции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля;

· сетевая концепция нарушает организационные принципы сегментирования и модулирования, которые присущи автаркическим (хозяйственно обособленным, замкнутым, самообеспечивающимся) организационным единицам, таким, как венчурные предприятия, “фабрика в фабрике”, “предприятие в предприятии” и т.п.;

· при сетевых структурах возникает чрезмерная зависимость от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров;

· практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

· существует опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов сети;

· принципы сетевых построений тормозят развертывание предпринимательства, так как предопределяют “дефицит” автаркии и мотивации предпринимателей.

В качестве примера сетевых организаций можно привести виртуальные организации.

Виртуальная корпорация зародилась в воображении футуристов, превратилась в вероятность для теоретиков управления и теперь стала экономической необходимостью для общества. Отличительными чертами виртуальной организации являются[16]:

· непостоянный характер функционирования;

· осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

· взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;

· образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

· частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

· договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Основная цель виртуальной организации – объединение ключевых технологий и компетенции для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на потребительском рынке.

Помимо указанных выше к организациям будущего можно отнести интеллектуальные организации. Они будут формироваться из большого числа мелких взаимодействующих предприятий по принципу скорее «свободного общества», чем «тоталитарного государства»[17].

Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей.

В интеллектуальной организации каждый работник использует личный интеллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решать, как выполнять работу, и должен иметь возможность проявить свой талант, знания и опыт[18];

управленческий эдхократия сетевая


Заключение

 

Итак, мы разобрали понятие «организации будущего». Уже сегодня развиваются и активно внедряются структуры и принципы организаций будущего.

К основным направлениям развития данных организаций относят:

· децентрализация производственных и сбытовых операций;

· нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций;

· дебюрократизация и др.

В качестве основных свойств организаций будущего типа выступают:

· постоянное приспособление к развивающейся внешней среде;

· гибкость;

· приверженность индивидуумам;

· использование команд;

· высокая внутренняя конкурентность;

· стремление к диверсификации.

Выделяют два типа организаций будущего – это горизонтальные и сетевые корпорации. К горизонтальным корпорациям относят эдхократические и многомерные организации, а к сетевым – виртуальные. Помимо этих типов выделяют также интеллектуальные организации.

Данным типам организаций присуще все свойства организаций будущего.

У всех этих организаций есть свои плюсы и минусы. Каждый руководитель выбирает тот тип организации будущего, который в большей степени отвечает производственной деятельности его организации.

Таким образом, мы видим, что будущее за совершенно новыми типами организационной деятельности и в течение XXI века должен произойти полный переход к данным организациям.


Список использованной литературы

 

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.

3. Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом, №2. 1999..

4. Мильнер Б.З. Теория Организации // https://polbu.ru/milner_organization/ch31_all.html (дата обращения: 15.11.08).

5. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2004.

6. Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко, – М.: МГИУ, 1999 г.

7. Шрайэгг Г., Носс К. Изжила ли себя организационная структура? // Проблемы теории и практики управления. 1994. №4.

Размещено на Allbest.ru


[1] Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом, №2. 1999.

[2] Там же.

[3] Мильнер Б.З. Теория Организации // https://polbu.ru/milner_organization/ch31_all.html (дата обращения: 15.11.08).

[4] Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом, №2. 1999.

[5] Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко. М.: МГИУ, 1999 г.

[6] Мильнер Б.З. Теория Организации // https://polbu.ru/milner_organization/ch31_all.html (дата обращения: 15.11.08).

[7] Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом, №2. 1999.

[8] Там же.

[9] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2002. С. 356.

[10] Там же. С. 357.

[11] Там же. С. 360.

[12] Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985. С.56.

[13] Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом, №2. 1999.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Шрайэгг Г., Носс К. Изжила ли себя организационная структура? // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 4. С. 44.

[17] Теория организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко, М.: МГИУ, 1999 г. С. 122.

[18] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: