МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПИЛОТАЖНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Формулировка и обоснование проблемы - исходный пункт любого исследования. Об­ратите внимание, что Вы должны зафиксировать реально возникшее противоречие как частного, так и общего характера Желательно не выдвигать проблем широкого плана

Определите цель и задачи исследования - то, ради чего проводится исследование и что Вы хотите получить в результате. Решите, каков будет объект Вашего исследования, то есть какую группу населения Вы будете опрашивать или какие документы анализировать. Помните, что Ваш объект должен содержать важные для Вашего исследования характери­стики пола, возраста, и т.п. Так, для исследования проблемы роста разводов нецелесообразно опрашивать всех состоящих в браке - Ваш объект исследования скорее всего составят люди, либо прошедшие через процедур развода, либо собирающиеся разводиться.

Уточните основные понятия, которыми Вы собираетесь пользоваться - они однозначно должны толковаться как Вами, так и Вашими респондентами, то есть теми, кого Вы собираетесь опрашивать. Так на вопрос «Удовлетворены Вы своей семейной жизнью?» один респондент бу­дет отвечать, подразумевая материальное положение, другой - количество детей и взаимоотно­шения с ними, третий - взаимоотношения супругов. В результате Вы получите несопоставимые ответы.

Продумайте систему индикаторов, то есть показателей, которые позволят Вам количест­венно представить важные для исследования теоретические положения (например, понятию «брак» соответствуют следующие индикаторы - устойчивость, равность. удовлетворенность, се­мейные роли. Эти индикаторы в свою очередь можно представить в виде нескольких более мелких. Чем тщательнее Вы распишите индикаторы, тем проще Вам будет формулировать вопросы анкеты или интервью).

Четко сформулируйте гипотезы, то есть предположения о причинной связи между двумя группами фактов (например, «чем выше материальный доход семьи, тем она стабиль­нее») Помните, что гипотезы должны быть просты и проверяемы. Постарайтесь даже в не­большом исследовании выдвинуть не менее пяти гипотез. По окончании Вашего исследова­ния Вы должны в выводах зафиксировать, подтвердились Ваши гипотезы или нет.

Решите, какой тип выборки вы будете использовать. Выборка должна быть строго ре­презентативна. Даже если Ваше исследование носит пилотажный характер, то Вы должны опросить не менее 50 респондентов. Обоснуйте методы сбора и анализа информации, при­чины, по которым Вы выбрали тот или иной метод.

Если в своем исследовании Вы используете метод опроса, то особое внимание необхо­димо обратить на составление вопросов и конструкции вопросника. Анкета имеет опреде­ленную структуру. В вводной части поясняются цели и задачи опроса, значение и использо­вание его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса Указывается степень анонимности опроса и координаты тех, кто его проводит. Здесь Вам необходимо расположить к себе респондента и убедить его в необходимости участия в оп­росе. Здесь же даются разъяснения по заполнению анкеты.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследова­ния Вопросы должны быть: а) понятны и четко сформулированы, б) удобны для записи, в) иметь соответствующую шкалу. Существуют некоторые типичные ошибки в формулировании вопросов ан­кеты:

• большая вариативность возможных ответов - число вариантов должно быть максимум 7-9 с обязательным свободным вариантом либо позицией «затрудняюсь ответить»:

• отсутствие «проверочных» вопросов, неумение группировать их -назначение контрольных вопросов состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности ответов респондента Это может достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы в разных вопросах.

• непонятная формулировка вопроса - вопросы и ответы должны быть сформулированы так, чтобы опрашиваемый правильно их понял, выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности ответ, смог правильно выразить ответ в словах;

• использование эмоционально окрашенных слов, поощряющих или негативных отзывов - со­циологу важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты, так как соответствующими формули­ровками можно подталкивать респондентов к желаемым ответам;

• неуравновешенное соотношение положительных и отрицательных вариантов ответов на вопрос (количество тех и других должно точно соответствовать друг другу - например, позиции ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены браком?» могут быть следующими: - полностью удовлетворен, - частично удовлетворен, частично неудовлетворен, полностью неудовлетворен, за­трудняюсь ответить.

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента (пол, возраст, национальность) - всех тех, которые, по-вашему, необ­ходимы для исследования. Как правило, «паспортичка» помещается в конце анкеты и заканчи­вается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе.

Итак, в ходе Вашей работы Вы должны создать такую систему вопросов, которая бы позво­лила неявно для респондента раскрыть и описать основной спектр мнений опрашиваемых.

Для того чтобы полученная Вами информация начала активно служить, Вы должны ее об­работать и проанализировать. Представленное по результатам социологического исследования обобщение должно отвечать на следующие вопросы:

• по каким признакам можно сгруппировать результаты и какие социальные характеристики являются определяющими в Вашей группировке;

• каковы наиболее интересные результаты исследования (для того, чтобы наилучшим об­разом представить результаты вашей работы. Вы можете использовать схемы, графики и таблицы. Помните, однако, что ваша работа не

• должна быть перегружена ими. Решение включить таблицу или диаграмму подчеркивает особое значение заключенной в них информации);

• какие гипотезы подтвердились и в какой степени (приведите некоторые результаты из Вашего исследования);

• каковы Ваши практические рекомендации по использованию полученных данных и какие возможности Вы видите для выхода из обозначенной проблемной ситуации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: