Формулировка и обоснование проблемы - исходный пункт любого исследования. Обратите внимание, что Вы должны зафиксировать реально возникшее противоречие как частного, так и общего характера Желательно не выдвигать проблем широкого плана
Определите цель и задачи исследования - то, ради чего проводится исследование и что Вы хотите получить в результате. Решите, каков будет объект Вашего исследования, то есть какую группу населения Вы будете опрашивать или какие документы анализировать. Помните, что Ваш объект должен содержать важные для Вашего исследования характеристики пола, возраста, и т.п. Так, для исследования проблемы роста разводов нецелесообразно опрашивать всех состоящих в браке - Ваш объект исследования скорее всего составят люди, либо прошедшие через процедур развода, либо собирающиеся разводиться.
Уточните основные понятия, которыми Вы собираетесь пользоваться - они однозначно должны толковаться как Вами, так и Вашими респондентами, то есть теми, кого Вы собираетесь опрашивать. Так на вопрос «Удовлетворены Вы своей семейной жизнью?» один респондент будет отвечать, подразумевая материальное положение, другой - количество детей и взаимоотношения с ними, третий - взаимоотношения супругов. В результате Вы получите несопоставимые ответы.
Продумайте систему индикаторов, то есть показателей, которые позволят Вам количественно представить важные для исследования теоретические положения (например, понятию «брак» соответствуют следующие индикаторы - устойчивость, равность. удовлетворенность, семейные роли. Эти индикаторы в свою очередь можно представить в виде нескольких более мелких. Чем тщательнее Вы распишите индикаторы, тем проще Вам будет формулировать вопросы анкеты или интервью).
Четко сформулируйте гипотезы, то есть предположения о причинной связи между двумя группами фактов (например, «чем выше материальный доход семьи, тем она стабильнее») Помните, что гипотезы должны быть просты и проверяемы. Постарайтесь даже в небольшом исследовании выдвинуть не менее пяти гипотез. По окончании Вашего исследования Вы должны в выводах зафиксировать, подтвердились Ваши гипотезы или нет.
Решите, какой тип выборки вы будете использовать. Выборка должна быть строго репрезентативна. Даже если Ваше исследование носит пилотажный характер, то Вы должны опросить не менее 50 респондентов. Обоснуйте методы сбора и анализа информации, причины, по которым Вы выбрали тот или иной метод.
Если в своем исследовании Вы используете метод опроса, то особое внимание необходимо обратить на составление вопросов и конструкции вопросника. Анкета имеет определенную структуру. В вводной части поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса Указывается степень анонимности опроса и координаты тех, кто его проводит. Здесь Вам необходимо расположить к себе респондента и убедить его в необходимости участия в опросе. Здесь же даются разъяснения по заполнению анкеты.
Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования Вопросы должны быть: а) понятны и четко сформулированы, б) удобны для записи, в) иметь соответствующую шкалу. Существуют некоторые типичные ошибки в формулировании вопросов анкеты:
• большая вариативность возможных ответов - число вариантов должно быть максимум 7-9 с обязательным свободным вариантом либо позицией «затрудняюсь ответить»:
• отсутствие «проверочных» вопросов, неумение группировать их -назначение контрольных вопросов состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности ответов респондента Это может достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы в разных вопросах.
• непонятная формулировка вопроса - вопросы и ответы должны быть сформулированы так, чтобы опрашиваемый правильно их понял, выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности ответ, смог правильно выразить ответ в словах;
• использование эмоционально окрашенных слов, поощряющих или негативных отзывов - социологу важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты, так как соответствующими формулировками можно подталкивать респондентов к желаемым ответам;
• неуравновешенное соотношение положительных и отрицательных вариантов ответов на вопрос (количество тех и других должно точно соответствовать друг другу - например, позиции ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены браком?» могут быть следующими: - полностью удовлетворен, - частично удовлетворен, частично неудовлетворен, полностью неудовлетворен, затрудняюсь ответить.
«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента (пол, возраст, национальность) - всех тех, которые, по-вашему, необходимы для исследования. Как правило, «паспортичка» помещается в конце анкеты и заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе.
Итак, в ходе Вашей работы Вы должны создать такую систему вопросов, которая бы позволила неявно для респондента раскрыть и описать основной спектр мнений опрашиваемых.
Для того чтобы полученная Вами информация начала активно служить, Вы должны ее обработать и проанализировать. Представленное по результатам социологического исследования обобщение должно отвечать на следующие вопросы:
• по каким признакам можно сгруппировать результаты и какие социальные характеристики являются определяющими в Вашей группировке;
• каковы наиболее интересные результаты исследования (для того, чтобы наилучшим образом представить результаты вашей работы. Вы можете использовать схемы, графики и таблицы. Помните, однако, что ваша работа не
• должна быть перегружена ими. Решение включить таблицу или диаграмму подчеркивает особое значение заключенной в них информации);
• какие гипотезы подтвердились и в какой степени (приведите некоторые результаты из Вашего исследования);
• каковы Ваши практические рекомендации по использованию полученных данных и какие возможности Вы видите для выхода из обозначенной проблемной ситуации.