ПРАВИЛА И ТЕХНИКА БОРЬБЫ СУМО




Поединки суматори (борцов сумо) проходят на дохе: специальном глинобитном помосте, покрытом мелким песком. В центре квадратного (7,27 x 7,27 м) помоста обозначен круг диаметром 4,55 м. Сумоист должен либо вытолкнуть соперника за пределы этого круга, либо заставить его коснуться поверхности круга любой частью тела – кроме ступней. Борцам запрещается наносить удары кулаками, ребрами ладоней и ногами, душить друг друга, дергать за волосы, – со стороны борьба сумоистов выглядит как настойчивое «толкание» друг друга. При этом поединки в сумо чрезвычайно скоротечны: обычно они длятся одну – две минуты, схватки продолжительностью более пяти минут – большая редкость.

Для суматори немаловажен собственный вес. Современные сумоисты – люди крупной комплекции. А поскольку в технический арсенал этого вида борьбы не входят болевые приемы и агрессивные атакующие действия, основную массу тела сумоистов составляют не мускулы, а жировые отложения, что придает поединкам уникальную неповторимость: фактически перед зрителями выступают огромных размеров толстяки, большинство из которых не отличается атлетическим телосложением. Наряду с физической силой сумоист должен также обладать хорошей реакцией и чувством равновесия, удержать которое в ходе борьбы, – учитывая большой вес соперников, – весьма сложно.

В экипировку борцов сумо входят лишь специальные пояса – маваси, которые повязываются через пах на талии. Отсутствие какой-либо одежды на сумоистах не случайно, этим подчеркивается «чистый» характер этой благородной, по японским меркам, борьбы: соперники не имеют возможности спрятать оружие в складках, например, кимоно, в которых выступают дзюдоисты. Маваси соперника нередко используется сумоистом при проведении захватов и бросков, поскольку ухватиться за большинство частей тела отягченного большой жировой массой спортсмена просто невозможно. Умышленно срывать пояс с соперника запрещено, а потеря пояса по вине самого борца приводит к его дисквалификации (правда, случается это крайне редко).

Перед началом схватки спортсмены обязаны исполнить традиционную церемонию отряхивания бренной пыли со своих рук: они складывают ладони перед собой, а потом разводят их в стороны, показывая тем самым намерение бороться «чисто». Затем борцы делают полуприседания, упираясь руками в полусогнутые колени и глядя в глаза друг другу (так называемая поза сонке). В настоящее время подобные движения не более, чем дань традиции, но в древние времена это был своеобразный психологический поединок борцов, пытавшихся суровым взглядом и грозной позой подавить соперника морально. Такое «психологическое противостояние» длится, как правило, несколько минут – в 3–4 раза дольше, чем сам поединок. Борцы по 2–3 раза присаживаются друг напротив друга, а затем распрямляются и расходятся в стороны, усиливая тем самым напряжение в зале. Эти церемониальные подготовительные действия сопровождаются бросанием соли: участники поединка горстями бросают ее перед собой на помост, что является символом изгнания бесовских духов со спортивной площадки. Лишь после такой – достаточно продолжительной – церемонии борцы присаживаются в последний раз, упираются кулаками в помост и по сигналу судьи бросаются друг на друга.

По окончании поединка победитель опять занимает позу сонке – в ожидании официального решения судей. После его оглашения борец отводит в сторону правую руку ладонью вниз и лишь затем покидает помост.

 

 

Прически сумоистов

Культура тела в сумо развита чрезвычайно. Интересно, что после ухода в отставку многим рикиси удаётся путём специальной диеты в течение одного-двух лет вернуться к нормальному весу, превратившись в обычного человека. Помимо питания важную роль при этом играют массаж, водные процедуры, изощрённые ежедневные упражнения на гибкость и на растяжку, которые позволяют тучному борцу с лёгкостью выполнять гимнастический мостик, шпагат и тому подобные сложнейшие фигуры. Подчёркнутое внимание к телу и постоянная забота о его весьма своеобразной красоте составляют неотъемлемую часть быта рикиси. Наиболее ярким подтверждением этого культа, вероятно служат колоритные причёски, которыми борцы придают не меньшее значение, чем средневековые гейши придавали своим замысловатым куафюрам.

Волосы, собранные в узел на темени, позволяют в наши дни безошибочно выделить борца сумо в толпе.

Когда в 1871 г. император Мэйдзи издал указ о стрижке волос, только рикиси благодаря покровительству высокопоставленных чиновников правительства избежали общей участи. Высокая причёска, по убеждению сумоистов, не только служит атрибутом традиционного декора, но и амортизирует удар при падении. Нынешние прославленные рикиси, как и их предшественники в эпоху Токугава, с гордостью носят на голове ои-тёмагэ — пышный узел в форме листа дерева гингко. Их собратья не достигшие ещё звания мастера, довольствуются более скромной причёской — тён-магэ. По всей Японии насчитывается немногим более тридцати настоящих знатоков сумоистских причёсок, первоклассных цирюльников-токояма. Большинство клубов обходятся услугами подмастерьев.
Старинная мудрость гласит: Голову венчает причёска, бёдра венчает кэсё-маваси, ноги венчают большие пальцы. Если о больших пальцах ног каждый имеет достаточно полное представление, то на кэсё-маваси надо остановиться подробней. Зрители — европейцы и американцы — обычно принимают кэсё-маваси за расшитый передник. В действительности же это весьма сложная конструкцияшириной 68 см, длиной более 6 м и весом до 10 кг. Изготавливается кэсё-маваси из златотканого шёлка обычно вручную. Работа занимает не менее двух трёх недель и обходится заказчику в кругленькую сумму — до полумиллиона иен.

Гейша

Гейша — высокообразованная женщина, которая развлекает своих гостей или гостя (клиента) танцами, пением или приятной беседой на любую тему во время чайной церемонии.

Она одета в кимоно и носит традиционные макияж и причёску. Её профессия обозначается двумя иероглифами «искусство» (гэй) и «человек» (ся), означая «человек искусства» (гэйся).

В беседах гейша — это прекрасный психолог.

Изначально гейшами были только мужчины. Это были заводилы, типа тамады или массовика-затейника.

Более четырех веков назад, в японском городе Киото появилась первая профессиональная женщина-гейша. Вскоре представительницы слабого пола вытеснили с этой работы мужчин. В начале XIX века термин «гэйся» стал обозначением исключительно женской профессии.

Чаще гейшами становились девочки из бедных семей. Для обучения выбирали только способных и миловидных девочек. В нелегкой школе их учили, кормили, одевали, но и возлагали самую грязную работу по дому.

Раньше образование девочек начиналось с возраста десяти лет, а сегодня — строго с шестнадцати.

В строжайшей дисциплине юных девушек обучали:

§ Игре на музыкальных инструментах;

§ Ведению чайной церемонии;

§ Искусству беседы;

§ Танцам;

§ Поэзии;

§ Пению;

§ Иностранным языкам;

§ Тонкостям внешнего вида;

§ Искусству массажа;

§ Основам этикета.

1. Первые гейши были мужчинами
Первая гейша-женщина появилась в 1752 году, до этого сама мысль, что гейша может быть женщиной, казалась странной. До этого гейшами были мужчины в течение нескольких сотен лет. До 1600-х годов их не называли гейшами, но они существовали за 500 лет до этого.
С 13-го века были люди, которые делали именно то, что делали гейши: они развлекали знатных мужчин, угощали их чаем, пели для них, рассказывали забавные истории и позволяли чувствовать себя самыми важными людьми. Они развлекали гостей, принося радость.
К 1800-м годах уже стало привычно, что гейши - женщины.
До сих пор японцы называют гейш-женщин гейко, потому что в японском языке гейша обозначает мужчину.

 

2. Гейша - человек искусства
Гейши были людьми искусства - на самом деле, это то, что означает слово «гейко». Гейши годами обучались музыке и танцам и это никогда не прекращалось. Независимо от того, сколько лет гейше, она обязана была музицировать каждый день.
Многие из них играли на струнном инструменте под названием «шамисен», а некоторые писали собственную музыку.
Они славились написанием «меланхолических» песен и разработкой медленных, изящных танцев, наполненных сложной символикой. Чтобы приобрести эти навыки, нужны были годы. Гейш начинали учить с шестилетнего возраста, в домах гейш были свои школы искусства. В среднем приходилось учиться не менее пяти лет, чтобы можно было назваться гейшей.

 

3. Гейши с белой краской на лице, были несовершеннолетними девушками

Картина, которая появляется в большинстве наших умов, когда мы пытаемся представить гейшу, - это девушка с изысканным кимоно и украшениями в волосах, все ее лицо покрыто белой краской.
Это не совсем то, как выглядел гейша. Гейша покрывала лицо белой краской для особых случаев, но, как правило, они носили гораздо более приглушенный макияж, который не слишком отличался от макияжа, который могла носить любая другая женщина.
Девушки, которые гуляли с белой краской в течение дня, были майко: несовершеннолетние, ученицы, которые тренировались, чтобы стать гейшей.
Эти молодые девушки одевались так, как мы сегодня представляем гейшу. Белая краска и орнамент, которые они носили, на самом деле были символом неопытности; чем более опытная гейша была, тем более ярко ей разрешалось одеваться. К тому времени, когда гейша считалась одной из лучших, она вообще избавлялась от белой краски лица.

 

4. Предшественники Гейши были женщинами, которые одевались, как мужчины

Была еще одна группа под названием ширабяши, которую можно было считать ранней версией гейши. Эти ранние гейши были женщинами, но они сделали все возможное, чтобы их клиенты этого не заметили. Потому что они одевались, как мужчины. Ширабяши были танцовщицами. Они носили белый макияж, рассказывали истории, ставили шоу, играли музыку и развлекали гостей. Они, по сути, выполняли ту же функцию, что и гейши, за исключением того, что все они были одеты как самураи-мужчины.
Никто на 100% не уверен, почему эти женщины настаивали на наряде, как у мужчин, но самая популярная теория заключается в том, что клиентами у них были самураи.
В то время большинство самураев принимали мальчиков в качестве любовников. Считается, что эти девушки одеты как мальчики просто потому, что это то, чего хотели видеть мужчины, на которых они пытались произвести впечатление.

5. Большинство гейш имели лысые верхушки головы

Один верный способ распознать гейшу из костюма - от лысины на верхушке ее головы. На работе лысину прикрывали париком или гребнем. Они получали лысину во время тренировки как майко. У Майко были особенно экстравагантные прически, которые требовали, выдрать узкий пучок волос в верхней части головы. Гейши называли свои лысины медалью «майко ». В Японии это считалось признаком гордости. Это был явный признак того, что они много лет учились. Конечно, в Европе это не всегда было так же хорошо, как и дома. Одна гейша вернулась униженная, сообщив своим друзьям, что европейцы не могли понять, как лысина на голове была предметом гордости.


6. Старая гейша была более востребована

Не все гейши были молодыми. Расцвет гейш приходился на 50-60 лет, считалось, что в этом возрасте гейша красивее, умнее, опытнее.
Обычно, к 30 годам гейшам разрешалось не белить лицо.
Гейша уходила на пенсию, если выходила замуж, но если она хотела остаться гейшей, то продолжала ею быть, сколько угодно. Самая старая в мире гейша, которая до сих пор работает, Юко Асакуса, - ей 94 года и работает, как гейша с 13 лет. Обычно ее нанимают политики и невероятно богатыми бизнес-клиенты, которые готовы заплатить немного больше.


7. Обучение гейши было настолько строгим, что сегодня это незаконно

Современные гейши - это не совсем то же самое, что было раньше.
В старые добрые времена жизнь гейши обычно начиналась с ее обедневшей семьи, продающей ее в дом гейши, и ее обучение начиналось, когда ей исполнится шесть лет.
Сегодня в Киото работает около 250 гейко и майко, по сравнению с 2000, которые работали там сто лет назад. Современная гейша, однако, сильно отличается от вчерашней гейши. Они не начинают тренироваться, пока не исполнится 15 лет, они не работают рядом с куртизанками, и они не проходят строгую систему обучения. Некоторые гейш-дома сегодня предлагают только один день обучения в неделю. В 1998 году некоторые родители на самом деле пытались продать своего ребенка в гейш-дома, но это не совсем сработало. Они отправились в тюрьму - в наши дни продажа людей запрещена.


8. Есть еще мужская гейша

По-прежнему существуют мужские гейши. Есть удивительно большое количество мужчин, которые все еще работают как гейши. До 7 000 мужчин-гейш работают в районе Кабуки-чо Токио.
Возвращение мужчин-гейш началось в 1960-х годах, когда рынок открылся для состоятельных женщин, которым было скучно, пока их мужья на работе. Эти мужья часто не занимались деловыми сделками в домах гейш, и женщины полагали, что они заслуживают собственных гейш-домов, поэтому они начали нанимать мужчин, чтобы развлекали их. Сегодня существует несколько клубов, где женщины могут нанять «мужскую гейшу», которых чаще называют хусуто. У них обычно нет художественных талантов гейши прошлого, но они все еще могут пить с женщинами, льстить им и заставлять их чувствовать себя особенными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: