ТЕМА: АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Практическая работа № 2

Цель: Изучить особенности формирования природоведческих знаний у младших школьников.

Литература:

1. Комарова, В. И. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе: учебно-методическое пособие / В. И. Комарова, Е. О. Гребенникова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 251 с. — ISBN 978-5-9765-2431-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72655 (дата обращения: 04.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Блинова, С. В. Методика преподавания естествознания (отдельные вопросы): учебное пособие / С. В. Блинова. — Кемерово: КемГУ, 2014. — 60 с. — ISBN 978-5-8353-1591-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/58306 (дата обращения: 04.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Рожкова, Н.И. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ СРЕДНЕЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» / Н.И. Рожкова // Амурский научный вестник. — 2013. — № 1. — С. 125-133. — ISSN 9999-5022. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294115 (дата обращения: 04.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. — Москва: Прометей, 2013. — 254 с. — ISBN 978-5-7042-2492-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63292 (дата обращения: 04.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Задание 1: Законспектировать материал:

Опишите особенности и виды натуральных наглядных пособий, их роль в формировании природоведческих знаний у младших школьников и условия хранения; особенность обустройства и назначение пришкольного учебно-опытного участка; географическую площадку, ее составные части и роль в формировании природоведческих знаний у младших школьников.

Природоведческие знания у младших школьников формируются во время учебных занятий по предмету «Окружающий мир» с использованием натуральных наглядных пособий, во время работы на пришкольном учебно-опытном участке и географической площадке.

Натуральные наглядные пособия представлены натуральными природными объектами. Натуральные объекты играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.

К живым объектам относятся комнатные растения и животные уголка живой природы.

При организации уголка живой природы и работы в нем учащихся необходимо руководствоваться следующими требованиями:

· доступность материала возрасту учащихся;

· краеведческий подход в подборе материала;

· принцип сезонности в работе;

· общественно полезная направленность.

Отбор растений для оборудования уголка осуществляется с учетом требований школьной программы и обязательного минимума содержания образования. На примере комнатных растений учащиеся должны получить следующие представления:

1. о разнообразии растений. Для этого в классе следует иметь комнатные растения различных систематических групп: аквариумные водоросли, риччию (водяной мох), папоротники, голосеменные (можжевельник, туя) и различные виды цветковых растений.

2. об органах растений. Ученики не только знакомятся с органами растений, но и сравнивают их, выясняют, чем они похожи и чем отличаются. Поэтому в классе должны присутствовать комнатные растения, имеющие корни, стебли, листья, цветы и плоды разнообразной формы.

3. о способах размножения растений: стеблевыми черенками (герань, плющ, лимон и др.), частью листа (сан-севьера, бегония, традесканция и др.), целым листом. (глоксиния, колеус, фиалка и др.), корневыми отпрысками (агава, аралия и др.), усами (хлорофитум, саксиф-рага и др), луковицами (амариллис, гиацинт и др.).

4. об условиях жизни растений. Для этого нужны растения, приспособленные к различным условиям обитания: влаголюбивые (бегония, герань, колеус и др.) и засухоустойчивые (кактусы, алоэ и др.), светолюбивые (сансевьера, бегония и др.) и теневыносливые (традесканция, плющ и др.), теплолюбивые (бегония, араукария и др.) и холодоустойчивые (традесканция, риччия и др.).

Каждое растение должно иметь паспорт, в котором указывается название, родина, условия произрастания и правила ухода за растением.

Если в школе есть возможность содержать животных, то уроки по их изучению могут проводится в уголке живой природы: в нем обычно находятся аквариумы и террариумы, в которых содержатся моллюски, дафнии, плавунцы, аквариумные рыбы, лягушки, ящерицы, черепахи, могут находиться клетки с птицами, хомяками, крысами, морскими свинками и другими мелкими млекопитающими.

На примере этих животных учащиеся получают представление о разнообразии, особенностях строения и образа жизни животных различных систематических групп, способах питания, размножении животных и признаках приспособленности их к условиям обитания.

На базе уголка живой природы возможно проведение длительных наблюдений и исследовательских работ с младшими школьниками.

Большую роль играют растения и животные уголка живой природы в воспитании у детей уважения к любому живому существу, в формировании природоохранных умений и навыков.

Фиксированные объекты живой природы могут использоваться на уроках естествознания в качестве демонстрационного или раздаточного материала.

Для начальной школы созданы гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян. Кроме них учитель может пользоваться и гербариями растений различных природных зон по курсу географии и гербариями по систематике растений к курсу биологии.

Учитель начальных классов может помочь детям создать и самодельные гербарии, которые впоследствии будут использоваться в качестве раздаточного материала. Все гербарии должны храниться в коробках, на которых указана систематическая группа растений.

На уроках по изучению разнообразия и размножения животных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц, влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа, цыпленка). Учитель может попросить эти объекты в кабинете биологии.

К объектам неживой природы, которые необходимо иметь в классе, относятся коллекции «Минералы и горные породы», «Полезные ископаемые», «Почвы». Помимо фабричных коллекций можно использовать коллекции полезных ископаемых и почв своего края, которые нетрудно изготовить самим детям. Природных объектов в таких коллекциях должно быть достаточно для того, чтобы использовать их как раздаточный материал на практических раб

Все натуральные пособия хранятся в шкафах, размещаются на полках с указанием систематической группы объекта. На обратной стороне дверцы прикрепляется лист бумаги со списком названий находящихся в шкафу по полкам предметов. Все это необходимо для быстрого нахождения наглядных пособий к уроку. Раздаточный материал хранится в ящиках и коробочках специального шкафа, каждый ящик должен быть снабжен надписью или номером.

Необходимость создания школьных учебно-опытных участков передовые педагоги понимали со времен введения в народные училища курса естествознания. Одним из первых школьных садов в России конца XVIII в. был сад при Петербургском шляхетском корпусе, в котором кадеты обучались земледелию. В нем были представлены различные сорта культурных и коллекции лекарственных растений.

В Царскосельском лицее был сад, организованный в 1818 г. Он состоял из отдельных садиков воспитанников и ботанической площадки, созданной по Линнеевской системе.

С середины XIX в. педагогами усиленно пропагандировалось устройство Школьных садов в учебных целях. А.Я. Герд создал учебный сад при детской колонии для воспитания малолетних преступников.

В конце XIX в. пришкольные участки повсеместно создавались только при сельских школах. Это было необходимо как в образовательных целях, так и для материального обеспечения учителя.

Массовое развитие школьных учебно-опытных участков наблюдалось после революции 1917 г. Они возделывались с целью трудового воспитания учащихся и ради получения овощей для школьных столовых. На этих участках процветал детский физический труд, который превращался в нудную обязанность. Такая организация учебной работы была впоследствии раскритикована в постановлении ЦК ВКП(б) о школе.

С 1935 г. начинает складываться система учебно-опытнической работы на пришкольных участках. Большое внимание методике организации такой работы уделено в трудах П.А. Завитаева, Н.М. Верзилина, М.Н. Скаткина и др.

Все современные школы должны иметь учебно-опытные участки для постоянного использования с целью воспитания у учащихся интереса к сельскохозяйственному труду и развития у них первоначальных умений и навыков по выращиванию растений. На пришкольном участке проводится опытническая работа, на основе которой у детей формируются исследовательские умения.

Учебно-опытный участок для начальной школы выделяется как самостоятельный отдел. По возможности он должен быть расположен на ровной поверхности, хорошо освещен и защищен от господствующих ветров зданием школы или живой изгородью. Площадь участка зависит прежде всего от количества учащихся. В общей сложности земельная площадь, обрабатываемая вручную одним учеником, не должна превышать 2-4 м2.

На участке начальных классов оформляются овощной, плодово-ягодный, декоративный и коллекционный отделы. В городской школе самую большую площадь занимает цветник и декоративные деревья и кустарники, а в сельской — овощной отдел.

Сельскохозяйственный труд детей как и практическая работа на уроке начинается с постановки целей и определения плана работы. После выполнения намеченного плана подводятся итоги и фиксируются результаты работы. Физический труд и натуралистические исследования должны сопровождаться фенологическими наблюдениями.

По мнению М.Н. Скаткина, эффективность опытно-натуралистической работы зависит от умения учителя сочетать физический труд детей с умственным, «соединять работу рук учащихся с работой головы». Очень важно уже в начальной школе приучать детей к творческому труду.

Задание 2. Выбрать один раздел в программе по дисциплине «Окружающий мир» любого авторского УМК (кроме коррекционно-развивающей системы). Прочитать научные статьи учебника, предлагаемые для изучения тем выбранного раздела, выявить в них особенности трактовки природоведческих понятий.

Задание 3. Заполнить сводную таблицу по формулировке дефиниций основных и дополнительных понятий по каждой теме раздела, используя материалы учебника и словари.

Указать:

Название УМК: _________

 

Автор: ________

 

Год издания _______

 

Класс _______

 

Название раздела: __________

 

Количество часов на изучение раздела: _______

 

Название темы Дефиниции основных Дефиниции дополнительных
урока понятий понятий
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: