Гос упр в России в 19 веке.




Российская государственность в первой половине 19 века.

1.Гос упр в России в XIX веке.

2.Гос управление в условиях реформ и контрреформ во второй половине XIX в.

 

Гос упр в России в 19 веке.

Павел I, сын Екатерины II, пришел к власти в 42 года. Долгое ожидание власти, придворные интриги фаворитов царствующей матери негативно повлияли на его подозрительный, неуравновешенный характер и сказались на принятии им государственных решений. Став императором, Павел I попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти. Он хотел тем самым исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, не терпел возражений.

Идеалом царя для Павла I был Петр I, требовавший беспрекословного выполнения его воли. Поэтому, взойдя на престол, новый император попытался восстановить порядки начала XVIII в. Но первоначально он отменил почти все, что внесла его царствующая мать.

Изменения в государственном устройстве Павла I.

1. По новому закону о престолонаследии (1797 г.) власть императора переходила только к старшему сыну, а в его отсутствие — к брату царя. Этот закон не оставлял никаких шансов женщинам занять царский трон. Но он открыл путь к трону этническим немцам, сыновьям Александру, Константину и Николаю.

2. Были восстановлены петровские Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии. Однако решения в этих высших органах управления принимались теперь не коллегиально, а на принципах единоначалия, т. е. лично руководителем. Подобные новые органы управления создавались по другим отраслям экономики: Экспедиция государственного хозяйства, Сельского домоводства и др.

3. Сенат постепенно утрачивал свои основные государственные полномочия. Новый император по государственным вопросам встречался только с генерал-прокурором, игнорируя членов Сената.

4. Еще решительнее Павел I подверг ревизии систему местного управления, созданную его предшественниками. По его указанию были упразднены должности наместников, закрыты екатерининские приказы общественного призрения, управы благочиния. Городские думы были ликвидированы, а городское сословное управление слито с органами полиции.

5. При новом императоре изменилось административно- территориальное деление России, в которой проживало почти 70 млн человек. Вместо 50 губерний, созданных его матерью, были образованы 41 губерния, область Войска Донского, где жили в основном донские казаки, и 11 территорий находились на особом положении автономий (Лифляндия, Эстляндия, Курляндия, которые недавно были присоединены к России). По указанию Павла I прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим национальным территориям вернули прежние органы управления, существовавшие до Екатерины Великой.

6. Судебная система, созданная Екатериной II, также подверглась контрреформе. В конце 1796 г. были упразднены надворные и все губернские сословные суды, губернские магистраты, нижние и верхние расправы. Сословный дворянский суд превратился в суд для всего уездного населения, исключая горожан.

Все эти и другие контрреформы Павла I носили скорее бессистемный, чем целостный характер. Главной задачей нового монарха было разрушить то, что было сделано Екатериной II, с которой он находился в конфликте до ее смерти. По мнению ученых-историков, все преобразования Павла I были противоречивы: с одной стороны, централизация, сосредоточение власти в руках царя, ликвидация элементов самоуправления, с другой — возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Если бы реформы императора касались только сферы центральных органов власти, а не затрагивали жизнь российского общества, и прежде всего дворян, судьба его преобразований и его самого сложилась бы иначе.

В 1799 г. специальным указом императора были ограничены дворянские привилегии, дарованные Жалованной грамотой Екатерины II. Согласно указу:

1. дворяне вновь были обязаны служить;

2. они могли подвергаться телесным наказаниям;

3. губернские дворянские собрания упразднялись:

4. свободный выезд дворян за границу запрещался.

Такие нововведения монарха были направлены на усиление зависимости дворянского сословия от главы государства. Они принуждали дворян и их детей идти на государеву службу. Разумеется, такие реформы, а скорее контрреформы, отменявшие привилегии, дарованные Жалованной грамотой Екатерины II, дворянскому сословию явно не нравились.

Не могло понравиться дворянству как господствующему классу и то, как новый монарх ужесточал до крайности все государственное управление, укреплял единоначалие, вмешивался во все сферы управления через собственную канцелярию, генерал-прокурора Сената, через Синод, коллегии, углубляя его деспотическую форму. Не могли понравиться дворянам и изменения императора в отношении их крепостных крестьян.

По указу Павла I были уволены все малолетние офицеры, которые только числились, но фактически не служили в армии благодаря своим связям. В полках и ротах были введены муштра и палочная дисциплина.

Новый император особое внимание уделял парадам, для чего ввел парадную форму по образцу своего друга, прусского короля Фридриха II. Недовольство нововведениями жестко пресекал: увольнению подверглись 7 фельдмаршалов и 300 генералов, в том числе и великий полководец А. В. Суворов, который тоже возмущался новыми порядками в армии.

Вместе с тем император дал некоторое послабление солдатам и низшим чинам: полковым командирам запрещалось их использование в качестве прислуги и на хозяйственных работах. Кроме того, низшие чины могли теперь жаловаться на офицеров. Отличившиеся в боях солдаты увольнялись со службы раньше срока и получали в награду по 100 рублей и земельный надел в 15 десятин (примерно 16 гектаров, так как 1 десятина = 1,09 га).

Изменения в области цензуры.

В 1797 г. закрыты все частные типографии («чтобы смуту не сеяли»); в 1800 г. запрещен ввоз книг из-за границы и поездки во Францию; в разговорах нельзя было упоминать слова: «гражданин», «отечество», «общество» и т. п.

Причина этих нововведений вполне объяснима: император боялся просветительных идей Запада и распространения идей Французской революции на своих подданных. И уж совсем явным перебором был запрет Павла I на ношение широких шляп, отложных воротничков, бакенбардов, проведение балов и празднеств в ночное время.

Правление Павла I длилось недолго, около 5 лет (с 1796 г. по 1801 г.). Дальнейшее пребывание Павла I у власти, по мнению дворянства, было чревато для страны потерей политической стабильности. В ночь на 12 марта 1801 г. отряд заговорщиков, состоящий из дворян-офицеров, проник в Михайловский замок и убил императора. Эпоха дворцовых переворотов в России завершилась.

Преобразования государственного управления Александром I.

Восшествие на престол Александра I (1801-1825) русское дворянство встретило с восторгом.

К моменту воцарения Александра I дворянство оставалось господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право владения крепостными крестьянами. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все основные посты.

Новоиспеченный император, понимая, что от него ждет «главное сословие» страны, в спешном порядке восстановил Жалованную грамоту дворянству. Были возвращены по его указу все уволенные при Павле I офицеры, включая 15-летних, амнистированы 12 000 заключенных, разрешен выезд дворян за границу.

При Александре I дворянство не только вернуло себе все ранее имевшиеся привилегии, но и получило новые права, связанные с развитием капиталистических отношений. Оно получило право иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В сословных органах местного самоуправления благодаря увеличению имущественного ценза возросло количество мест, занимаемых дворянами, крупными землевладельцами. Это, безусловно, повысило их роль в принятии управленческих решений на местном уровне.

Одновременно Александром I была восстановлена и Жалованная грамота городам.

Следует отметить, что с развитием капиталистических отношений население российских городов в начале XIX в. значительно выросло, стало более заметным его расслоение. С усилением эксплуатации возрастает накал классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом.

Изменения в управлении государством.

Александр I, понимая, что править страной с успехом можно тогда, когда имеются надежные рычаги управления, приступил к совершенствованию центральных органов власти. Он намеревался повысить роль и значение Сената в управлении государством. Об этом свидетельствуют указы императора от 5 июля 1801 г. и 8 сентября 1802 г.

Согласно этим нормативным актам Сенату первоначально были предоставлены широкие административные и судебные полномочия. Статус Сената повышался почти до уровня петровских времен. В указе о восстановлении прав Сената от 8 сентября 1802 г. было сказано, что ему дозволяется даже выражать свое несогласие по реализации отдельных правовых актов, которые сопряжены «с великими неудобствами в исполнении».

Как это часто бывает, случай выразить свое несогласие с реализацией такого нормативно-правового акта представился весьма скоро. Александром I был издан указ, вводивший обязательную 12-летнюю службу для дворян, не дослужившихся до офицерского чина. Один из членов Сената, обнаружив, что этот указ императора противоречит Жалованной грамоте дворянству, которая освобождала это сословие от всех видов государственной службы, доложил императору «особое мнение». Реакция Александра I была почти мгновенной. Высочайшим указом от 21 марта 1803 г. Сенат был ограничен в праве выражать свое несогласие с текущим законодательством. В указе было установлено, что Сенат может делать «всеподданнейшие представления» только по законам, изданным до 1802 г., а не по «настоящим и будущим».

Однако на этом ревизия «восстановленных» прав Сената не заканчивалась. Часть функций и полномочий этого государственного органа вскоре была передана другим органам центрального управления. Должность генерал-прокурора Сената была слита с должностью министра юстиции. В 1811 г. Сенат был разделен на Судный и Правительствующий, а в 1813 г. он был поставлен в подчиненное положение Государственному совету.

Александр I, как и многие другие его предшественники, в своих решениях и делах опирался на узкий круг особо приближенных к императору. Первоначально это был Совет при императоре с узким составом членов. Затем был создан «непременный Совет» из 12 членов с чисто совещательными функциями.

В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет, который просуществовал с некоторыми изменениями более 100 лет. Основная функция Госсовета, по замыслу инициатора его создания М. М. Сперанского, состояла в подготовке проектов законодательных актов, которые должны были докладывать императору на высочайшее утверждение. Членами госсовета были крупные чиновники и состоятельные помещики в количестве от 40 до 80 человек. Госсовет состоял из 5 департаментов: 1) военных дел; 2) законов; 3) гражданских и духовных дел; 4) дел царства Польского; 5) государственной экономики. Делопроизводство велось канцелярией Госсовета, которую возглавлял госсекретарь.

Подчиняясь веяниям времени, оглядываясь на монархии Западной Европы, Александр I в 1818г. поручил своему приближенному Н. Н. Новосильцеву подготовить проект Российской конституции. Такой проект был подготовлен и император одобрил его актом под названием «Государственная уставная грамота Российской империи». Эта «Уставная грамота» предусматривала установление в России конституционной монархии. Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм. Государственный сейм (по проекту) должен был состоять из двух палат: Сената и Посольской палаты. Ни один закон не мог быть принят без обсуждения Сеймом, который обладал бы правом вето. «Уставная грамота» декларировала независимость судебной власти и гражданские свободы: свобода слова; печати; вероисповедания; равенство всех перед законом; неприкосновенность личности и частной собственности.

Однако проект государственно-правовых реформ, результатом которых должно было стать установление конституционной монархии, так и остался на бумаге, не был воплощен в жизнь. Противником кардинальных реформ в России был сам император. А вот польскую конституцию монарх в 1815 г. высочайше утвердил.

В соответствии с царским Манифестом в 1802 г. вместо петровских коллегий было создано 8 министерств: юстиции, внутренних дел, финансов, просвещения, коммерции, иностранных дел, морских сил и военных сухопутных сил. Министрам вверялась исполнительная власть в рамках компетенции своих ведомств. Министров назначал лично император. Перед ним министры и отчитывались.

МВД и министерство просвещения не имели предшественников. Это были новые органы управления. В 1817 г. министерство просвещения получило в свое подчинение Синод и было переименовано в министерство духовных дел и народного просвещения. Министерство внутренних дел руководило деятельностью местных административно-полицейских учреждений. В 1810 г. из него было выделено особое министерство полиции, предназначенное для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением. Новое министерство просуществовало не долго. В 1819 г. оно вновь вошло в состав МВД. Здесь следует подчеркнуть, что кроме министерства внутренних дел карательные функции в России, как и в любом другом эксплуататорском государстве, выполняли судебные учреждения, армия и некоторые другие звенья государственной системы.

Формирование новых отраслевых органов государственного управления требовало и новых подходов к организации их работы, в том числе по координации деятельности в масштабах империи. Первоначально министерства подчинялись Сенату, когда император соизволил восстановить его петровский статус. Но после известных событий Сенат был отстранен от руководства министерствами.

В 1802 г. по указу царя в соответствии с планом М. М. Сперанского был создан Комитет министров. Он предназначался для решения вопросов, относящихся к компетенции многих ведомств или требовавших совместного обсуждения. Председательствовал на заседаниях Комитета министров сам император. Кроме министров в этот коллегиальный орган государственного управления входили также их заместители — «товарищи министров», представители департаментов Госсовета, государственный секретарь и некоторые другие лица, назначенные императором.

Комитет министров собирался регулярно, рассматривая важнейшие государственные дела и проблемы. Правовой акт о Комитете министров содержал маленькую, но весьма характерную для монархии норму: «Никакое заключение комитета не проводится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения».

Государственный совет в качестве законосовещательного органа при императоре, Комитет министров как высший исполнительно-распорядительный орган, с которым император совещался по текущим вопросам управления страной, только укрепляли самодержавный фасад государственного здания, не касаясь его фундамента — абсолютной власти императора.

При Александре I произошла некоторая реорганизация судебной власти, которую трудно отнести к реформам в обычном их понимании, разве что создание ведомственных судов да возложение на суды некоторых нотариальных функций говорит о проделанной работе в судебном ведомстве. Высшей судебной инстанцией вместо Сената стал Государственный совет, который согласно императорскому указу стал высшим апелляционным судом.

При Александре I была введена аракчеевщина (1815— 1825 гг.) по имени военного министра А. А. Аракчеева. После войны с Наполеоном доверие Александра I к А. А. Аракчееву настолько возросло, что он возложил на него исполнение не только военных, но и гражданских вопросов. С 1815 г. А.А. Аракчеев фактически руководил работой Государственного совета, Комитета Министров и Собственной Его Императорского Величества канцелярией. По инициативе А. А. Аракчеева в России была введена система «военных поселений». Крестьяне, включенные в систему «военных поселений», должны были соединять земледельческие работы с военной службой. От этого гнет крестьян еще больше усилился. Антиправительственные крестьянские выступления участились. Но, несмотря на антиправительственные выступления и роптания крестьян — военных поселенцев, А. А. Аракчеев сумел довести их численность до 375 тыс. человек.

Таким образом, в Российской империи в начале XIX в. не было единства органов административно-территориального управления. Сложившаяся исторически, эта система была громоздка, неповоротлива и не всегда отвечала требованиям времени.

Реформа государственного управления Николая I.

Последние годы царствования Александра I, как отмечали историки, были мрачными для страны и тягостными для самого императора. Под грузом проблем, известий о готовящемся государственном перевороте, открытых антиправительственных выступлений угнетенного народа монарх с головой ушел в религию, а позднее и в мистицизм. В ноябре 1825 г., за месяц до восстания декабристов, император Александр I скоропостижно скончался в Таганроге. На престол взошел Николай I (1825-1855).

Методы управления государством в эпоху Николая I отличались централизацией, бюрократизацией и военизацией административного аппарата. Все важные государственные вопросы Николай I стремился решать сам.

Третий сын Павла I, Николай Павлович крайне негативно воспринимал западноевропейские идеи о конституционной монархии. Восстанием декабристов он был так напуган, что очень много внимания уделял мерам по предотвращению новых революционных потрясений. «Революция на пороге России, — оценил он выступление офицеров на Сенатской площади. — Но клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни». Этим высказыванием было определено главное направление его государственной деятельности.

По именному указу Николая I было создано Третье отделение. В его состав вошла Особая канцелярия министерства внутренних дел. Возглавил Третье отделение граф А. X. Бенкендорф, безгранично преданный императору. Николай I поставил перед новой государственной структурой задачи по упреждению революции, борьбе с инакомыслием, высылке из страны и лишению свободы политически неблагонадежных и подозрительных лиц.

Третье отделение структурно входило в состав Собственной его Императорского Величества канцелярии, которая была создана еще Александром I в 1812 г. Через Собственную канцелярию оно подчинялась непосредственно императору. Это придавало царской охранке не только нужный вес, но и большие полномочия. Третье отделение могло затребовать нужные сведения у любого министра и губернатора, и те были обязаны предоставить их «незамедлительно». Более того, генерал-губернаторы и другие государственные чиновники, что-либо знавшие о готовящихся антиправительственных выступлениях, обязаны были доносить об этом на имя императора.

В помощь Третьему отделению по императорскому указу от 1827 г. был создан специальный корпус жандармов, достигнувший вскоре значительной численности — 6000 человек. Поэтому вскоре оно стало называться Третье (жандармское) отделение. Жандармский корпус в соответствии с положением имел свое управление в каждой губернии и в 7 генерал-губернаторских округах. Оперативное управление силами и средствами осуществляло главное жандармское управление, подчинявшееся графу А. X. Бенкендорфу. В непосредственном подчинении окружных и губернских управлений находились жандармские команды и дивизионы, созданные в каждом губернском центре, крупных крепостях и портовых городах.

Таким образом, Третье отделение имело широко разветвленную сеть специальных органов, располагавших силами и средствами для борьбы с инакомыслящими. Оно осуществило расправу над декабристами, руководило разгоном крестьянских антиправительственных выступлений, прекращало деятельность революционно настроенных кружков и организаций. Его стараниями был ликвидирован студенческий кружок Московского университета во главе с А. И. Герценом. В стране не было ни одного демократически настроенного писателя, который не находился бы у Третьего отделения под колпаком. Сформированная отечественная жандармерия являлась специальным карательным органом, который ставился императором выше полиции.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достигает своего апогея. Монарх, особенно в правление Николая I, концентрирует всю государственную власть в своих руках. Собственная Его Императорского Величества канцелярия становится одним из важнейших органов личной власти и управления российского монарха.

Работали в этом учреждении люди весьма неглупые. Начальник Третьего отделения граф А. X. Бенкендорф докладывал императору, что «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». И был прав.

В период правления Николая I значительно расширяется штат бюрократов, чиновников, разного рода «столоначальников». Если при Павле I численность чиновников не превышала 16 тыс. человек, то к концу царствования его сына, Николая I, это число перевалило за 74 000 человек. Рост почти в 5 раз. На особо важные посты Николай I, как и большинство его предшественников, назначал людей, лично преданных ему. А на большинство постов среднего управленческого уровня (в губернии) царь назначал военных, считая, что именно военные с их армейской дисциплиной, верностью государю могут быть еще и честными, и неподкупными. Но и бывшие военные, становясь руководителями, занимались казнокрад­ством и мздоимством.

В годы правления Николая I коррупция, взятки расцвели пышным цветом и приняли невиданные ранее масштабы. Несмотря на то, что по распоряжению императора чиновни­кам были значительно увеличены должностные оклады, по сведениям, поступавшим главе государства, из 55 российских губернаторов не брали взяток только трое:

1.очень богатый землевладелец Н. Е. Писарев;

2.бывший декабрист А. Н. Муравьев;

3.сын А. Н. Радищева — А. А. Радищев.

Остальные 52 губернатора честностью и неподкупностью не отличались.

Изменение правовых норм в рассматриваемый период преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя, личной власти императора.

В 1830 г. было издано Полное собрание законов Российской империи, составленное специальным коллективом во главе с М. М. Сперанским. После одобрения императором и издания Полного свода законов кодификаторы во главе с М. М. Сперанским приступили ко второму этапу работы — созданию действующего Свода законов Российской империи. При его составлении исключались законы и нормы, утратившие силу, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

Чиновники, получившие в свое распоряжение Свод законов империи, могли улучшить свою правовую подготовку, смогли лучше ориентироваться в огромном законодательном массиве, который содержал более трехсот тысяч правовых актов.

Издание Свода законов способствовало также устранению правовой неграмотности многих сословий и групп населения, живших в Российской империи.

Развитие капиталистических отношений в первой половине XIX в. повлекло за собой принятие новых правовых актов, совершенствование правовой системы в этой части российского законодательства. В этот период издаются законы и указы, направленные на совершенствование банковского и обязательственного права, залогового права. Получить кредит в банке становилось возможным под залог «благоприобретенного», то есть законного имущества, в том числе имений. Разрешалось законодательством получать заем у частных лиц, оставляя им в залог движимое и недвижимое имущество. О развитии залогового права в России говорит тот факт, что к 1861 г. более половины имений было заложено.

Благодаря новому законотворчеству стали появляться акционерные общества, всевозможные товарищества (полное, на вере, товарищество «по участкам»), которые способствовали развитию капитализма в России. Законодательство регулировало эти процессы, устанавливало ответственность за не соблюдение «правил игры». Так, гражданским правом было установлено, что полное товарищество отвечает по обязательствам всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым, а акционерные компании несут ответственность только в пределах «складочного капитала». Государственное управление
в условиях реформ и контрреформ
во второй половине XIX в.

В 1856 г. после смерти Николая I на российский трон взошел император АлександрII. Правление императора Александра II (до 1881г.) стало периодом проведения радикальных реформ и преобразований российского общества.

При Александре II в России разрабатывались и готовились к осуществлению многие буржуазные реформы: по отмене крепостного права, улучшению уголовного и процессуального законодательства, местного самоуправления, укреплению армии, полиции, судов, образования. Готовилась и конституционная реформа и вытекавшая из нее реформа государственного управления.

Вопрос о конституционной реформе возник в первые годы правления нового монарха. Уже тогда в правительственных кругах стала обсуждаться проблема координации деятельности всех отраслей государственного управления или, как тогда говорили, единства власти. Дело в том, что существовавший тогда порядок принятия решения на государственном уровне не обеспечивал такого единства власти. Каждый министр докладывал свои вопросы императору лично. При этом нередко министры действовали несогласованно, а то и просто не знали о действиях друг друга.

Правительства как коллегиального органа, способного вырабатывать свою концепцию, не существовало. Правда, действовал Комитет министров, была даже должность председателя Комитета министров. Но Комитет не занимался решением стратегических проблем в масштабе огромной страны, а был занят осуществлением, как сейчас говорят, оперативных, текущих повседневных вопросов, вплоть до назначения пособий и пенсий конкретным чиновникам.

При императоре Александре II в качестве законосовещательного органа был Государственный совет. Его состав не был постоянным. Он был подвержен внезапным ротациям по воле монарха, постоянно пополнялся отставными министрами и другими престарелыми сановниками. Разумеется, от такого кадрового состава Государственного совета трудно было ждать кардинальных реформ и деятельной энергии по их воплощению.

В условиях абсолютной монархии император был наделен всей полнотой как законодательной, так и исполнительной власти. В таких условиях монарх должен был координировать и объединять деятельность всех министерств и ведомств, направлять их на решение государственных проблем. Но государственное управление усложнялось настолько, что он физически не в состоянии был это делать. Поэтому в 1857 г. был создан Совет министров, в который вошли ведущие министры и руководители самостоятельных ведомств, а также руководители, возглавлявши^ в то время Государственный совет и Комитет министров.

В отличие от Комитета министров, по-прежнему занимавшегося текущими делами, Совет министров под председательством императора обсуждал и решал важнейшие вопросы государственной жизни.

Схематично государственное управление второй половины XIX в. выглядит следующим образом (рис. 2).

Нередко император использовал такую форму обсуждения насущных государственных вопросов, как созыв различных Особых совещаний. Обычно глава государства предварительно поручал двум-трем министрам или иным приближенным лицам разобраться в каком-то деле. Если император считал дело или обсуждаемый вопрос важным, он лично принимал участие в работе совещания. Особые совещания при императоре готовили свои рекомендации по решению проблемы, некоторые из них, если требовалось, облекались в форму проекта нормативного акта. В том случае, если самодержец соглашался с рекомендациями Особого совещания, он подписывал подготовленный проект. Чаще всего предложения этих совещаний принимали формы «высочайшего» указа.

Особые совещания, не имевшие постоянной основы, специального аппарата помощников и экспертов, не могли готовить фундаментальных перемен в стране. Поэтому многие реформы того времени носили половинчатый характер. Недовольство ими проявляли не только крестьяне, разночинная интеллигенция, но даже господствующий класс.

В высших эшелонах власти, в политической элите того времени боролись две основные группировки: буржуазнолиберальная, объединившаяся вокруг брата царя, великого князя Константина Николаевича, занимавшего пост председателя Госсовета, и сторонников незыблемости самодержавия во главе с наследником престола, будущим царем Александром III. В последнюю, консерватггвную группировку входил К. П. Победоносцев, воспитатель и наставник Александра III, профессор права Московского университета.

Столкновения этих группировок происходили при подготовке практически всех законопроектов о реформах. Однако наиболее резкими они были при обсуждении конституционных проектов.

Взрыв в Зимнем дворце 5 феврале 1880 г. привел к диктатуре М. Т. Лорис-Меликова, ставшего начальником Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями. Популярный генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., он хорошо понимал, что одними репрессиями укрепить самодержавие невозможно. Поэтому он проводил, с одной стороны, политику беспощадных репрессий в отношении участников революционного движения, а с другой — старался привлечь на свою сторону либеральное дворянство и буржуазию обещаниями конституции.

В августе 1880 г. М. Т. Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел России. В январе 1881 г. он подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как «конституция Лорис-Меликова». При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип — народного представительства. Преобразованный Государственный совет становился как бы прообразом будущего парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.

Александр II в общих чертах одобрил проект М. Т. Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего «Правительственного сообщения». По иронии судьбы это произошло утром 1 марта 1881 г., в день его убийства.

Александр II вошел в историю как император, отменивший крепостное право в России. Выступая перед московскими дворянами 31 марта 1856 г. с речью, он произнес слова, ставшие знаменитыми: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

19 февраля 1861 г. Александр II подписал два документа, возвестивших об отмене крепостного права:

1.«Манифест об отмене крепостного права»;

2.«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

В результате аграрной реформы помещики не только сохранили за собой огромные земельные площади и дешевую рабочую силу, но и в целом сохранили свой доход, который получали до отмены крепостного права. До отмены выкупных платежей (в 1907 г.) крестьяне России выплатили огромную сумму — более 2 млрд рублей. Такова царская милость, дарованная Александром II (Освободителем) своим подданным.

В связи с отменой крепостного права в России была проведена ревизия законодательства. Были отменены законы и другие правовые акты, касавшиеся крепостной зависимости крестьян, вносились изменения в Уголовное и Гражданское уложения. Были изданы второе и третье Полное собрание законов Российской империи. В него вошла значительная часть обновленного пореформенного законодательства.

Главным положительным итогом крестьянской реформы 1861 г. была отмена крепостного права, получение крестьянами равных прав с другими сословиями (кроме дворян), в том числе на свободу личности, на обучение, на судебную защиту и т. д.

С отменой крепостного права, в России быстрыми темпами стали развиваться капиталистические отношения. Городская промышленность получила массу свободных рабочих рук. Быстрыми темпами начали строиться новые фабрики и заводы. В деревне постепенно стали налаживались новые отношения, связанные с возможностью купли- продажи земельных наделов новой категории собственников. В сельском хозяйстве начал широко использоваться вольнонаемный труд. Быстрее стал развиваться внутренний рынок.

Наиболее последовательной из реформ 60-х гг. XIX столетия была судебная реформа. Переход к новой судебной системе был осуществлен по царскому указу под названием «Учреждение судебных установлений», изданному 20 ноября 1864 г. Одновременно были опубликованы и новые судебные уставы: устав уголовного судопроизводства, устав гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В Российской империи вводился институт присяжных, провозглашались презумпция невиновности, гласность и состязательность в суде, равная ответственность всех лиц, независимо от сословия, устанавливалась независимость суда от администрации, прокурорский надзор. Неправедные решения суда стороны можно было обжаловать в апелляционном и кассационном порядке. Таким образом, судебный процесс в пореформенной России включил новые принципы и институты.

Страна была разделена на 108 судебных округов, в которых вводились общие судебные учреждения для всех сословий с единым порядком судопроизводства.

Судебный округ мог включать сразу несколько губерний, поэтому окружной судья не был зависим от губернатора и его чиновников.

Сенат по-прежнему оставался высшей судебной инстанцией и мог отменять решения всех судов в кассационном порядке. Для этого в его составе образовывались департаменты гражданских и уголовных дел.

Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, в который входили члены Сената и Госсовета.

Таким образом, после проведения судебной реформы судебная система России сделала шаг вперед в своем развитии. Судебная власть стала более гибкой и независимой. Введение института мировых судей разгрузило окружных судей, освободило их от потока малозначащих дел.

Вводился новый институт для российского правосудия — адвокатура, так называемые «присяжные поверенные». Они не состояли на государственной службе, были независимы от суда и прокуратуры. Адвокаты (присяжные и частные поверенные) объединялись в коллегии. Присяжным поверенным могло стать лицо с высшим юридическим образованием и имевшее пятилетний стаж работы. Институт частных поверенных введен в России с 1874 г. с связи с нехваткой профессиональных адвокатов. Частные поверенные могли участвовать только в тех делах, к которым их допускал суд.

Судебная практика этого времени увлекательно описана в работах известных адвокатов того времени: А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако и др.

В 1864 г. в России введен нотариат. По Судебным уставам нотариальные конторы разрешалось открывать в Москве, Санкт-Петербурге, в губернских центрах и уездных городах. Нотариусы получили право удостоверять документы и оформлять сделки. Нотариально оформленные документы принимались судами в качестве весомых доказательств при рассмотрении имущественных, наследственных и других дел.

Реформы местного самоуправления и образования.

Важным шагом в совершенствовании системы управления на местах стало осуществление земской реформы. 1 января 1864 г. монарх утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Оно предписывало:

1. создавать новые органы местного самоуправления в губерниях и уездах, которые получили название «земства»;

2. выборы проводить на основе имущественного ценза (ограничения), по куриям.

Первая курия — землевладельческая — формировалась из владельцев земли площадью от 200 до 800



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: