Эпидемиологическое значение воды




Задание

1. Прочитайте учебный материал к данной теме занятия в руководстве к практическим занятиям: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»; Раздел «Общая гигиена», с. 256- 262 и в учебнике: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ», с. 85-90, 99-101..

2. Письменно заполните представленные таблицы, схемы, предложения.

3. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы по теме занятия.

4. Дайте ответы на тестовые вопросы.

5. В аудитории – решите ситуационную задачу по оценке качества воды нецентрализованных систем водоснабжения.

1. Заполните таблицу:

Перечислите критерии эпидемиологической безопасности воды

Показатели Единицы измерения Норматив СанПиН 2.1.1074-01 Питьевая вода. Гиг.требования к качеству воды централизованного водоснабжения) Норматив СанПиН (2.1.4.1175-02) (децентр. водосн,)
Термотолерантные колиформные бактерии Число бактерий в 100 мл1)    
Общие колиформные бактерии2) Число бактерий в 100 мл1)    
Общее микробное число2) Число образующих колонии бактерий в 1 мл    
Колифаги3) Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл    
Споры сульфитредуцирующих клостридий4) Число спор в 20 мл    
Цисты лямблий3) Число цист в 50 л    

2. Заполните таблицу:

Эпидемиологическое значение воды

Заболеваения, передающиеся с водой Заболевания и (или) возбудители
Кишечные инфекции  
Условно-патогенные  
Вирусные заболевания  
Антропозоонозные инфекции  
Другие  
Протозойные инфекции  
Глистные инвазии  
Водоросли  
Трансмиссивные заболевания  

NB!

 
 

 

 


Выделяют 4 зоны сапробности:

1. Полисапробная зона. В воде присутствуют разлагающиеся белки, условия среды анаэробные, характер биохимических процессов восстановительный, много сероводорода.

2. α-мезосапробная зона. Присутствуют амино- и амидокислоты, условия среды полуанаэробные, характер биохимических процессов восстановительно-окислительный, присутствует сероводород.

3. β-мезосапробная зона. Соединения азота в форме солей аммония, нитритов и нитратов. Кислорода обычно много, но возможны заморы у дна и ночью из-за прекращения фотосинтеза. Сероводород иногда присутствует в больших количествах. Характер биохимических процессов окислительный.

4. Олигосапробная зона. Незагрязненные, чистые воды. Соединения азота в форме нитратов, вода насыщена кислородом, углекислоты мало, сероводород отсутствует.

Организмы-показатели сапробности водоема:

Ответьте на вопрос:

3. С учетом сапробности, какие поверхностные источники предпочтительнее использовать для водоснабжения и почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

4. Содержание в воде водоема растворенного кислорода зависит от процессов:

1). ____________________________________________________________

2). _____________________________________________________________

3). _____________________________________________________________

5. Закончите предложение:

Снижение концентрации растворенного кислорода свидетельствует об ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Закончите предложение:

Количество кислорода (в миллиграммах), идущего на окисление органических и неорганических веществ, содержащихся в 1 л воды, при взаимодействии с сильными окислителями_____________________________________________

6. Продолжите предложение:

Химическое потребление кислорода – это ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заполните таблицу:

Источники загрязнения воды органическими веществами:
Природного происхождения Техногенного происхождения
   
Пути поступления
1. 2.

8. Продолжите предложение:

Показатель качества воды, характеризующий суммарное содержание в воде органических веществ, называется ____________________________________________________________________

9. В водоемах с большим содержанием органических веществ

Количество растворенного кислорода __________________________________

10. Заполните схему:


11. Метод определения БПК:____________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

12. Продолжите предложения:

Определение растворенного в воде кислорода проводится _______________________________________________________________________

13. Принцип метода определения О2:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
.

14. Прибор для определения содержания О2 в воде называется
______________________________________________

15. Заполните таблицу:

Норматив
показатель СанПиН 2.1.1074-01 Питьевая вода. Гиг.требования к качеству воды централизованного водоснабжения) СанПиН (2.1.4.1175-02) (децентр. водосн,)
окисляемость    
БПК    

Методы определения азотсодержащих солей в воде.

Цель занятия: ознакомить студентов с методами определения солей аммония, нитритов и нитратов в воде.

Студенты должны:

· уметь: определять соли аммония, нитриты и нитраты в пробах воды;

· владеть: методами контроля качества воды по азотсодержащим минеральным соединениям.

Задание

1. Прочитайте учебный материал к данной теме занятия в руководстве к практическим занятиям: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»; Раздел «Общая гигиена», с. 248- 255 и в учебнике: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ», с. 85-90, 99-101.

2. Письменно заполните представленные таблицы, схемы, предложения.

3. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы по теме занятия.

4. Дайте ответы на тестовые вопросы.

5. В аудитории – решите ситуационную задачу по оценке качества воды.

1. Заполните:

Источники загрязнения водных объектов ионами аммония  
 
 

2. Закончите схему минерализации органических веществ, отметив на схеме промежуточные и конечные продукты минерализации, а также, степень давности загрязнения водоема органическими веществами, и соответственно, степень эпидемиологической опасности:

3. Расположите азотсодержащие соли по степени увеличения токсичности:

4. Продолжите предложение:

Заболевание, связанное с токсическим действием нитратов/нитритов, поступающих водным путем, носит название _________________________________________________________________
_______________________________________________________________

5. Заполните таблицу:

6.

(Название заболевания)
Где чаще встречается заболевание?  
Тип водоснабжения  
Возрастные группы  
Норматив нитратов в питьевой воде, мг/л  
Рекомендуемый норматив нитритов в питьевой воде?  
Что образуется в крови?
 
 


_________________ _______________

Как проявляется это заболевание?
Какие осбенности детского организма способствуют развитию заболевания?  

7. Впишите формулу, которую используют при совместном нормировании в воде нитритов и нитратов:

 
 


8. Заполните таблицу:

Метод исследования Принцип метода Реактив Окраска раствора в присутствии солей
Определение аммонийного азота в воде NH4+ (мг/л)      
Определение азота нитритов в воде NO2– (мг/л)      
Определение азота нитратов в воде NO3– (мг/л)      

Алгоритм проведения санитарно-химического исследования воды с целью определения органического загрязнения. (На схеме укажите давность органического загрязнения и наличие процессов самоочищения водоема.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: