Задание
1. Прочитайте учебный материал к данной теме занятия в руководстве к практическим занятиям: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»; Раздел «Общая гигиена», с. 256- 262 и в учебнике: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ», с. 85-90, 99-101..
2. Письменно заполните представленные таблицы, схемы, предложения.
3. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы по теме занятия.
4. Дайте ответы на тестовые вопросы.
5. В аудитории – решите ситуационную задачу по оценке качества воды нецентрализованных систем водоснабжения.
1. Заполните таблицу:
Перечислите критерии эпидемиологической безопасности воды
Показатели | Единицы измерения | Норматив СанПиН 2.1.1074-01 Питьевая вода. Гиг.требования к качеству воды централизованного водоснабжения) | Норматив СанПиН (2.1.4.1175-02) (децентр. водосн,) |
Термотолерантные колиформные бактерии | Число бактерий в 100 мл1) | ||
Общие колиформные бактерии2) | Число бактерий в 100 мл1) | ||
Общее микробное число2) | Число образующих колонии бактерий в 1 мл | ||
Колифаги3) | Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл | ||
Споры сульфитредуцирующих клостридий4) | Число спор в 20 мл | ||
Цисты лямблий3) | Число цист в 50 л |
2. Заполните таблицу:
Эпидемиологическое значение воды
Заболеваения, передающиеся с водой | Заболевания и (или) возбудители |
Кишечные инфекции | |
Условно-патогенные | |
Вирусные заболевания | |
Антропозоонозные инфекции | |
Другие | |
Протозойные инфекции | |
Глистные инвазии | |
Водоросли | |
Трансмиссивные заболевания |
NB!
Выделяют 4 зоны сапробности:
1. Полисапробная зона. В воде присутствуют разлагающиеся белки, условия среды анаэробные, характер биохимических процессов восстановительный, много сероводорода.
|
2. α-мезосапробная зона. Присутствуют амино- и амидокислоты, условия среды полуанаэробные, характер биохимических процессов восстановительно-окислительный, присутствует сероводород.
3. β-мезосапробная зона. Соединения азота в форме солей аммония, нитритов и нитратов. Кислорода обычно много, но возможны заморы у дна и ночью из-за прекращения фотосинтеза. Сероводород иногда присутствует в больших количествах. Характер биохимических процессов окислительный.
4. Олигосапробная зона. Незагрязненные, чистые воды. Соединения азота в форме нитратов, вода насыщена кислородом, углекислоты мало, сероводород отсутствует.
Организмы-показатели сапробности водоема:
Ответьте на вопрос:
3. С учетом сапробности, какие поверхностные источники предпочтительнее использовать для водоснабжения и почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Содержание в воде водоема растворенного кислорода зависит от процессов:
1). ____________________________________________________________
2). _____________________________________________________________
3). _____________________________________________________________
5. Закончите предложение:
Снижение концентрации растворенного кислорода свидетельствует об ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Закончите предложение:
Количество кислорода (в миллиграммах), идущего на окисление органических и неорганических веществ, содержащихся в 1 л воды, при взаимодействии с сильными окислителями_____________________________________________
|
6. Продолжите предложение:
Химическое потребление кислорода – это ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните таблицу:
Источники загрязнения воды органическими веществами: | |
Природного происхождения | Техногенного происхождения |
Пути поступления | |
1. 2. |
8. Продолжите предложение:
Показатель качества воды, характеризующий суммарное содержание в воде органических веществ, называется ____________________________________________________________________
9. В водоемах с большим содержанием органических веществ
Количество растворенного кислорода __________________________________
10. Заполните схему:
11. Метод определения БПК:____________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
12. Продолжите предложения:
Определение растворенного в воде кислорода проводится _______________________________________________________________________
13. Принцип метода определения О2:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________.
14. Прибор для определения содержания О2 в воде называется
______________________________________________
15. Заполните таблицу:
Норматив | ||
показатель | СанПиН 2.1.1074-01 Питьевая вода. Гиг.требования к качеству воды централизованного водоснабжения) | СанПиН (2.1.4.1175-02) (децентр. водосн,) |
окисляемость | ||
БПК |
Методы определения азотсодержащих солей в воде.
|
Цель занятия: ознакомить студентов с методами определения солей аммония, нитритов и нитратов в воде.
Студенты должны:
· уметь: определять соли аммония, нитриты и нитраты в пробах воды;
· владеть: методами контроля качества воды по азотсодержащим минеральным соединениям.
Задание
1. Прочитайте учебный материал к данной теме занятия в руководстве к практическим занятиям: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»; Раздел «Общая гигиена», с. 248- 255 и в учебнике: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ», с. 85-90, 99-101.
2. Письменно заполните представленные таблицы, схемы, предложения.
3. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы по теме занятия.
4. Дайте ответы на тестовые вопросы.
5. В аудитории – решите ситуационную задачу по оценке качества воды.
1. Заполните:
Источники загрязнения водных объектов ионами аммония | |
2. Закончите схему минерализации органических веществ, отметив на схеме промежуточные и конечные продукты минерализации, а также, степень давности загрязнения водоема органическими веществами, и соответственно, степень эпидемиологической опасности:
3. Расположите азотсодержащие соли по степени увеличения токсичности:
4. Продолжите предложение:
Заболевание, связанное с токсическим действием нитратов/нитритов, поступающих водным путем, носит название _________________________________________________________________
_______________________________________________________________
5. Заполните таблицу:
6.
(Название заболевания) | ||||
Где чаще встречается заболевание? | ||||
Тип водоснабжения | ||||
Возрастные группы | ||||
Норматив нитратов в питьевой воде, мг/л | ||||
Рекомендуемый норматив нитритов в питьевой воде? | ||||
Что образуется в крови? | _________________ _______________ | |||
Как проявляется это заболевание? | ||||
Какие осбенности детского организма способствуют развитию заболевания? |
7. Впишите формулу, которую используют при совместном нормировании в воде нитритов и нитратов:
8. Заполните таблицу:
Метод исследования | Принцип метода | Реактив | Окраска раствора в присутствии солей |
Определение аммонийного азота в воде NH4+ (мг/л) | |||
Определение азота нитритов в воде NO2– (мг/л) | |||
Определение азота нитратов в воде NO3– (мг/л) |
Алгоритм проведения санитарно-химического исследования воды с целью определения органического загрязнения. (На схеме укажите давность органического загрязнения и наличие процессов самоочищения водоема.)