Темы рефератов по дисциплине (максимальный балл - 50)




Весенний семестр 2018-2019 учебного года

Учебные группы заочного отделения

 

Пояснительная записка

Место дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в структуре образовательной программы. Программа дисциплины разработана в соответствии с: федеральным государственным

образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки

Дисциплина относится к базовой части учебного плана.

Трудоемкость дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту»: 0 ЗЕ / 328 часов, в том числе 10 часов предназначены для контактной работы с преподавателем и 318 часов отводится на самостоятельную работу студентов.

Цель освоения дисциплины: согласно федеральному государственному стандарту образовательный процесс подготовки бакалавров направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в информационно-образовательной среде вуза через осознание бакалаврами социальных и профессиональных ценностей, овладение знаниями, умениями и опытом деятельности, что в итоге предполагает формирование общей и профессиональной культуры, в том числе физической культуры личности. «Элективные курсы по физической культуре и спорту» - единственная практико-ориентированная дисциплина, оказывающая прямое, а не опосредованное влияние на здоровье человека, ориентированная на формирование его физкультурных компетенций в процессе специально организованной двигательной деятельности.

Планируемые результаты обучения. В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК-7: способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

В результате освоения компетенции ОК-7 студент должен:

1. Знать: научные основы биологии, физиологии, теории и методики педагогики и практики физической культуры и здорового образа жизни;

2. Уметь: проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;

3. Владеть: способами определения дозировки физической нагрузки и направленности физических упражнений;

ОК-8: способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; (Для следующих направлений: 38.03.01 Экономика, 44.03.02 Прикладная информатика, 40.03.01 Юриспруденция)

В результате освоения компетенции ОК-8 студент должен:

1. Знать: содержание и направленность различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность;

2. Уметь: составлять индивидуальные комплексы физических упражнений с различной направленностью;

3. Владеть: приемами страховки и способами оказания первой помощи во время занятий физическими упражнениями;

 

Оценочные средства результатов освоения дисциплины, критерии оценки выполнения заданий представлены в разделе «Фонды оценочных средств». Итоговая форма контроля - зачет.

Для реализации дисциплины используются следующие образовательные технологии: современное традиционное обучение (лекционно-семинарская- зачетная система) и личностно-ориентированное обучение.

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

Текущая и рубежная аттестациязачёт

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Элективные дисциплины по видам спорта, современным двигательным и оздоровительным системам» осуществляется в соответствии с разделом IX.

 

 

2.2. Этапы формирования и оценивания компетенций
Компетенция Этап формирования компетенции Дисциплины, практики, участвующие в формировании Тип контроля Оценочное средство/ КИМы
Форма
ОК-7: способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний ОК-8: способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Ориентировочный (владение базовыми основами физической культуры и здорового образа жизни) Физическая культура; Элективные курсы по физической культуре текущий контроль успеваемости Тестирование по разделу общая физическая подготовка (входной контроль)
Когнитивный (знание и понимание сути и способов поддержания должного уровня физической подготовленности) Физическая культура; Элективные курсы по физической культуре текущий контроль успеваемости Работа на занятиях
Праксиологический (практическое освоение способов поддержания должного уровня физической подготовленности) Физическая культура; Элективные курсы по физической культуре промежуточная аттестация Тестирование по разделу общая физическая подготовка (итоговый контроль)
Рефлексивно-оценочный (обеспечивающий мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и сформированный двигательный опыт), Физическая культура; Элективные курсы по физической культуре промежуточная аттестация Разработка и защита индивидуальной программы тренировок

 

 

Зачет по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту»

Студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу в каждом семестре получают зачет по учебной дисциплине «Элективные курсы по физической культуре». Условием получения зачета являются: наличие справки медицинского осмотра (допуска к сдаче контрольных нормативов), регулярность самостоятельных занятий, знание материала теоретического раздела программы, выполнение установленных на данный семестр тестов общей физической и специальной (спортивно-технической) подготовки для соответствующей специализации.

Студенты, занимающиеся по программе «Элективные курсы по физической культуре и спорту» выполняют зачетные, контрольные требования и получают зачет с соответствующей записью в зачетной книжке студента.

Критерием успешности освоения материала в основном и спортивном отделениях является экспертная оценка преподавателя, учитывающая регулярность посещения обязательных учебных занятий, знаний теоретического раздела программы и выполнения на оценку «удовлетворительно» и выше тестов общей физической и спортивно-технической подготовки для отдельных групп различной спортивной направленности, а также установленных в данном семестре требований.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физический культуре студентов, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях студента, которые обязательно должны быть замечены преподавателем и сообщены занимающемуся, выставляется положительная отметка.

Положительная оценка (зачет) должна быть выставлена также студенту, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной, корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры и другими разделами программного материала.

Студенты, освобожденные от практических занятий по дисциплине по состоянию здоровья на длительный срок или на весь период обучения по дисциплине, проходят курс теоретической подготовки и самостоятельных занятий, контролируемых врачом. Итогом теоретической подготовки является написание реферативной работы, защита которой происходит в период зачетной сессии. Студенты, освобожденные от практических занятий по дисциплине по состоянию здоровья на длительный срок или на весь период обучения по дисциплине, выбирают темы рефератов по двум последним цифрам зачетной книжки. Например: № зачетной книжки 2015213 – номер реферата будет 4, 14 и т.д. В реферативной работе студент должен показать умение выявлять и формулировать актуальные для теории и практики физической культуры и спорта цели и задачи, анализировать учебную, научную и методическую литературу, материалы, отражающие практику физкультурно-спортивной деятельности, интерпретировать и оформлять результаты изучаемого материала, делать выводы и давать практические рекомендации по изучаемой теме.

Работа должна включать обоснование выбора темы и её актуальность, постановку задач, и обзор информационных источников, описание методов и результатов исследования, обсуждение полученных данных и библиографический указатель, приложения.

Реферат должен быть предоставлен в бумажном и электронном вариантах. По материалу реферата обязательно предоставляется презентация в электронном варианте. Реферат студент должен защитить, сделав краткий доклад и, ответив на контрольные вопросы преподавателя, используя выполненную им презентацию реферата. Курирующему преподавателю представляются результаты работ в форме: доклада, практических рекомендаций, научной статьи, презентации - в электронном и бумажном вариантах. Презентация и другие материалы проекта после защиты предоставляются в открытом доступе всем студентам и сотрудникам Университета. Объем работы, как правило, не должен превышать 15-20 страниц стандартизированного текста компьютерной верстки. Реферативная работа студента может также представлять собой теоретическое исследование и выполняться в форме обобщенного научного обзора с анализом новейших научных работ, связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщающие выводы, имеющие научное или практическое значение. Такая работа может быть рекомендована на студенческую научную конференцию. Таким образом, реферативная работа призвана характеризовать теоретическую подготовку студента по предмету, показать его умение самостоятельно вести научный поиск и ведение научно-исследовательской работы по дисциплине (модулям) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура».

Темы рефератов по дисциплине (максимальный балл - 50)

1. Пути достижения физической, технической, тактической и психологической подготовленности.

2. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спорта.

4. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

5. Врачебный контроль, его содержание и задачи.

6. Педагогический контроль. Его виды, содержание и задачи.


7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования (стандарты, индексы).

8. Дневник самоконтроля. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.

9. Определение нагрузки при занятиях физическими упражнениями по показателям пульса, жизненного объема легких и частоте дыхания.

10. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, функциональных проб и тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма.

11. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля.

12. Показатели тренированности в покое, при стандартных нагрузках и при предельно напряженной работе.

13. Физическая подготовленность студентов. Основные критерии.

14. Самооценка и анализ результатов тестирования по физической подготовке за период обучения в вузе

15. Определение уровня физического состояния через нагрузочные тесты

16. Характеристика и методика формирования физических качеств.

17. Методика составления индивидуальных оздоровительных и тренировочных программ по избранному виду физической активности.

18. Определение понятия «ППФП», ее цели и задачи. Общие положения ППФП.

19. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.

20. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.

21. Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП студентов различных факультетов.

22. Влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов различных факультетов.

23. Методика подбора средств ППФП студентов.

24. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе.

25. ППФП студентов различных специальностей на учебных занятиях.

26. ППФП студентов во внеучебное время.

27. Система контроля за ППФП студентов.

28. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП.

29. Прикладные виды спорта в ППФП студентов.

30. Основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста.

31. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды средствами ППФП.

32. Личная и социально-экономическая необходимость специальной и психофизической подготовки к труду.

33. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

34. Характеристика физической нагрузки для различных групп профессий.

35. Понятие «производственная физическая культура», ее цели и задачи.

36. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

37. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время.

38. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

39. Методика составления и проведения комплекса вводной гимнастики.

40. Методика составления и проведения комплекса физкультурной паузы.

41. Методика составления и проведения комплекса физкультурной минутки.

42. Развитие профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков.


 

3.2. Методические рекомендации по освоению дисциплины

Существующая в настоящее время ситуация, при которой многие студенты уделяют физическим упражнениям в лучшем случае лишь до 4 часов в неделю, гиподинамической. Оптимальным считается двигательный режим для студентов мужчин 8-12 часов в неделю, а для же нщи н 6-10 часов. В связи с этим важным фактором оптимизации двигательной активности является такие формы самостоятельных занятий студентов физическими упражнения, как тренировки, физкультурные паузы и физкультурные минутки, ежедневные прогулки, походы выходного, дня и т.д.

Реализация такого двигательного режима требует ежедневной организации двигательной деятельности в объеме 1,5-2 часов. Причем необходимыми условиями самостоятельных занятий являются свободный выбор средств и методов, достаточно высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект.

В самостоятельных занятиях студентов необходимо широкое использование средств физического воспитания для всестороннего физического воздействия, в том числе оказывающих влияние на сосудистую систему головного мозга (дыхательная гимнастика, упражнения для мышц зрительного аппарата, для релаксации и т.п.)

На начальном этапе таких занятий желательно предпочтение отдать индивидуальной форме. Она позволяет наиболее эффективно учитывать индивидуальные особенности и, в частности, психологическую и физическую готовность индивида к выбору программы, определению нагрузки и др. в частности, женщине бегать вместе с мужчиной можно рекомендовать лишь в случае, если она находится в хорошей спортивной форме и способна преодолеть 1,5 км. быстрее 10 мин. Для начинающей это нежелательно, т.к. может привести к деморализации и возникновению вполне объяснимого желания совсем прекратить занятия.

Тренироваться рекомендуется 3-4 раза в неделю по 1-1,5 часа. Заниматься л ишь один раз в неделю нецелесообразно, т.к. это не только не способствует повышению уровня тренированности организма, но и может привести к травмам. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня. Не рекомендуется тренироваться со значительными нагрузками утром сразу после сна натощак.

Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать всестороннему развитию физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

Структура самостоятельного тренировочного занятия должна состоять из трех частей (разминки, основной части и заминки).

Для студентов можно в первую очередь порекомендовать использование программ с преимущественно циклическими упражнениями (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, велосипед или велотренажер, ходьба по лестнице, прыжки со скакалкой, спортивные игры, аэробика и т.п.) в сочетании с общеразвивающими упражнениями. Весьма эффективным средством укрепления здоровья являются занятия циклическими упражнениями в режиме ходьба оздоровительный бег (трусца). Такие занятия укрепляют мышцы, тренируют сердечно сосудистую и дыхательную системы, улучшают обмен веществ в организме, благотворно влияют на функции нервной системы. Заниматься лучше ежедневно, но не реже 2х-3х раз в неделю.

Приступая к занятиям, следует посоветоваться с врачом и подобрать свободную, не стесняющую движений и соответствующую погоде одежду и легкую обувь на мягкой, толстой подошве. Начинать занятие следует с ходьбы и выполнения нескольких гимнастических упражнений. Это подготовит организм к более высокой нагрузке. Продолжительность бега для начинающих 3-5 минут с последующим увеличением продолжительности бега за занятие на 30­60 секунд. При регулярных занятиях время бега можно довести до 25-30 минут у мужчин и до 20-25 минут у женщин. Темп бега 7-10 минут на километр. На первом году занятий следует увеличивать только дистанцию, но не скорость бега. В то же время увеличивать расстояние пробежек следует л ишь тогда, когда занимающийся овладеет нормальным дыханием, когда мышцы брюшного пресса достаточно окрепнут, а стопа станет гибкой и сильной; когда бегая, он не задыхается, не краснеет, не покрывается испариной. Важно, чтобы человек выбрал для себя такой темп, который ему подходит. При появлении усталости, сильной одышки, учащенного сердцебиения, а также болей в области печени или икроножных мышц следует переходить на ходьбу, а когда боль исчезнет, продолжать бег. В тех случаях, когда увлекаясь, занимающиеся увеличивают тренировочные нагрузки без предварительной подготовки опорно­-двигательного аппарата, может возникнуть заболевание надкостницы. В качестве предупреждения этого заболевания очень полезен бег - босиком по траве в заключительной части тренировки ходьба босиком по гравию. При самых легких формах этого заболевания можно рекомендовать не прекращение тренировок, а лишь временное снижение тренировочных нагрузок, смену жесткого грунта на более мягкий.

У начинающих могут появиться и держаться несколько дней боли в мышцах ног. В этом случае после бега рекомендуется принять горячую ножную ванну в течении 10-20 минут и сделать самомассаж. В тех случаях, когда сильно устает стопа и становится тяжело ходить, следует укрепить мышцы бедра. Несколько раз в день по 30 секунд лежа, сидя или стоя надо прижимать ногу к ноге, сжимать ногами книгу, подушечку, свои руки. Для устранения местного утомления в ногах еще лучше, по возможности, использовать велосипед, велотренажер, велоэргометр. Во время езды на велосипеде стопа испытывает нагрузку в 3-4 раза меньшую, чем во время бега трусцой.

Во время оздоровительного бега надо следить за осанкой, туловище сохранять в вертикальном положении и стараться смотреть на 10-15 метров вперед. Мы шц ы плечевого пояса и рук расслаблены. Нога ставится на пятку с последующим перекатом на всю ступню. Длина шага от 30 до 80 см.

Следует внимательно следить за пульсом. Максимальная ЧСС не должна превышать а минут/ величину, равную 180 минус возраст. Например, при возрасте 25 лет пульс при беге должен быть не более 155 ударов в минуту /180 минус 25/. Через 15-20 минут после бега пульс должен восстановиться до исходных величин.

Продолжительность занятий может быть различной. За счет повышения двигательной активности можно сократить ее длительность.

Так двухчасовую прогулку со скоростью 4,5 км в час может заменить 15 минутный бег со скоростью 10 км в час или 30 минут игры в баскетбол. Не следует забывать и очень популярные у молодежи танцы. Их высокая эмоциональность сочетается с достаточно высоким функциональным воздействием пульсовой режим 120-140 уд/мин.

Считают, что для того чтобы укрепить здоровье вполне достаточно 20-30 минут (3-4 км) ежедневного бега трусцой.

Каждому студенту можно рекомендовать заниматься тем, что ему больше нравится. Конечно, тому, кто прикован к письменному столу, весьма полезны и прогулки и пробежки. Но если он весь день вынужден проводить на ногах, то лучшим отдыхом для него будут другие циклические упражнения плавание, гребля и т.п. Абсолютным противопоказанием к занятиям бегом, как и другими тренировочными нагрузками, являются острие заболевания, включая простудные, а также обострение хронических болезней.

У многих студентов, ведущих малоподвижный образ жизни, со временем возникает немало проблем, связанных с потерей гибкости в шейном и поясничном отделах позвоночного столба. С годами уже в среднем возрасте эта проблема начинает волновать подавляющее большинство людей, не занимающихся физическими упражнениями. В частности, с возрастом многие люди жалуются на боли и онемение мышц плечевого пояса. Причем нарушение функций может становиться очевидным не сразу, а лишь после того, как суставы успевают потерять до 50% своей подвижности.

Для сохранения хорошей осанки и предупреждения радикулитов важно хорошее развитие мышц брюшного пресса и спины. Боли в поясничной области один из самых распространенных недугов, которыми страдают в той или иной форме около 80% всех взрослых людей. Однако в подавляющем большинстве случаев такие боли, благодаря упражнениям для мышц брюшного пресса и спины, а также упражнений на гибкость, ослабевают или исчезают независимо от вызвавшей их причины. Тем же, кто уже страдает радикулитом, следует приступать к выполнению таких движений очень осторожно, сосредоточив внимание на упражнениях, способствующих растягиванию. Силовые же упражнения усложнять очень постепенно, учитывая свои индивидуальные возможности.

Когда занимающийся сможет выполнять каждое такое упражнение по 10 раз дважды в день, в том числе во время УТГ, можно сократить количество занятий до одного, но повторять каждое упражнение по 20 раз. Приобретенную таким образом силу мышц достаточно поддерживать при трех четырех занятиях в неделю.

Определенную специфику имеют тренировочные занятия женщин. При их организации следует учитывать анатомо-физиологические и психические особенности женского организма. Для здоровья же нщи ны большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. Особенно это важно для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни, поскольку при сидячем положении мышцы, тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов. В связи с этим мышцы теряют эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения и функциональной деятельности этих органов.

Ряд особенностей имеется и в деятельности сердечно сосудистой, дыхательной, нервной и других систем женщины. Они выражаются в более частом сердцебиении и дыхании, менее выраженном повышении кровяного давления, более продолжительном периоде восстановления организма после Физической нагрузки, а также более быстрой потере спортивной формы при прекращении тренировочных занятий.

Методика проведения занятий же нщи н также имеет свои особенности. По сравнению с мужчинами тренировочные занятия с ними должны отличаться меньшей физиологической нагрузкой и более постепенным нарастанием ее объема и интенсивности. Содержание занятий, особенно для начинающих, должно быть интересным, эмоциональным, разнообразным, для развития всех мышечных групп. Разминку следует проводить более тщательно и продолжительнее, чем при тренировке мужчин.

Наряду с упражнениями, укрепляющими мышцы спины, брюшного пресса и тазового дна, особое место должно отводиться упражнениям, способствующим поддержанию высокой подвижности различных отделов позвоночника, в том числе и шейного. При выполнении упражнений следует избегать резких сотрясений тела (прыжки со значительной высоты и т.п.), а также упражнений, требующих мгновенных сильных напряжений и усилий при подъеме груза, столкновений с соперником и др.

Даже для хорошо подготовленных спортсменок рекомендуется исключать упражнения, сопровождающиеся задержкой дыхания и натуживанием, вызывающие

В последние годы большой популярностью у девушек и женщин пользуются индивидуальные и групповые занятия оздоровительной физической культурой под музыку. Наиболее популярны из них шейпинг, аэробика и калланетик. В США шейпингом называет любые занятия оздоровительной физкультурой: бег, плавание, велосипед и др. у нас же так называют компьютерные программы, построенные на научной основе. При шейпинге у женщин формируется мальчишеская, поджарая спортивная фигура с рельефными мышцами на плечах и ягодицах.

Для систематических занятий физической культурой найдите для себя безальтернативные мотивы, веские аргументы и убедительные стимулы. Не пропускайте занятий по физическому воспитанию в вузе (равно как и по другим дисциплинам). Внимательно относитесь к рекомендациям преподавателя, спрашивайте о непонятном, вникайте в суть происходящего на занятии и прислушивайтесь к изменениям, протекающим в вашем организме под воздействием учебных нагрузок. Используйте оплаченные вами занятия с максимальной пользой для себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: