УМК: «Школа России».. Тема: «Однокоренные слова».




Класс: 2.

УМК: «Школа России».

Тема: «Однокоренные слова».

Цели: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Задачи:

• образовательная: научить находить корень в однокоренных словах;

• развивающие: развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

• воспитательные: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль, воспитывать интерес к русскому языку.

УУД:

Познавательные:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-построение сообщений в устной и письменной форме;

-ориентирование на разнообразие способов решения задач;

-выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Коммуникативные:

-использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

-владение диалогической формой коммуникации;

-формулировка собственного мнения и позиции;

-умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

-слышать и понимать речь учителя.

Регулятивные:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

-оценка правильности выполнения действий.

Личностные:

-положительное отношение к школе;

-интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-самоанализ и самоконтроль результата, понимание оценок учителя;

-способность к оценке своей учебной деятельности.

Тип урока: открытия нового знания.

Технологическая карта урока

Содержание учебной деятельности
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I. Организационное начало урока. 1 слайд. Здравствуйте, ребята! Проверьте глазками готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал. Все готовы к работе. Садитесь, пожалуйста! Ребята, на уроке нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; радоваться вместе нашим победам, и с неудачами справляться тоже вместе. Откройте тетрадь, запишите число, Классная работа. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Запись в тетради. Личностные: -положительное отношение к школе; Коммуникативные: -слышать и понимать речь учителя.
II. Актуализация знаний. Минутка Чистописания. Начинаем минутку чистописания. Сейчас мы пропишем первую пару заглавных и строчных букв (Д,д). 2 слайд. Далее прописываем вторую пару заглавных и строчных букв (У,у). 3 слайд. Сейчас мы проведём словарную работу.4 слайд. (альбом, ворона, заяц, коньки, лопата, машина, пенал, собака). Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем. Личностные: -положительное отношение к школе; -интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Коммуникативные: -формулировка собственного мнения и позиции; -слышать и понимать речь учителя.
III. Самоопределение деятельности. -Ребята, что такое корень? (ответы детей) 5 слайд. -Сейчас мы с вами обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова, проверим правильно ли мы определили значения этого слова. (учащиеся читают значения слова «корень») Верно, у этого слова много значений: подземная часть растений, корень зуба, волоса и т.д. -Ребята, а что же говорится в 3 значении? (ответы детей) В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов. - Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные). - О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова). - Какая часть для растения самая главная? (Корень.) Почему? (Без корня растение не может жить). У слов тоже самая важная, самая главная часть – корень. -Как вы думаете, какое значение слова корень нам подходит больше всего для нашего урока? (ответы детей) Да, нам подойдет значение корень слова! -Ребята, подберите родственные слова к слову зайка. (ответы детей) Молодцы! -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. (ответы детей) Правильно, тема нашего урока: «Однокоренные слова». 5 слайд. -Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (ответы детей) Цель нашего урока-узнать значение корня, научиться определять однокоренные слова. Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем. Определяют тему, цель урока. Личностные: -положительное отношение к школе; -интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Коммуникативные: -использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; -владение диалогической формой коммуникации; -формулировка собственного мнения и позиции; -слышать и понимать речь учителя. Регулятивные: -принятие и сохранение учебной задачи; -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -построение сообщений в устной и письменной форме.
IV. Изучение нового материала. На нашем уроке: нам предстоит ответить на вопросы: · Какие слова называются однокоренными. · Каковы признаки однокоренных слов. А начнём мы со сказки. Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. -Как вы думаете, дети, какие слова могли вырасти на этом дереве? (садик, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный и т.д.(ответы детей)) Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым Был он только словом. -Хотите сами стать такими садовниками? (ответы детей) Давайте посадим слово-корень -лес-, закончив цепочку однокоренными словами. (Учащиеся работают в тетрадях) Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - Стало много новых слов. -Каких? (ответы детей) Лесник, лесной, лесничий, лесовик… Выделите корень. Прочитайте только корень. - Вы поняли, что означает это слово? (ответы детей) Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Какой вывод сделаем? (В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.) Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике? (стр.58) - Какие слова называются родственными? (Родственными словами называются те слова, которые имеют общую часть и общее значение) - Как называется общая часть? (Корень.) - Какие слова называются однокоренными? (Родственные.) (ответы детей) Прочтите упражнение 77 на странице 58. Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем. Личностные: -положительное отношение к школе; -интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: -использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; -владение диалогической формой коммуникации; -формулировка собственного мнения и позиции; -умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; -слышать и понимать речь учителя. Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -построение сообщений в устной и письменной форме; -ориентирование на разнообразие способов решения задач; -выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
V. Физкультминутка. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Учащиеся выполняют комплекс упражнений.  
VI. Первичное закрепление изученного. Стр. 59 упр. 78. Сейчас мы поучимся находить в словах общую часть. Посовещайтесь друг с другом и устно выполните задание. (Ученики выполняют задание, проговаривая устно и анализируя). Стр.59 упр.79. Рассмотрите рисунки. Прочтите слова. - Что обозначает каждое из этих слов? Что общего в лексическом значении этих слов? (ответы детей) Найдите в родственных словах общую часть, в которой заключено это общее значение. Запишите слова в строку. Выделите в них общую часть грибзнаком «корень». -От какого слова образовались слова грибок, грибник, грибной? (ответы детей) Как настоящие исследователи вы должны уметь обосновать свои знания. Открываем учебник на странице 60, упражнение 81. Прочитайте пары слов. -Ребята, что это за слова? (ответы детей) Верно, синонимы! -Вам нужно доказать, что слова каждой пары являются синонимами, а не родственными словами. (Учащиеся устно доказывают, что слова являются синонимами) Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстротаи липнуть, липучий. (Учащиеся находят «родственные» слова) Запишите эти группы родственных слов. Выделите в них общую часть знаком «корень». Молодцы! - А сейчас я прочитаю вам сказку. Сказка называется «Чужак». Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.) - Почему? (Это слово имеет другое значение.) - Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень -вод-.) - Помогите найти ему своих родственников. (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить.) - Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите корень. (Вода, водица, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной, водный.) Учащиеся выполняют задания, предложенные учителем. Личностные: -положительное отношение к школе; -интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: -использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; -владение диалогической формой коммуникации; -формулировка собственного мнения и позиции; -умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; -слышать и понимать речь учителя. Регулятивные: -принятие и сохранение учебной задачи; -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -построение сообщений в устной и письменной форме; -ориентирование на разнообразие способов решения задач; -выделение существенной информации из сообщений разных видов.
VII. Итог урока. -Ребята, какая тема была у нашего урока? (ответы детей) Да, тема нашего урока «Однокоренные слова». -Что нового узнали сегодня? (ответы детей) -Какую цель мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке? (ответы детей) Цель нашего урока- узнать значение корня, научиться определять однокоренные слова. Поднимите руки те, кто считают, что достигли цели урока. Молодцы! Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итоги урока. Личностные: -положительное отношение к школе; -способность к оценке своей учебной деятельности. Коммуникативные: -владение диалогической формой коммуникации; -формулировка собственного мнения и позиции; -слышать и понимать речь учителя. Регулятивные: -оценка правильности выполнения действий.
VIII. Рефлексия. Сейчас мы оценим свои достижения при помощи незаконченных предложений! На уроке я узнал(а)….. На уроке мне больше всего понравилось….. Тяжелее всего мне было….. Легче всего было….. Учащиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке. Личностные: -положительное отношение к школе; -способность к оценке своей учебной деятельности. Коммуникативные: -формулировка собственного мнения и позиции; -слышать и понимать речь учителя. Регулятивные: -оценка правильности выполнения действий.
IX. Выставление оценок.      
X. Домашнее задание. Страница 59, упражнение 80. Учащиеся записывают домашнее задание.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: