Характеристика формы права




Тема № 4: «Источники (формы) права»

Вопрос 1

Некоторые ученые, разделяя понятие источник и форма права, под источником понимают корни права, то есть то, откуда исходит правовые нормы

Формы (источники) права - это способы выражения и закрепления ПН, формы осуществления в действительности. Любая правовая система характеризуется особенностью источников права, признаваемых фундаментальной доктриной или законодательства в качестве действующих. Исследования форм права позволяет увидеть место того или иного источника в системе права.

Вопрос 2

Характеристика формы права

Большинство ученых ТГП выделяют 4 основных источников права:

1) НПА

2) Судебный прецедент

3) Нормативный договор

4) Правовой обычай

А)Особенности цивилизации и развития государства,обусловили наличие в каждой национальной системе права,специфической набор форм выражения права. Наиболее древней формой права является правовой обычай.

Правовой обычай - это правила поведения, которые в результате фактического применения в течении длительного периода времени,вошли в привычку народа и признаются государством, которое обеспечивает их выполнение.

Основные черты правового обычая:

1) Продолжительность существования

2) Постоянность соблюдения

3) Санкционируются (признаются) государством

4) Они обязательны не сколько в силу принуждения государства,сколько потому что члены общества признаются таковыми

Совокупность обычая, если их значительное количество называют обычным правом.

Обычное право -это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в правовом государстве, либо на определенной местности,люди подчиняются,не задумываясь. Отсылки к обычаям традиционно имеются в морском традиционном праве.

Например: Так, срок, в течении, которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого срока, обычно принимается в порту погрузки. (разгрузка скоропортов)

Утверждаются нравственные и гуманистические ценности, служим примером врачи. По своей сути это торжественные обещания, которые приносят граждане (окончив высшее учебное медицинское учреждение (клятва Гиппократа)). Разработаны метод сценарии торжественного вручения паспорта, регистрации брака, награды.

Б) Судебный прецедент -решение высшего суда,как по делу, явл. обязательными для той или иной инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

Сущность суд. прецедента заключается в предании нормативного акта в решении суда по конкретному делу при этом обязательным является только та часть решений на основе которого выносится – мотивировочная части.

Признаки:

1. Казуальность- прецедент всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации.

2. Множественность – существуют достаточное количество инстанций, которые могут издавать прецеденты, это обуславливает большой объём права.

3. Противоречивость и гибкость – решение разных судов по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга, это определяет гибкость прецедента.

Признание прецедента источником права, означает признание правотворческой деятельности суда. В качестве основного источника права прецедент выступает в США, Новой Зеландии, Канаде и т.д.. В РФ, ПМР, Молдове прецедент не является официальным источником права, но неофициально является.

Будет суд. прецедент смотреть на выполнение суд. инстанций. Констит. Надзор (Высший суд РФ)

В) Нормативный договор – соглашение 2-х и наиболее сторон, в результате которых устанавливаются или отменяются ПН.Данные договоры представляют из себя своеобразное участие в государственном регулирование экономики и других сфер жизни общества. После заключения договора, его стороны обязаны подчинятся содержащим в нём ПН.

Например: федеративный договор РФ; коллективный заключен. между администрацией и коллективом предприятия;

Г) Правовая доктрина - мнение авторитетных ученых по вопросам права, мнению юристов были источники ещё в Древнем Риме. Использование доктрины в качестве основы мотивировки судебных решений предполагает отсутствии при рассмотрении дела необ. нормой закона суд.прецедента или обычая. Поэтому роль доктрины более значительна на тех стадиях развития права, когда гос. норматворчество не получило достаточного развития.

Д ) Религиозная догма – свод религиозных правил,юридическая сила которых может превосходить силу официальных документов издаваемых государственными органами.В основе мусульманских прав лежат 4 источника:

1) Коран, состоящий из высказываний Аллаха

2) Сонна-сборник традиционных правил,содержащих высказывание Магомеда

3) Иджма- конкретизация положений Корана(ученые)

4) Кияз- рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые е охватываются тремя первыми источниками

Вопрос 3

Нормативно-правовой акт -(романно-германская) семья, это официальный документ, созданный компетентными органами государства,содержит правовые нормы(правило поведения)

Признаки НПА:

1) Явл. авторами правотвор. гос-ва и содержат правовые обязательные предписания общего характера о порядке проведения и организации

2) НПА распространяют свои действия не на одно конкретное отношение, а на целый вид общественных отношений

3) НПА адресованы любому субъекту, участвовавшего в данных правоотношениях и могут применяться неоднократно.

Многообразие НПА упорядочено государством. Это заключается в том, что НПА:
1)Дифференцированы – то есть имеют определённую структуру, советующую структуре и основным направлениям деятельности государственного органа. Для каждого вида правотворческого органа определенна форма НПА. То есть президент издаёт акты. Правительство ПМР – постановления и распоряжения. Верховный совет принимает законы и т.д.
2) Иерархизированы – в своей совокупности имеют вертикальную структуру, во главе с конституцией, где любой НПА имеющий меньшую юридическую силу должен подчиняться НПА имеющему большую юридическую силу.

Юридическая сила НПА – свойство акта действовать, порождать обязательные юридические последствия. Соответствие соподчинённость актов, принятых нижестоящих органом вышестоящих актом. НПА конкретизированы по предмету регулирования. Определены пределы действия НПА в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Классификация НПА:
Все НПА делятся на 2 группы
1)законы
2) подзаконные акты

Закон – нормативный акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:
1) Конституция – основной закон государства. Закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму государства
2) Конституционные законы – принимаются по вопросам, органически связным с конституцией. (Закон о гражданстве, О статусе судей в ПМР, о конституционном суде ПМР)
3) Обычные законы(текущие) – составляют подавляющее большинство законодательных актов. Среди них, особое место занимают кодексы-законы, группирующие большую часть норм какой либо отрасли права.

Подзаконные НПА – это акты, изданные на основе и во исполнение закона, содержащие юридические нормы. Юридическая сила этих актов меньше чем у законов, их значение состоит в том, что они будучи связанными с законом конкретизирует и детализирует их.
Виды подзаконных видов НПА:
1) Указы президента - высшие по силе НПА.
2) Распоряжение президента
3) Постановление и распоряжение правительства ПМР.- акты исполнительного органа государства, наделённого широкой компетенцией по управлению общественными процессами.
4) Приказы министерств и ведомств, государственных комитетов. Эти Нормативные акты, регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах ведения, данного исполнительного органа государственной власти.
5) Решение местных органов самоуправления.(решение главы администрации города Тирасполь)
6) Локальные правовые акты, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

В зависимости от сферы действия НПА делятся на
1) НПА распространяющиеся на всю территория государства.(законы)
2) Акты, действующие на территории субъекта федерации (закон субъекта федерации)
3) НПА органов местного самоуправления
4) Локальные нормативные акты.

В зависимости от предмета правового регулирования
1)акты конституционной отрасли
2)акты административной отрасли
3) акты гражданской отрасли.

В зависимости от правового положения субъекта правотворчества
1) НПА государственных органов (правительство, президент, ГТК, МДВ ПМР)
2) НПА – органов субъектов федерации.
3)Акты органов местного самоуправления
4) Акты непосредственного народного волеизъявления.

Вопрос 4

Все НПА имеют пределы определённые территориальные, временные, а так же распространяются на определённый круг субъектов. Действие, то есть жизнь НПА определяется следующими параметрами:
1) На какие общественные отношения распространятся
2) С какого времени и по какие НПА имеет юридическую силу.(действие во времени)
3) На какой территории регулирует общественные отношения (действие в пространстве)
4) Кому оно адресовано(действие по кругу лиц)

Предметное действие – означает те общественные отношения, на которое направлено воздействие НПА (сфера образования, культуры)
Действие во времени – связано с вступлением и утратой силы НПА.
Закон об актах законодательства ПМР: В соответствии п1.ст 28 все законы ПМР должны быть официально опубликованы. Официальные издания (газета ПМР,САЗ (сборник актов законодательства). Не опубликованные законы применению не подлежат.
Действие НПА во времени, закреплены в статьях 32-35 в статьях этого закона.
Действие в пространстве – связано с распространением НПА на государственную территорию. В соответствии с государственным суверенитетом, все НПА действуют безраздельно на всей территории государства, однако в федеративных государствах есть акты ограниченного территориального действия. В ПМР действие НПА в пространстве регулируется статьёй 36 закона ПМР, об актах законодательства ПМР.
Действие НПА по кругу лиц. Существуют правила, согласно которому действие НПА распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Они могут обращаться в суд, другие государственные органы, для защиты принадлежащих им прав. Однако имеются исключения из правила. Так, иностранные граждане, пользуясь дипломатическим иммунитетом не могут привлечены к уголовной ответственности на территории другого государства. Эти вопросы регулируются международным правом. Акты и воинской службе, о службе в МДВ,ФСБ, вообще не распространяются на иностранных граждан. Существуют НПА, действия которых распространяется на определённые категории лиц. (Военнослужащие, работники ОВД, лиц, проживающих в зонах экологической катастрофы.) В таких случаях, в правовых актах, точно определят круг лиц, попавших под их действие.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: