Теоретические аспекты диагностики социальных проблем




 

В нашей стране налицо острейшие социальные проблемы, требующие незамедлительного решения. Нужна ли в этих условиях диагностика? Безусловно, нужна, и прежде всего потому, что очевидное на первый взгляд при тщательном анализе может таковым не оказаться. Как показывает опыт, использование диагностики в разных областях деятельности (медицина, педагогика, оргпроектирование и др.) дает положительные результаты, т. к. позволяет проникнуть в существо проблемы, понять ее истоки, причины, факторы, особенности протекания и соответственно принять необходимые меры по ее решению.

Диагностика социальных проблем представляет собой прикладное социологическое исследование состояния социального организма и важное направление социальной работы с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования и развития.

Диагностика включает в себя анализ конкретной социальной ситуации, выявление наличия социальных проблем и их типологизацию (определение принадлежности к установленному классу). Анализ социальной ситуации должен опираться прежде всего на объективные характеристики социальных процессов: пропорции жизнедеятельности общества, пропорции и темпы социального развития. При этом особое внимание следует обратить на такие тенденции, как снижение рождаемости, увеличение смертности населения, сдвиги в социальной структуре общества, повышение удельного веса нетрудоспособных, увеличение доли лиц, живущих на грани нищеты, люмпенизация населения, рост заболеваемости (в особенности детской), повышение интенсивности эмиграции («утечка мозгов», утрата высококвалифицированных работников), усиление национально-этнических конфликтов, увеличение количества и усиление тяжести преступлений, изменение их структуры, повышение темпов алкоголизации населения, сдвиги в структуре потребляющих алкоголь (повышение удельного веса пьющих женщин, подростков). Объектами исследования должны быть социальные факты, свидетельствующие о нетипичных для данного общества девиациях[1]. В то же время при анализе социальной ситуации нужно использовать данные эмпирических исследований социального самочувствия, свидетельствующие о том, насколько население осознает проблемы, как оно их оценивает, есть ли у него ощущения тревоги, неудовлетворенности. Эти субъективные оценки являются индикатором того, нормально ли функционирует общественный организм.

Диагностика позволяет научно обосновать социальные проблемы, ранжировать их по степени настоятельности и значимости, определять последовательность их решения. Она даст возможность эффективно использовать ресурсы, предназначенные для поддержания и развития социальной сферы. Диагностика важна для социального целеполагания. С ее помощью можно оценить обоснованность целей и выявить проблемы, которые возникают в ходе их решения. Диагностика может служить своего рода мониторингом, свидетельствующим о том, как органы власти и управления решают жизненно важные социальные проблемы и обеспечивают достижение поставленных целей.

Диагностика социальных проблем должна базироваться на теоретических представлениях о социальной проблематизации, принципах, методах и конкретных процедурах анализа социальных проблем, т. е. осуществляться по определенной методике Разработка такой методики – практическая задача, стоящая перед социальными работниками. Ниже предлагаются основные положения методики диагностики социальных проблем в качестве предмета для обсуждения.

В отечественной науке сложились теоретические представления о социальной проблематизации. В социальной работе распространено толкование социальной проблемы как отражения в сознании людей социального противоречия в качестве значимого для них несоответствия между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающего из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

В социальном управлении под проблемой, как правило, понимается несоответствие действительного состояния объекта желаемому, вызывающее необходимость принятия соответствующего решения. При таком подходе выделяются два аспекта. С одной стороны, проблема возникает тогда, когда то, что есть, нежелательно и нужно его устранить или ограничить;с другой – когда нет того, что желательно, и его нужно достичь или приобрести.

Достоинством социологического подхода к определению социальной проблемы является то, что выделяется ее объективное содержание – социальное противоречие во всем многообразии его проявлений. При управленческом подходе акцент делается на том, каким образом противоречие воспринимается лицами, принимающими решение, на необходимости социального действия – принятия управленческого решения. В то же время и с точки зрения социологического, и с точки зрения управленческого подходов подчеркивается объективно-субъективная природа проблемы. Это значит, что противоречие становится проблемой, если оно осознается, оценивается, переживается. С этим, по мнению Л.Т. Волчковой и В.Н. Мининой, согласиться нельзя[2].

Если есть противоречие, возникающее в процессе нарушения нормального функционирования и развития социального организма (общества в целом, его отдельных социальных образований), затрагивающего жизненно важные потребности, коренные интересы и основополагающие ценности социальной общности и вызывающего ответное социальное действие, направленное на его разрешение, значит есть и проблема.Осознание же противоречия, безусловно, важно для проблематизации, особенно с точки зрения постановки проблемы, оценки ее остроты, обоснования направлений ее решения. При этом необходимо знать, как воспринимаются проблемы населением, как они понимают и воспринимают пути их решения, предложенные управленцами.

Опираясь на такой подход к определению социальной проблемы, можно выйти на логику социальной проблематизации. В ее основе лежит анализ противоречии между целями социального функционирования и развития и возможностями их достижения, а также между потребностями, интересами, целями, мотивами деятельности различных социальных групп. В ходе анализа выясняется: имеет ли место нарушение пропорций социального функционирования и развития общества, насколько это нарушение затрагивает жизненно важные потребности, коренные интересы, основополагающие ценности общества, каким образом и насколько осознано социальными группами имеющееся противоречие, существуют ли какие-либо действия со стороны общества или отдельных его образований, направленные на разрешение возникающего противоречия. Таким образом, устанавливаются наличие проблемы, ее масштабы, острота и насущность.

Классификация социальных проблем. Социальная проблематизация предполагает разграничение проблем по различным основаниям. Исходя из содержания социальных процессов, можно выделить проблемы социального функционирования, социального развития и социального управления.

Важными проблемами социального функционирования являются проблемы удовлетворения возрастающих потребностей людей. К ним, в частности, относятся такие, как жилищная, продовольственная.

В основе проблем социального развития – противоречия, возникающие в процессе взаимодействия социальных групп, классов, национальных или территориальных общностей, а также общества и личности, обусловленные различием в интересах, целях, вследствие действия социально-экономических законов. Проблемы социального управления возникают в результате противоречивости деятельности по управлению социальными процессами. Такое деление позволяет выйти на специфику механизмов решения проблем.

По масштабности имеет смысл выделять проблемы общегосударственные (общенациональные), региональные (национальные), локальные (отдельных социальных групп). Это деление дает возможность «развести» субъекты решения проблем (определить уровни решения социальных проблем).

По характеру проблемы подразделяются на исходные (ключевые), лежащие в основе других проблем, и производные.

По масштабам последствий проблемы можно подразделять на неотложные, остростоящие, проблемы ближайшей перспективы и проблемы более отдаленной перспективы.

Принципы и методы диагностики социальных проблем. Диагностика социальных проблем основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых, при их осуществлении, является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования, адекватно отражающих сущность происходящих процессов и социальных изменений в обществе, в его структурах или отдельных группах и дающих возможность определить реальные пути и средства разрешения назревших проблем. Эти основные исходные положения называются принципами социальной диагностики.

Основным из них является принцип объективности, сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах. Сложность реализации этого принципа заключается в том, что лица, осуществляющие то или иное исследование с целью установления социального диагноза, сами, в силу своих индивидуальных особенностей, политических или должностных пристрастий, могут, помимо своей воли, привносить определенные субъективные мнения в оценки полученных результатов, а порой идти на скрытый подлог или игнорирование особенно нежелательных фактов, тенденций или же, напротив, на преднамеренное выпячивание самых несущественных из них. Поэтому строгое следование принципу научной объективности должно стать неотложным нравственным качеством любого исследователя социальных процессов и явлений, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.

В социальной диагностике важное значение имеет принцип причинной обусловленности. В реальном мире все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии. Наличие этой всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности позволяет в процессе исследования социальных явлений не ограничиваться простым описанием отдельных фактов или событий, а обращаться к выяснению закономерностей их возникновения, развития и функционирования, к поиску их причин.

Практическая ценность такого подхода состоит также и в том, что он создает предпосылки для выявления и всестороннего изучения гносеологии исследуемого явления или события, позволяет увидеть все многообразие возможных форм его выражения в зависимости от того, как будут складываться сопутствующие ему обстоятельства или иные воздействующие на него условия и факторы. В качестве иллюстрации можно обратиться, например, к такому негативному социальному явлению, как преступность. Так, по данным американских социологов и психиатров, рост безработицы всего лишь на 1% увеличивает число совершаемых преступлений в стране: убийств – на 650, а тюрьмы пополняются более чем на 3 тыс. преступников. Как видим, казалось бы, такие далекие друг от друга социальные явления, как безработица и преступность, на самом деле, вследствие всеобщей причинной обусловленности, находятся в непосредственной взаимосвязи, и их нельзя рассматривать изолированно одно от другого, а тем более не учитывать эту связь при разработке и реализации конкретных программ по их преодолению.

Поэтому при осуществлении социальной диагностики возникает необходимость строгого соблюдения принципа комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности. Искусственное ограничение и сужение диагностируемого явления какими-то показателями чревато неизбежными искажениями ожидаемых результатов.

В этом, можно сказать, проявляется одна из специфических особенностей социальной диагностики, в ходе которой вырабатывается социальный диагноз, являющийся не только конечным результатом научного исследования тех или иных социальных явлений, но и исходным документом для принятия соответствующими органами и организациями конкретных практических мер по реализации содержащихся в них рекомендаций.

Одним из ярких тому примеров может послужить печально известное в нашей истории событие, когда по необоснованным рекомендациям группы ученых-социологов в семидесятых годах было принято ошибочное решение о переселении жителей малых, так называемых неперспективных деревень, в крупные населенные пункты и районные центры, нанесшее трудновосполнимый ущерб нашему сельскому хозяйству, а еще больше – нравственному состоянию людей, вынужденных рвать свои исторические корни, уходить из родных мест, которые когда-то обживали и осваивали их предки, где покоится их прах.

Эти основные исходные теоретические положения – принципы социальной диагностики взаимоотношений в обществе – реализуются посредством применения специальных приемов или методов, практического освоения социальной действительности, изучения конкретного события или явления. В зависимости от специфики диагностируемого социального явления, поставленных целей и задач, могут использоваться различные методы исследования, имеющие как всеобщий, так и частный характер.

Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщей метод материалистической диалектики, суть которого проявляется в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.

Диалектика как метод социальной диагностики расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а, следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции. В исследовании социальных явлений, как и в любом другом научном исследовании, широко используются два основных метода: аналитический и синтетический.

Аналитический метод – это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части, и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного, в каждом конкретном случае, сужения анализируемых проблем социального явления как целого при одновременном повышении точности специальных методов диагностики. Рассмотренная выше в качестве примера общая схема социальной диагностики построена именно на применении аналитического метода исследования, в процессе которого взятое для исследования явление (в данном случае демографическая ситуация) разлагается на ряд более простых элементов, которые, в свою очередь, могут быть еще более дифференцированы, а, следовательно, полнее и точнее изучены.

Противоположностью аналитического метода является синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Суть его состоит в том, что изучению подвергаются сначала простейшие элементы исследуемых социальных объектов, накапливается необходимый массив конкретных знаний, информации, а потом на их основе, путем логических сопоставлений и обобщений, делаются заключения о состоянии исследуемого явления, т. е. процесс исследования развивается в направлении от частного к общему, по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

Каждый из рассмотренных основных методов, используемых в социальной диагностике и терапии взаимоотношений в обществе, в свою очередь, реализуется посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему.

Это, например, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциации, методы моделирования (конструирования), проектирования и прогнозирования. Проанализируем некоторые из приведенных методов.

Применение метода измерений и дифференциации в социальной диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать, в данном случае, наиболее оптимальный, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других конкретных условий. При этом суждения экспертов, даваемые ими качественные и количественные оценки предлагаемых вариантов решений, служат основным источником информации. Но поскольку характер этой информации различен, то используются и различные методы ее обработки и анализа.

Одним из них является метод парных сравнений. Его суть состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. В конечном итоге из всех предъявленных экспертупар определяются альтернативные варианты, ранжированные по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы или специализированные общественные объединения (по поручению и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

Возможен и другой метод с использованием экспертных оценок. Это метод множественных сравнений. Он отличается тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары альтернативных проектов решений, а тройки, четверки и т. д. вариантов, что менее вероятно, но возможно. И в данном случае процедура оценок примерно такая же, как и в предыдущем методе. Преимущество его состоит в том, что при большом количестве вариантов решений имеется возможность систематизировать наиболее близкие из них и сгруппировать по совпадающим показателям.

Широкое распространение получил специальный метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например, по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным. Указанный экспертом наиболее (или наименее) предпочтительный вариант исключается из дальнейшего рассмотрения (его ранг уже определен). Затем такая же процедура повторяется с оставшимися вариантами и так до тех пор, пока все они не будут соответствующим образом ранжированы. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразуясь с возможностями и условиями.

Рассмотренные нами основные принципы и методы диагностики социальных проблем позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы ее осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала, ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.

В процессе диагностики необходимо учитывать диалектическую связь между социальными проблемами. Это означает, что решение данной проблемы имеет следствием возникновение новой или даже нескольких проблем, т. е. ее решение относительно. Например, решение проблемы безработицы в СССР в начале 30-х гг. имело следствием возникновение таких проблем, как неэффективная занятость, проблема ручного труда, проблема дисциплины и т. д. Более того, практика показывает, что социальные проблемы нельзя решить навсегда. В частности, проблемы, возникающие в результате действия закона возвышающихся потребностей, постоянно возобновляются, и в этом смысле они вечны. По мере социального развития через разрешение противоречий посредством социального управления или стихийно проблемы снимаются, но при этом они воспроизводятся на качественно новом уровне.

Диагностика предполагает оценку степени остроты данной социальной проблемы, когда на основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем и выясняется среди них ключевая, устранение которой приводит к решению многих проблем. Например, при разработке первого советского плана ГОЭЛРО специалисты пришли к выводу, что решение проблемы электрификации позволило бы существенно снизить затраты живого труда и высвободить время на собственно социальное развитие общества, повысить качественные характеристики живого труда (его производительность, качество образования, уровень квалификации работников), существенно изменить образ жизни и в городе, и на селе, повысить культурно-образовательный уровень населения. Поэтому рассматриваемая проблема оценивалась как ключевая, а программа электрификации определялась как ведущее звено плана.

Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы требует соответственно и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, необходимо такое распределение ресурсов, которое обеспечивало бы, хотя, может быть, и более низкими темпами, решение других, сопряженных с ключевой, проблем.

Поднимая вопрос о приоритетности и комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и потери, которые общество может нести, если социальные проблемы не будут решаться вовремя. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного типа исправительных учреждений для подростков (колонии, спецшколы и т. п.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, кружков и т. д.

В качестве приемов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя приемы,такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение дерева проблем; ранжирование проблем по степени актуальности и значимости; проведение прикладного социологического исследования проблемной ситуации, включая анализ данных социальной статистики, экономических параметров, материалов эмпирических обследований (анкетирования, интервьюирования и т. д.). Для диагностики социальных проблем могут быть использованы методы прогнозирования, программирования и планирования. Такие, например, как метод Дельфи и программно-целевой. Диагностируя проблемы, можно пользоваться методом социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.

Технологически диагностика социальных проблем описывается с помощью ряда последовательных операций и процедур:

1. Анализ конкретной социальной ситуации, выявление симптомов проблемы, обоснование ее качественных и количественных характеристик в виде изменений темпов и пропорций, нарушающих нормальное воспроизводство и развитие социальных процессов. Определение социальной нормы по каждой характеристике и их совокупности, а также в виде субъективных ощущений наличия проблемы, восприятия ее людьми.

2. Описание симптомов конкретной проблемы и оценка степени отклонения симптоматических характеристик от нормы. Результатом процедуры должны быть подтверждение наличия проблемы или отрицание ее.

3. Характеристика стадии развития проблемы. Оценка степени ее тяжести и опасности для общества. При этом необходимо определить, когда и где возникла проблема, какова интенсивность ее распространения, ее связи с другими проблемами. Важна прогнозная оценка проблемы с точки зрения ее влияния на развитие общества в будущем.

4. Определение круга факторов, обусловливающих проблему. Эта операция требует таких процедур, как формирование перечня факторов, оценки влияния каждого из них на возникновение и дальнейшее развитие проблемы, прогнозирование изменения проблемы в будущем в зависимости от изменения круга факторов и их соотношения.

5. Выявление причин и условий наличия проблем. Для этого необходимо установить причинно-следственные связи, обусловившие возникновение, существование и обострение проблемы, а также охарактеризовать условия, на фоне которых она возникает и усугубляется.

6. Оценка последствий не решения проблемы из-за отсутствия целенаправленного воздействия на нее. Эта операция предполагает следующие процедуры: выявление экономических, политических, нравственно-этических, морально-правовых и физиологических последствий наличия проблемы; оценку масштабов воздействия проблемы на указанные стороны жизни общества; определение общей величины ущерба от наличия данной проблемы на основе анализа взаимосвязей экономических, политических и других последствий.

7. Обоснование приоритетных направлений решения проблемы, что включает в себя формулирование возможных путей, вариантов, допустимых в настоящий момент, с учетом ограничений, накладываемых ресурсами; выделение среди них ключевого; наконец, оценку эффективности решения проблемы.

Предлагаемые методические положения диагностики социальных проблем даются в первоначальной постановке и, безусловно, требуют дальнейшей конкретизации. Применительно к отдельным проблемам социального развития они могут быть уточнены. Вместе с тем данные положения определяют логику и технологию диагностики конкретных проблем.

 


[1] Девиация – это отклонение от общепринятой нормы поведения, от правильной линии, от должного направления.

[2] Волчкова Л. Т., Минина В. Н. Диагностика социальных проблем // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер. 6. 1992. – Вып. 2. – С. 103-106.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: